Трудовые ресурсы Оренбургской области: тормоз или фактор развития инвестиционного потенциала региона?

Успешный выход региона из кризиса во многом зависит от участия человека в преобразованиях. В современных условиях знания, трудовые навыки, предприимчивость становятся важным стратегическим ресурсом. Именно на уровне региона возможно создание и обеспечение комплекса оптимальных условий формирования и использования трудового потенциала, местные власти всегда ближе к предпринимателям и конкретным людям и знают их потребности и интересы.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что развитие любой организации зависит в первую очередь от качества трудовых ресурсов, которыми она располагает. Очевидно также, что финансовое состояние предприятия зависит от занимаемой рыночной ниши и того, насколько производимые товары и услуги соответствуют ожиданиям потребителя. А последнее является прямым следствием применения технологий и компетентности персонала при их использовании. Таким образом, ключевым фактором конкурентоспособности является совокупность знаний, умений, навыков, работников организации.

Очевидно, что качество обозначенных факторов зависит от системы образования и здравоохранения, общей социальной обстановки, отношения к знаниям в обществе и многих других факторов. В процессе анализа влияния указанных факторов на социум в начале девяностых годов прошлого века и появилось понятие человеческого капитала. 

Качество человеческого капитала влияет на инвестиционную привлекательность региона в целом и каждого муниципального образования в частности. В рамках исследований, проведенных Организацией по международному развитию при ООН (ЮНИДО), был сделан вывод о современных факторах привлечения финансовых средств в национальную экономику стран мира. Традиционные факторы (богатая ресурсная база, изобилие дешевого труда) все в меньшей степени сказываются на инвестициях, в то время как более действенными стали новые факторы:

• развитая социальная и экономическая инфраструктура;

• компетентная бюрократия;

• сильная образовательная система;

• устойчивая политика макроэкономической стабилизации.

Если проанализировать названные факторы, то первые три напрямую связаны с формированием человеческого капитала.

В данной статье мы решили проанализировать потенциал развития человеческого капитала в Оренбургской области и определить проблемы, связанные с трудовыми ресурсами, без решения которых привлечение инвестиций в муниципалитеты области будет затруднительным.

Есть такая наука – «демография»

Первая проблема, которая обращает на себя внимание уже не первый год, – это естественная убыль населения. Согласно статистическим данным, население России постоянно сокращается, за относительно благополучные годы развития (с 2001-го по 2009 гг.) население сократилось более чем на 4,4 миллиона человек. За это же время население Оренбургской области сократилось на 91 тыс. человек или на 5%. При этом наблюдается не только естественное сокращение населения, но и миграционное.

Невелика средняя продолжительность жизни оренбуржца – в среднем 66,5 лет, при этом мужчины живут 60,5; женщины - 73,3 года.

Демографическая ситуация в крупных городах региона отличается. В Оренбурге коэффициент естественного прироста выше, чем в среднем по области, благодаря притоку молодежи из села и малых городов. В индустриальных городах Орске и Новотроицке убыль населения значительно выше.

Наиболее проблемная демографическая ситуация – на северо-западе области (Северный и Абдулинский районы), а некоторые приграничные районы юга и востока имеют положительный естественный прирост (Ясненский, Домбаровский, Оренбургский районы). Различия обусловлены возрастной структурой населения (в наиболее освоенных северо-западных районах доля старших возрастов максимальна, а в восточных районах нового освоения она минимальна) и его этническим составом. 

Как и для большинства степных регионов, для Оренбургской области характерна относительно невысокая доля городского населения. Только 57% населения проживают в городских поселениях. В среднем по России и по Приволжскому округу этот показатель намного выше (73 и 70%, соответственно). Оренбург концентрирует 25% всего населения региона, это самый низкий показатель среди региональных столиц Поволжья.

Другой значимый центр концентрации населения – Орско-Новотроицкая агломерация, в которой проживает 17% жителей области. Регион выделяется небольшим количеством городов – их всего 12. Однако явное преимущество области – сложившаяся крупноселенная система расселения в сельской местности.

Демографические изменения имеют огромные экономические последствия, которые охватывают все главные области экономического поля: рынок труда, потребительский рынок и рынок услуг, рынок сбережений, влияют на инвестиционный климат, на социальные расходы и соответственно на систему и размеры налогообложения, на финансовые потоки. Сейчас эти последствия изучены недостаточно, что ограничивает возможности стратегического планирования развития области. 

Как и все регионы Урало-Поволжья, Оренбургская область характеризуется естественной убылью населения. Но демографическая ситуация заметно лучше: по коэффициенту естественного прироста за 2009 год (–0,5%) область занимает 4-е место среди регионов Приволжского ФО после Башкортостана, Удмуртии и Татарстана. Кроме того, в последние годы наметилась явная тенденция на улучшение этого показателя. В 2008 году он составлял (-1,9 %).

Структура занятости области очень сильно смещена в сторону сельского хозяйства, около 19% трудовых ресурсов занято в сельском хозяйстве, на добывающие и обрабатывающие производства приходится 15%. Сельскохозяйственная структура занятости имеет важные социальные последствия в виде пониженных доходов населения Оренбургской области. Именно низкий уровень доходов снижает конкурентоспособность области за инвестиционные ресурсы на фоне других регионов ПФО. Так, средняя заработная плата в сельском хозяйстве области в 2009 году составила около 6,5 тысяч рублей. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в среднем за последние 5 лет составляла около 20%. Для примера, в Татарстане этот показатель близок к 10%, в Башкортостане и Пермском крае к 15%.

При этом численность экономически активного населения, работающего в государственных и муниципальных организациях, составляет около 30%. Треть экономически активного населения - так называемые бюджетники.

За последние 5 лет численность занятых в экономике остается практически постоянной, это говорит о том, что в области не наблюдается развития каких-либо значимых инвестиционных проектов, ввод в действие новых производств, создающих трудовые места.

К тому же определенные потребности в рабочей силе покрывают трудовые мигранты «гастарбайтеры». Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу на территории Оренбургской области, в 2008 году составило 12899 человек, в 2009-м - 10116, за первое полугодие 2010 года - 8113 человек. Из них 5237 (65%) трудятся в строительном секторе, 1238 (15%) - в оптовой и розничной торговле, 882 (11%) - в сельском хозяйстве.

Если посмотреть на карту области, то можно увидеть, что районы Оренбургской области привлекают гораздо больше трудовых мигрантов, чем сам город Оренбург. Это связано как с преимуществами периферийной зоны агломерации (приезжие могут найти более дешевое жилье и работать в городе), так и с наличием на территории района газодобывающих предприятий и развитого сельскохозяйственного ареала. Другой привлекательный для мигрантов центр – Бузулук и Бузулукский район. Причина очень проста – это район концентрации нефтедобычи, мигрантов привлекают высокие заработки.

Даёшь, молодежь! 

Возрастной состав рабочей силы в целом или в отдельных отраслях отражает специфику накопленного человеческого капитала и потенциальную отдачу от него. На протяжении жизненного цикла работника с возрастом меняются такие характеристики, как производительность труда и величина зарплаты, состояние здоровья, уровень производственной подготовки и образования. Поэтому форма и направление эволюции возрастной пирамиды экономически активного населения не просто коррелируют со многими макроэкономическими изменениями, но и помогают предвидеть их. Так, старение населения, по мнению многих экспертов, ведет к замедлению роста и даже снижению производительности, прежде всего в отраслях, требующих от работника хорошего здоровья. Известные американские демографы С. Престон и Н. Кейфитц показали, что в обществе с молодой возрастной структурой наблюдается более высокий уровень социальной мобильности и существует больше возможностей для карьерного роста. Известный специалист в области экономики народонаселения Дж. Саймон утверждал, что разработка инноваций — неотъемлемая черта молодого, а не стареющего общества.

Хотелось бы обратить внимание на такой момент, как отношение молодежи к труду в сельском хозяйстве. Такой статистики никто не ведет, но просто интересно, сколько человек из той армии молодых людей, которые сегодня работают охранниками в каждом магазине, могли бы производить продукт в реальном секторе экономики, например, в сельском хозяйстве? 

Преимуществом области является более высокая доля детей и молодежи (17,2%) в возрастной структуре населения (в России и Приволжском ФО - 16%) при несколько пониженной доле старших возрастов (19,3% и 20,8% соответственно). Удельный вес населения в трудоспособном возрасте совпадает со среднеокружным и среднероссийским – 63,5%. 

Возрастная структура населения в городах области определяется историей их развития. Самый молодой город Ясный, возникший в 1961 г., имеет максимальную долю трудоспособного населения (70%). Восточные города, бурный рост которых связан с индустриализацией 1930-1940-х гг., отличаются повышенной долей старших возрастов (Медногорск, Орск, Новотроицк). Тем не менее лиц, моложе трудоспособного возраста на 17% меньше, чем в возрасте старше трудоспособного, т. е. с каждым годом будет все сложнее даже заместить людей, выходящих на пенсию.

По количеству студентов высших учебных заведений Оренбургская область находится приблизительно на одном уровне с Республикой Башкортостан, правда, это один из худших показателей в Поволжье, меньше студентов только в Пермском крае (рисунок). 

Если проанализировать ситуацию со структурой выпускников оренбургских вузов и сузов, то ситуация окажется следующей: в 2009 году 24% выпускников вузов и 32,5% выпускников сузов получили экономическую специальность, что составляет почти 4000 человек; на втором месте - педагогические кадры, доля которых составляет 11,2% и 16,3% соответственно, или 1947 выпускников; на третьем месте - выпускники сферы здравоохранения (14,6% и 5,8% соответственно), общей численностью 1423 человека. Таким образом, на сферу «белых воротничков» приходится почти 42% всех выпускников.

Если рассматривать количество выпускников специальностей, связанных с управлением технологическими системами, то на них приходится менее 1% выпускников (всего 82 человека). Технологов продовольственных продуктов всего 200 человек. 

Таким образом, найти в Оренбургской области в достаточном количестве грамотных специалистов, готовых приступить к выполнению и контролю технологических процессов скоро будет крайне затруднительно.

Важным фактором развития человеческого капитала, а также привлекательности территории для инвестора, является развитость социальной инфраструктуры и комфортность проживания. Например, несмотря на введение в текущем году в эксплуатацию крупнейшей в ПФО библиотеки, по обеспеченности библиотечным фондом и количеству посещений библиотек область - явный середнячок. 

По обеспеченности спортивными сооружениями область также не является лидером, при этом хуже ситуация только в Чувашской и Мордовской Республиках и Кировской области.

Из всего обилия описанных цифр и фактов можно сделать следующие выводы. Необходимо четкое понимание региональной и муниципальной власти, что инвестиции в территорию напрямую зависят не только от их усилий по привлечению последних, но и от того уровня трудового потенциала, который сложился. Несомненно, рост человеческого капитала в регионе должен быть целью и программой действий областного правительства. Необходимо задуматься о создании системы регионального мониторинга состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий