Продовольственной экспансии не будет

 

25 сентября на заседании ТПП Оренбургской области первый заместитель министра экономического развития и торговли Оренбургской области, Эдуард Берлин представил проект МЭРТ области направленный на поддержание продовольственной безопасности региона, под названием «Создание интегрированного областного продовольственного центра».

До начала своего выступления Эдуард Михайлович подчеркнул, что предлагаемый проект – это на данный момент скорее концепция, предлагаемая для конструктивного обсуждения. В фокусе интереса разработчиков проекта – бизнес, без которого просто не будет проекта.

Для чего нужен этот проект? Суть проблемы, над решением которой трудится оренбургское МЭРТ, заключается в том, что на данный момент регион находится на пороге продовольственной безопасности: 43% продуктов питания на оренбургских прилавках – привозные, это при том, что мы - сельскохозяйственный регион.

Как ни парадоксально, но загвоздка кроется вовсе не в отсутствии производства сельхозтоваров, а в затруднении сбыта производимой, прежде всего личными подсобными и малыми фермерскими хозяйствами, продукции. Именно ЛПХ занимают сегодня наибольший удельный вес в структуре продовольственного производства (по данным на 2007 г. – 51,7%). Доля КФХ за последние 8 лет тоже существенно выросла (до 8,3%). То есть как минимум 60% производителей продовольственных товаров испытывают проблемы со сбытом произведенной продукции. И если продать перекупщику товар с/х производитель может лишь за 5-6 руб. (так, например, стоит молоко), то конечный покупатель на рынке приобретает его уже за 20 руб. Таким образом, вся прибыль остается в карманах посредников.

Организовать сбыт можно и по другим каналам, например, через торговые сети. Однако последние к местному производителю лояльности не проявляют, что понятно, так как еще одной проблемой местных товаров является почти полное отсутствие маркетинга и в целом неприспособленность сельхозтоваропроизводителей к работе в рыночных условиях (отсутствие брендов, штрих-кодов). Такое положение дел ставит местные товары в проигрышное положение по сравнению с привозными, уже известными покупателю, что помещает под сомнение эффективный сбыт закупленной сетевиками партии местного товара.

Кроме всего прочего, среди проблем отрасли также числятся: отсутствие первичной переработки и монополизм в сфере глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, а также отсутствие крупных системных поставщиков продуктов питания по единым стандартам качества для обеспечения государственных (муниципальных) заказов. Дело в том, что выращивание скота и получение в результате мяса – это длительный процесс, поэтому в этой отрасли есть смысл заключать фьючерсные контракты: на будущую поставку мяса и мясопродуктов. Сегодня же таких гарантированных поставщиков у государства нет. Для производителей такая схема – это тоже плюс, так как гарантирует сбыт «выращиваемой» сегодня продукции.

Цели проекта очевидны: обеспечить население продовольствием хорошего качества по доступным ценам, а предприятия – широким сбытом.

Каким образом это предполагается достичь? Для начала предлагается создать некий единый региональный бренд качества: «Попытку такого рода 15 лет назад уже предпринимал Довгань, но, правда, у него были другие цели», - отметил Эдуард Берлин. Сегодняшняя задача, стоящая перед производителями, состоит в получении действительно качественного бренда. Качество будет регулярно подтверждаться сертификатами, его качество должны будут отслеживать лаборатории. Эти мероприятия направлены на завоевание доверия потребителя, на получение его положительного отклика на региональную продукцию.

Следующей задачей является создание логистического центра со складами и транспортом в Оренбурге, Орске и Бузулуке. Такой набор городов выбран не случайно: «Таким образом, мы стремились охватить восток и запад области», - подчеркнул Эдуард Берлин.

Планируется также создать собственную розничную сеть из 90 магазинов шаговой доступности: «При этом их не обязательно строить, в новую сеть могут включиться уже существующие торговые точки». Присутствующими было отмечено, что идея весьма актуальна, особенно для исторического центра города, жители которого испытывают трудности с приобретением продуктов питания непосредственно рядом с домом. Кроме того, в рамках проекта предлагается организовать сеть комбинатов питания, в которые будет поставляться местная сельхозпродукция.
Всего под реализацию задуманного потребуется около 220 тыс. кв. м площадей, в том числе 165 тыс. - на систему логистических центров, 25,5 тыс. – под магазины розничной торговли и 20 тыс. – для организации комбинатов питания. Более 50% всех площадей планируется разместить в Оренбурге, остальные распределить между Орском и Бузулуком.

Следующим пунктом программы значится создание системы первичной переработки продукции, куда относятся убойные цеха, молокоприемные пункты, цеха первичной обработки овощей. Упомянутые объекты будут ориентированы на производство сельхозсырья для реализации как в рамках логистической системы, так и на промышленные предприятия (мясокомбинаты, молкомбинаты, овощные консервные заводы) для более глубокой переработки. Продукция этих предприятий также будет поступать в логистическую сеть для отправки конечным потребителям, которыми, как и в первом случае, могут выступать государство, торговые точки, комбинаты питания, общепит.

Эдуард Берлин отметил, что сейчас на рынке нет доминанты оренбургских предприятий, а министерству хотелось бы, чтобы именно местные производители доминировали: «Но может ли наш производитель сам выстроить такую цепочку? Конечно, нет. Малый бизнес с этим не справится, это под силу только крупным корпорациям». При этом докладчик несколько раз во время своей речи подчеркнул, что эта система не является государственной, государство не управляет ею. Отношения внутри системы, по мнению Эдуарда Михайловича, должны строиться как взаимовыгодные и необходимые для всех сторон, участвующих в проекте: «При этом участники системы будут играть по заданным правилам, каждый из них будет предсказуем, что даст возможность этому механизму эффективно функционировать, без сбоев».

К слову, об участниках проекта. Схема реализации, по замыслу оренбургского МЭРТ, представляет собой частно-государственное партнерство, которое предполагает участие трех сторон: государства, бизнеса и науки. На науку при этом возлагается разработка инноваций и стандартов качества, на бизнес – вся основная работа по финансовому обеспечению и собственно реализации задуманного, на государство – общее руководство.

По предварительным оценкам весь проект стоит около 2 млрд руб., в структуре финансирования преобладает частный инвестиционный капитал: собственные средства, инвестиции, займы, выпуск ценных бумаг. Средства государства будут поступать в систему посредством госзаказа, предоставления субсидирования части процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам и госгарантий. Кроме того, планируется привлечь и кредитные ресурсы банков.

Так как же это все должно функционировать? Логистический центр, главный элемент системы, выступающий координатором спроса и предложения на продовольственном рынке, на первом этапе изучает потребность в тех или иных продуктах, в соответствии с результатами исследования формирует и размещает заказы среди поставщиков, заключает с сельхозтоваропроизводителями фьючерсные сделки на будущий товар. На втором этапе ЛРЦ кредитует и инвестирует процесс производства и  реализации продукции, а в дальнейшем обеспечивает поставки товара потребителю в четко установленные сроки.

От сельхозтоваропроизводителей требуется произвести и поставить в срок заказанный товар либо в ЛРЦ, либо непосредственно потребителю и рассчитаться по полученным займам, а также оплатить услуги логистики.
Потребитель вначале оплачивает часть стоимости фьючерсного контракта, а после получения товара производит окончательный расчет.

Что касается порядка ценообразования, то структура цены, по мнению разработчиков проекта, должна выглядеть следующим образом: 75% - отпускная цена производителя, 20% - торговая наценка, 5% - стоимость услуг логистики. То есть оплата услуг ЛРЦ не должна бить по карману производителя, который финансирует эти 5%.

По поводу представленной структуры цены представитель ГП “Оренбургоблпродконтракт” поинтересовался, какому конкретно производителю пойдет 75% цены? Ведь в производственной цепочке их может быть несколько, и действительно ли эти средства дойдут до тех, кого должна поддержать эта программа, то есть до ЛПХ и КФХ. Ответа на этот вопрос так и не прозвучало.

Теперь о том, каким образом планируется продвигать проект. Высокие ставки сделаны на современные средства коммуникации, в первую очередь Интернет, где планируется и рекламировать и привлекать инвесторов, то есть проводить электронные выставки, вести агитацию в сети, а также размещать инвестиционные меморандумы на сетевых инвестиционных площадках. Через Интернет можно донести какую-то информацию разве что до бизнеса, но вот внимание потенциальных покупателей привлечь вряд ли удастся, гораздо более эффективными представляются различного рода дегустации, презентации, а также реклама в печатных СМИ.

Одним из факторов продвижения проекта выступает также формирование имиджа регионального продукта  как экологически чистого. На что известный эколог Марк Цинберг, присутствовавший на заседании, отметил, что в этом случае складывается парадоксальная ситуация: продукт будет позиционирован как экологически чистый, а предприятие, его выпускающее, в то же время является экологически грязным. Это связано с тем, что, по его словам, вопросам экологии в производстве продуктов питания уделяется очень мало внимания. В качестве примера он привел Новотроицк, где основными загрязнителями окружающей среды выступают 4 предприятия пищевой промышленности: по производству пива, хлеба, молока и мяса. Они регулярно нарушают экологические нормы, но никто их не останавливает, так как на проведение мероприятий по модернизации производства нужны затраты, при осуществлении которых неизбежно повысятся цены, что еще больше не устроит государство. Однако именно государство выделением финансирования способно повлиять на улучшение экологической ситуации, чего пока не делается.

Далее встает вопрос, кто собственно будет «стоять за прилавком»? Оценочная потребность в кадрах, по мнению разработчиков, составляет всего около 1000 чел. Хватит ли этого на обслуживание огромного комплекса? Кроме того, большая часть работников требуется с техническим образованием: инженеры, повара, технологи, которых в городе дефицит.

В целом, успех проекта почти целиком зависит от заинтересованности в нем бизнеса и его финансовых и организационных вложений в детище МЭРТ, но на данный момент у представителей бизнеса гораздо больше вопросов к создателям проекта, чем предложений по его реализации.
 

 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий