Бюджет - 2015: особые приметы

6 ноября Законодательное собрание Оренбургской области приняло в первом чтении проект областного бюджета на 2015-й и плановый период 2016 и 2017 годов. О главном финансовом документе области на ближайшее будущее – наш материал. Пожалуй, одну из основных особенностей бюджета-2015 уже можно назвать традиционной. Это – открытость его формирования. Работа над проектом бюджета включает обязательные по закону публичные слушания. Кроме того, профильный комитет Законодательного собрания и финансово-экономический блок правительства области в рабочем порядке проводят встречи с представителями различных социальных и экспертных групп, а также организуют линии прямой связи, по которым поступают предложения жителей области.

Открытость

– Принцип работы комитета простой: мы принимаем любые предложения и пожелания по проекту бюджета, – поясняет председатель комитета Законодательного собрания Оренбургской области по бюджетной, налоговой и финансовой политике Владимир Киданов. – За сентябрь – октябрь комитет провел десятки встреч, в ходе которых всесторонне обсуждали проект бюджета на 2015-й и плановый период 2016 и 2017 годов с представителями муниципалитетов, профессионального сообщества, с законодателями всех уровней и лидерами политических партий. Седьмой год подряд мы проводим публичные слушания, и хочу отметить, что интерес к формированию бюджета с каждым годом только растет, причем становится больше число независимых участников бюджетного процесса. В этом году, например, только на слушания зарегистрировались два десятка человек – просто физические лица и представители организаций. Постоянно поступают вопросы и предложения от оренбуржцев.

Тут возникает вопрос: насколько велик шанс того, что пожелание будет учтено при бюджетном проектировании?

– Мы рассматриваем все предложения с позиций их обоснованности и эффективности, а также исходя из возможностей бюджета, – отвечает на вопрос Владимир Киданов. – Например, в прошлом году благодаря поступившим пожеланиям был скорректирован фонд поддержки предпринимателей. Вообще, должен отметить, что большинство предложений, поступивших от экспертной группы, – дельные. Простым жителям сложнее разбираться в финансовых вопросах, но попытки включиться в процесс идут все активнее. Это прямое следствие того, что информация о бюджете и бюджетном процессе идет внятная и популяризованная. Мы проанализировали октябрьские публичные слушания и решили, что к следующим публичным чтениям бюджета надо создать специализированную информационную площадку, которая будет работать в онлайн-режиме. Люди смогут получать ответы на свои вопросы, а нам будет легче обобщать и анализировать предложения к проекту.

Реалистичность

Без привязки к реалиям текущего момента с учетом возможных сценариев развития ситуации финансового, а тем более бюджетного планирования не бывает. 2014 год в мировой экономике отмечен рекордным падением цен на нефть. Вдобавок к этому на состоянии отечественной экономики не могли не отразиться экономические санкции, введенные против России западными странами – «поборниками демократии».

– Мы по всем направлениям, невзирая на экономические кризисы, не падаем, но, правда, и не очень растем, – комментирует Владимир Киданов. – Сейчас нужно говорить не о росте, а о стабильности. Предстоящие три года нам необходимо провести в тотальном снижении дефицита. И главный риск, который сегодня существует, – это изменение объемов добычи нефти, цены на нее и курса доллара. Прогнозные цифры вызывают беспокойство, потому что сегодня цена одного барреля намного ниже ста долларов. Но успокаивает, что цена на нефть падает, а параллельно курс доллара растет, это уравновешивает потери.

На расширенном заседании комитета по бюджетной, налоговой и финансовой политике, в котором принимали участие представители областных министерств и парламентских фракций, прозвучал вопрос, не слишком ли оптимистично прописаны в проекте бюджета показатели сбора налога на прибыль в доходной части, в то время как бизнес-сообщество говорит о кризисных макроэкономических моментах.

Представители областного минфина ответили, что руководствовались теми же прогнозными показателями, что применяются при планировании федерального бюджета, который сейчас формируется, исходя из цены на нефть в сто долларов за баррель. При сегодняшней цене 85 долларов за баррель определенные риски есть. Свести их к минимуму призваны оперативные корректировки, к которым финансовые органы области готовы.

Сбалансированность

Председатель Законодательного собрания Оренбургской области Сергей Грачев, говоря о проекте бюджета-2015 и планового периода 2016 и 2017 годов, отмечал: «Бюджет сформирован достаточно сбалансированно и позволяет выполнить абсолютно все социальные обязательства по «дорожным картам», которые заложены в наши программы, а дефицит же бюджета складывается в пределах, допустимых Бюджетным кодексом».

Бюджетный дефицит и госдолг стали главными отправными точками критики проекта бюджета со стороны оппозиционных фракций ЗС. Парламентское меньшинство традиционно прошлось по теме предоставления налоговых льгот, в частности для дочерних компаний «Роснефти». Причем подход у оппозиционеров был явно арифметический – льготы урезать, увеличив тем самым поступления в бюджет области. При этом они как-то по-детски отнеслись к тому, что область может лишиться примерно 20 миллиардов рублей в год, если нефтяники уйдут в консолидированную группу налогоплательщиков или выберут другой регион для уплаты налогов.

– Пример с оренбургскими подразделениями «Газпрома», часть налогов которых ушли из области, в этом отношении – показательный, – поясняет Владимир Киданов. – А льготный режим налогообложения, закрепленный договорами, дает не только гарантию поступления средств в региональный бюджет в заданных объемах, но и позволяет привлекать инвестиции, так как предприятия-льготники вкладывают деньги в свое развитие. Эта практика себя уже хорошо зарекомендовала, и прекращать ее мы не намерены.

Социальность

Несмотря на геополитические реалии и непростую экономическую обстановку, областной бюджет-2015 сохраняет ярко выраженную социальную направленность.

– На финансирование социальной сферы запланировано 67 процентов расходной части бюджета, - подчеркивает Владимир Киданов. – Это и выполнение социальных гарантий, и зарплаты бюджетников, и развитие систем образования и здравоохранения области. Запланирован рост расходов на поддержку многодетных семей и выплаты материнского капитала, предусмотрена поддержка сельского хозяйства, строительства, инвестиционных проектов.

При этом благодаря режиму экономии дефицит бюджета за ближайшие три года должен снизиться с нынешних восьми миллиардов до пяти. В свою очередь снижение дефицита приведет к снижению госдолга, о котором так любят говорить оппозиционеры, забывающие, что Оренбургская область была и остается регионом-донором.

Программность

Эта особенность бюджета-2015 и планового периода 2016 и 2017 годов была отмечена на заседании Законодательного Собрания. Губернатор области Юрий Берг даже подчеркнул, что уровень программности нашего бюджета гораздо выше, чем бюджета федерального. 96 процентов расходов областного бюджета запланировано в рамках государственных программ, имеющих конкретные целевые показатели и индикаторы. Ориентируясь на них, можно будет четко отследить не только расходование бюджетных средств, но и эффективность их использования.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий