Что думают профессионалы о продовольственных логистических центрах?

Эдуард Берлин, заместитель министра экономического развития и торговли:
- Надо понимать, что система продовольственного интегрированного рынка Оренбургской области – это не просто сбыт или производство продукции, это система от поля и до прилавка. Все эти звенья должны быть взаимосвязаны и работать в одной системе координат. Соответственно, ее надо координировать и подчинить правилам, которые будут выгодны всем участникам.
- А чем плоха нынешняя организация продовольственного рынка?
- Проблема в том, что по России сегодня (а Оренбургская область не исключение) 42 процента товаров завозится из-за рубежа. Местных товаров на прилавках очень мало. Это мы и хотим исправить.
Нам необходимо понять: что нужно производить, в каком количестве, как построить финансовые схемы, как осуществлять логистику и продвижение товаров на прилавок, решить маркетинговые вопросы. Задач много…
- Что даст предлагаемая система простым горожанам?
- Это даст им качественный продукт по доступным ценам.
- Государство каким образом будет участвовать в этой системе?
- Государство должно дать первый толчок, и затем займется координацией. А деньги будут от частных инвесторов. Сейчас мы презентуем программу с тем, чтобы найти инвестиции на ее доработку, написание бизнес-плана. А потом под него будут привлекаться уже крупные инвестиции. Если рамочно оценить общую стоимость проекта, то она составляет около 3 млрд рублей.

Сергей Буданов, генеральный директор ОАО "Оренбургоптторг":
- Нам предложена обычная нормальная схема движения товара от производителя к конечному потребителю. Только введены в нее еще центры государственного регулирования. Все это названо как партнерство государства и бизнеса. У меня возник только один вопрос: кто будет отвечать за деньги?

Дело в том, что производство – это один вид бизнеса, со своими параметрами, которые нужно выдерживать: качество, объемы, рентабельность. Логистика – это несколько иная отрасль, где так же есть свои требования к бизнесу. Невыполнение любого из этих требований ведет к очень простому последствию – деньги просто растворяются. Кто будет нести ответственность?

Существует естественный регулятор всех этих процессов под названием “рынок”. Так вот, на рынке ведется предпринимательская деятельность, сопряженная с риском. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, прописана ответственность за эту деятельность, и я как предприниматель понимаю, чем рискую. И предпринимательская рыночная деятельность хороша тем, что один ее условия использует таким образом, что получает прибыль, а другой – убытки. Когда же мы ее загоняем в определенные рамки (достаточно жесткие), то мы получаем неоптимальную систему, при любом сбое ведущую к неполучению запланированного результата. Впрочем, не мне учить господина Берлина, который сам вырос из бизнеса.

Марк Цинберг, президент фирмы “Экобиос”:
- Одно из самых замечательных мест в проекте – это организация магазинов шаговой доступности. 90 магазинов общей площадью 30 000 кв.м – это действительно серьезный проект. Но хотелось бы обратить внимание на другой аспект.

Основная задача проекта – это формирование таких конкурентоспособных цен на оренбургскую продукцию, чтобы все наши самаро-уфимо-башкирские товары забыли дорогу на оренбургский рынок. Безусловно, в цене на продукцию основная масса стоимости должна быть возвращена производителю. А они, к сожалению, практически не соблюдают законы РФ об охране окружающей среды. Вы можете спросить: а причем здесь цена? Связь очень прозрачна.

Вот пример. Город Новотроицк: самыми опасными предприятиями по сбросу отходов в водоемы являются четыре предприятия пищевой промышленности – молочный, мясоперерабатывающий, хлебный комбинаты и всеми любимая пивоварня «Ивана Таранова». Роспотребнадзор ставит вопрос о приостановлении деятельности этих предприятий. Логичный вопрос: у них нет очистных сооружений, у них нет необходимых документов – почему они вообще работают? Вполне возможно, их остановка – лишь вопрос времени. Внедрение же природоохранных мероприятий – процесс очень дорогостоящий, который неизменно скажется на цене продукции.

Поэтому, вывод следующий – мы можем оказать поддержку местным товаропроизводителям, но если они не будут соблюдать мероприятия по охране окружающей среды, то наша поддержка может быть никому и не нужна. Ужесточение экологического контроля просто приведет к закрытию предприятий, или заставит их выпускать неконкурентоспособную работчики системы обратили на этот аспект особое внимание. Кроме того, вряд ли экологически грязное предприятие имеет право заявлять, что выпускает экологически чистую продукцию.

Иван Жабин, глава Софиевского сельского совета:
- Мне кажется, сначала мы должны обсудить производство продуктов питания, а потом уже говорить об их продвижении. Ведь животноводство – это самая отсталая отрасль сельского хозяйства.

Чтобы получить мясо, нужно сначала произвести молоко. Хорошо, выделили средства, закупили 5-10 коров, получили молоко. А механизма сбора молока нет. Ведь основные объемы его производятся малыми формами хозяйствования – фермерами и личными подворьями. Вот министерства на это и должны обратить внимание – создание системы сбора продовольственного сырья.

Мы в свое время такой сборный пункт создали. И получили столько проблем, что проще из села уехать, чем продолжить эту деятельность. Мы ежедневно собирали молоко, раз в 2 недели должны были рассчитываться за него, но проходит один, два, шесть месяцев, а молокозаводы так и не спешат с нами рассчитаться. И только когда генеральному директору «Оренбургмолока» пригрозишь приходом казаков, только тогда деньги выплачиваются. Вот такой у нас рынок.

Наше стадо было доведено до 1 тыс. голов, и сразу на селе заработали другие отрасли – строительство, например. Перестали закупать молоко, стадо сократилось до 400 голов – молодежь стала уезжать. Таким образом, искусственная дотация производства молока хотя бы до 10 руб. за литр (а в идеале и до 15) позволила бы нам за три года создать такое стадо, которое решило бы проблемы и с молоком, и с мясом.

Мало того, мы молоко должны производить с троекратным запасом от внутренних потребностей области, с тем чтобы его поставлять на московский и питерский рынки. Ведь Молдова виноград растит не для того, чтобы его весь съесть.

Марина Быкова, директор закупочной конторы:
- Идея интересная, новая, но я мало в нее верю. В первую очередь из-за изменений цен. Если мы будем гарантировать производителю какую-либо цену, а рынок в этот момент будет неблагоприятен, то кто будет отвечать за убытки? Выход есть – в дотациях, но они должны быть в гораздо большем объеме. Государство этих денег давать пока не собирается.

 

 

Владимир Савинков, замдиректора ГУП “Оренбургоблпродконтракт”:
- Идея хорошая, но практическое ее воплощение вызывает вопросы. Вот тут говорилось, что закупочная цена на мясо на рынке 85 рублей, а продажная – 250. Но это говорят те, кто в этой системе не вращается. Мы ведь на рынке берем то, что нам нравится – шейку, заднюю часть. А в корове это мясо составляет всего лишь 20 %. А остальное продавец сдает по бросовым ценам. Продавец в среднем на килограмм имеет 3-5 рублей дохода. Именно поэтому, например, многие магазины, бросившиеся торговать свежим мясом, через месяц-два оставляют эту затею.

На рынке уже создана определенная система продаж. Привезли свежее мясо – продавец знает, что 20 кг. лучшего мяса у него купят богатые, в 2 часа дня приедут мясокомбинаты и он им отдаст сало, после появятся предприятия общепита – им отдали остатки. И на следующий день на рынке опять появляется качественное свежее мясо. Эта система уже работает, а мы пытаемся такую же создать в большем масштабе.

Есть и еще проблемы. Рестораторы хотят отборного мяса. А где его взять? Вот у нас сейчас есть заказ из Москвы на такое мясо, серьезные объемы. Но мы не можем подобрать бычков, чтобы они были хотя бы по 300 кг. Не забывайте, что те же дойные коровы могут пойти только на горячую переработку, из них делают тушенку. Нет в Оренбургской области сегодня стада, соответствующего требованиям всех участников рынка. Вот и поступает к нам импортное продовольствие.

Или другой пример. Сегодня нам оренбургские производители картофеля предлагают его по 10 рублей за кг., а вчера позвонили из Удмуртии и назвали цену 6 руб. за кг. Ну, и у кого я возьму картошку?

Поэтому сначала нужно изучить рынок, сравнить все и сделать выводы: насколько система будет работать, насколько она будет направлена на поддержку нашего сельхозтоваропроизводителя.

Мало того, открою вам секрет. Мы были на совещании в Москве, и нам уже предложили начать работу с одной из национальных (по масштабу) сетевых заготовительных компаний. Т.е. время перекупщиков-одиночек прошло, на рынок выходят серьезные деньги и серьезные игроки. Сами понимаете, московский и питерский рынки сбыта просто огромны. Так что нам нужно задуматься не только о том, как это все продать, но и о том, где все это взять, поскольку продукция будет скуплена на корню и вывезена за пределы области.

Дмитрий Сюсюра, проректор ОГАУ:
- Меня смущает непроработанность механизмов взаимодействия. Рынок меняется очень сильно, если мы зафиксируем цену, то частник среагирует на изменение рынка гораздо оперативнее. Из положительных тенеденций отмечу, что раз бизнес участвует в подобных обсуждениях, значит, есть надежда, что он видит в сельском хозяйстве возможности для получения прибыли, а значит, и есть тема для разговора.

Хочу отметить, что ценообразование в сельском хозяйстве практически не отслеживается органами государственной статистики, что серьезно тормозит приход инвестиций в эту отрасль. Со своей стороны, готов заявить о желании нашего вуза участвовать в реализации данной программы, особенно, в части проведения маркетинговых исследований.

Максим Зияев, председатель гильдии рестораторов:
- Что касается гарантированных поставок в общепит города Оренбурга, то у нас будут очень жесткие требования к качеству продукции – и молока, и мяса. Например, 90% мяса должно быть вырезкой. Куда будет деваться остальное мясо – нас не волнует. Готовы ли поставщики в рамках этой системы на такое обслуживание – нам это будет интересно.

 

 

Виктор Тан, председатель Оренбургского совета областного Союза потребительских обществ:
- Глядя на эту программу, отмечу, что резко от нее отмахиваться ни в коем случае не нужно.
 
На собственном опыте отмечу, что в период нестабильности на рынке получить что-то от сельхозтоваропроизводителя невозможно. У него нет элементарных оборотных средств на закупку подорожавших кормов, например. Поэтому вопрос цены и перераспределения средств за поставленную продукцию становится ключевым.

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий