В минувшем году бюджеты муниципалитетов собрали на миллиард больше налогов

- В следующем году ситуация может измениться - областной бюджет на 2014–2016 годы формировался в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов, - предупредила вице-губернатор – заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон руководителей финансовых органов муниципальных образований на состоявшейся в конце февраля итоговой коллегии министерства финансов области. Ее выступление стало не только предостережением о грядущих финансовых трудностях, но и призывом основательней к ним подготовиться.  

- Доходы исполнены, все расходные обязательства профинансированы, но сбалансировать эти две категории удалось только за счет финансового обеспечения дефицита. Кредиторской задолженности на областном уровне удалось избежать, и в этом огромная заслуга и одновременно большая ответственность органов власти, - пояснила она, поблагодарив за слаженную и оперативную работу в части кредитной политики областное министерство финансов. - Областной бюджет выступил своего рода буфером, смягчив последствия налоговой политики и негативных тенденций в производственной сфере: при плановом дефиците в 1,6 млрд. рублей фактически оказалось всего 122 млн. рублей. То есть муниципальные образования были защищены и 2013 год закончили в более выгодном положении, нежели областной бюджет. Есть территории, где бюджеты исполнены с профицитом (Гай, Медногорск, Акбулак, Первомайка, Пономаревка ряд других муниципальных образований). В сельских поселениях аналогичная ситуация, - проанализировала тенденцию вице-губернатор. И сразу предостерегла: в 2013 году мы справились, и местных бюджетов падение доходов коснулось отчасти. В этом году волна дойдет и до местных бюджетов.

Напомним, что бюджетообразующими (96%) являются налоги на прибыль – 23,4 млрд. рублей; на доходы физических лиц – 15,7 млрд. рублей; на имущество – 9,4 млрд. рублей и  акцизы – 5,4 млрд. рублей.

- Основные плательщики налога на прибыль, конечно, нефтяники и газовики, - отметила Наталья Левинсон. - Сегодня есть серьезные риски связанные с неясной макроэкономической ситуацией в стране и политикой консолидированных групп налогоплательщиков (в нашем случае – это газовики), поэтому ситуация с исполнением бюджета по налогу на прибыль будет напряженной. 

В этой связи Наталья Левинсон призвала финорганы и глав муниципальных образований не рассчитывать на помощь областного бюджета.

- Объем передаваемых доходных источников, финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение вопросов местного значения составляет без малого 17,4 млрд. рублей или 31,2 % доходов областного бюджета. Основные затратные вопросы местного значения – здравоохранение и дошкольное образование перешли на областной уровень. Возможности по расширению доходной базы муниципальных образований за счет региональных источников исчерпаны, -  привела сразу несколько доводов вице-губернатор. И настойчиво порекомендовала соизмерить возможности и потребности. А также заняться оптимизацией расходов и увеличением доходов, то есть практиковать уже отработанные на уровне области методики, сконцентрировав внимание на нескольких направлениях. Прежде всего – исполнении социальных Указов Президента, предписывающих рост доходов бюджетников.  В этой связи следует провести тщательный анализ и усовершенствовать механизм нормирования затрат на оказание услуг, а также внедрять механизм нормативно-подушевого финансирования.

Немаловажно и то, что реально сократить бюджетные расходы может привлечение к оказанию государственных (муниципальных) услуг негосударственных организаций. Не обошла вниманием Наталья Левинсон и проблему кадров. Там, где ставка делается на подготовленный персонал, результат всегда выше, и опыт Оренбурга, Орска, Илекского и Светлинского районов тому пример. 

Участники коллегии отметили, что показатели социально-экономического развития обеспечили поступление в консолидированный бюджет области 78,7 млрд. рублей, в областной бюджет – 63,3 млрд. рублей доходов, а исполнение по консолидированному и по областному бюджету составило 95 и 93,2 % соответственно.

- Налоговых и неналоговых доходов в консолидированный и областной бюджеты зачислено 65,5 млрд. рублей и 50,2 млрд. рублей соответственно. По сравнению с 2012 годом поступления в консолидированный бюджет уменьшились на 1,3 млрд. рублей, в областной – на 2,2 млрд. рублей, - привела данные министр финансов области Татьяна Мошкова. – При этом в доходы местных бюджетов поступило 15,4 млрд. рублей налогов и сборов, что на 1 млрд. рублей больше, чем годом ранее. Снижение налоговой базы обусловлено уменьшением налога на прибыль, вызванное в свою очередь льготами по амортизационным отчислениям (4 млрд. рублей) и появлением консолидированных групп налогоплательщиков, - пояснила она. – Муниципальные бюджеты в данной ситуации оказались в более выгодном положении. Например, налоговые поступления, взимаемые с применением  патентной системы налогообложения, возросли в восемь раз.

Министр финансов тоже подчеркнула, что возможности для увеличения поступлений в местные бюджеты задействуют не все. По сравнению с 2012 годом уменьшились поступления налога, взимаемого по упрощённой системе, в бюджеты города Новотроицка, Курманаевского, Кваркенского, Кувандыкского, Светлинского и Северного районов по сравнению с предыдущим годом снизились. То же касается и земельного налога. В 2013 году его поступление выросло на 143,4 млн. рублей или на 9,7 %. Но в Гайском, Октябрьском, Северном и Ясненском районах отмечено его снижение. В целом объем недоимки по налогам и сборам за прошедший год не уменьшился и по состоянию на 1 января 2014 года составил 1,5 млрд. рублей. По мнению Татьяны Мошковой, это означает, что для сокращения налоговой задолженности сделано недостаточно.

Расходы консолидированного бюджета области в 2013 году составили 89,6 млрд. рублей или 97 % от запланированных, областного бюджета - 74,2 млрд. рублей, что также соответствует 97 %.

68% или 61,2 млрд. рублей в денежном выражении - это  расходы на финансирование отраслей социальной сферы. В бюджетной политике 2013 года основным приоритетом являлась реализация социальных Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, в частности, повышение уровня средней заработной платы среди работников социальной сферы. На те же цели направлялись средства, сэкономленные в результате оптимизации расходов в сферах культуры, здравоохранения и социальной политики, в частности перевода муниципальных учреждений здравоохранения и социального обслуживания в государственную собственность.

Программы модернизации здравоохранения, общего образования улучшили ситуацию в отраслях, что видно по установленным «дорожными картами» показателям деятельности,  а программа модернизации дошкольного образования помогла ликвидировать очередность на зачисление детей старше трех лет в дошкольные образовательные организации.

Вложения в экономику составили 16,1 млрд. рублей или 15,5 % от общих расходов консолидированного бюджета. 5,8 млрд. рублей из дорожного фонда направлено на строительство (реконструкция), капитальный ремонт, ремонту и содержание региональных автодорог и межмуниципальных автомобильных дорог в сумме свыше 5,8 млрд. рублей. На улучшение жилищных условий граждан в 2013 году выделено около 5,3 млрд. рублей.

На коллегии министр финансов области сделала акцент на повышении эффективности бюджетных расходов, что было зафиксировано в решении коллегии. Исполнение государственной программы «Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области» и постоянный мониторинг мероприятий по увеличению доходов консолидированного бюджета области, оптимизация бюджетных расходов и совершенствование долговой политики отмечены, как ключевые направления работы.

Татьяна Мошкова тоже предложила усовершенствовать отраслевые порядки расчета нормативов затрат на оказание услуг и перейти к нормативно-подушевому финансированию  и заключению с руководителями учреждений «эффективных контрактов» с четко установленными показателями работы учреждения. Прежде всего, характеризующими достижение уровня средней заработной платы дифференцированно по категориям работников и в зависимости от специфики деятельности учреждений (в том числе за счет платных услуг) и выполнения государственных заданий. 

Министерство усилит контроль за использованием бюджетных средств, предусмотренных на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он будет вестись в режиме постоянного мониторинга соблюдения органами местного самоуправления нормативов по оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих. Кроме того, на коллегии прозвучала инициатива оптимизировать расходы на содержание органов местного само­управления, снизив их численность.

В перечне задач министерства своевременное исполнение долговых обязательств области, недопущение просроченной задолженности и минимизация расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга области.

Расходы местных бюджетов в условиях бюджетных ограничений рекомендовано четко приоритизировать. Финансовая помощь муниципалитетам будет выделяться, в первую очередь, на повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры и образования. На коллегии предложено еще раз тщательно оценить эффективность расходов  капитального характера, и в первоочередном порядке направлять средства на завершение строительства (реконструкции) объектов.  

Озвучила Татьяна Мошкова и позицию министерства по переходу на программно-целевой механизм планирования расходов муниципальных бюджетов.

– Это нужно делать активнее, - считает она. Кроме того, она напомнила о соблюдении установленных условий софинансирования при выполнении расходных обязательств, на реализацию которых предоставляются средства из областного бюджета.

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий