Одной из важнейших задач городского благоустройства является содержание улиц, площадей и других мест общего пользования в чистоте (в соответствии с санитарными нормами) и в состоянии, отвечающем требованиям бесперебойного и безаварийного движения автотранспорта.
Правилами содержания и благоустройства города Оренбурга, утвержденными Постановлением Оренбургского городского Совета №16 от 28.02.06, определена основная технология уборки дорог, применяемая в Оренбурге, в том числе в зимний период.
Необходимость проведения операций, обеспечивающих очистку дорожных покрытий от снега и наледи в сжатые сроки, является особенностью зимней уборки. Механизированную уборку дорог Южного округа выполняет специализированная служба ООО «Дорожно-эксплуатационное предприятие», опыт работы которой в данной области составляет 29 лет.
Для лучшей организации работ с использованием спецтехники территория округа разбита на участки с определенными маршрутами движения. За каждой колонной закреплен ответственный мастер. В целях оперативного и своевременного начала работ в случаях обильного снегопада на предприятии организовано круглосуточное дежурство водителей.
Основные работы по механизированной уборке дорог и тротуаров зимой осуществляются в ночное время. Работа в дневное время проводится по мере необходимости для поддержания надлежащего состояния, а также в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий.
Технология уборки включает в себя проведение первоочередных мероприятий, к числу которых относятся сгребание и подметание снега, обработка дорожных покрытий противогололедным материалом (песко-соляной смесью), формирование снежных валов, вывоз снега и ряд других.
Снег начинают убирать с началом снегопада, сгребая его плужно-щеточными очистителями. На улицах с двусторонним движением снег сдвигают в правую сторону, вал укладывается вдоль тротуара. При уборке широкой полосы дороги одновременно в колонне используется от 3 до 6 единиц снегоуборочной техники в одном направлении. Для удаления уплотненного снега, снежно-ледяного наката или льда, которые могут возникнуть при резких колебаниях температуры, используют грейдер.
Основным противогололедным материалом является песко-соляная смесь, которую применяют на улицах с образовавшимся снежно-ледяным накатом для его размягчения и удаления механизированным способом. Норма расхода песко-соляной смеси при посыпке дорог составляет в среднем 200-300 г/м2.
В целях эффективности и экономической целесообразности применения противогололедных материалов используют профилактический метод и метод интенсивного воздействия. Обработку дорог с профилактической целью начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения. Такая последовательность работ способствует сохранению реагентов на поверхности дорожного покрытия.
При втором методе обработка дорог начинается с магистралей. Одновременно производится обработка перекрестков, мостов и путепроводов, а также участков с большими уклонами. В целях улучшения безопасности дорожного движения большое внимание при механизированной уборке дорог уделяется обработке песко-соляной смесью заездных карманов и территорий остановок общественного транспорта. Для обеспечения свободного движения пешеходов регулярно производится посыпка смесью тротуаров и пешеходных дорожек.
Для организации вывоза и захоронения твердых, бытовых и производственных отходов, в том числе снега, на территории областного центра функционирует городская свалка. В целях снижения расходов на вывоз снега в Зауральной части города организована площадка для временного складирования снега, что значительно упростило задачу. Ежедневно на территории снежной свалки ведутся работы по ее рекультивации.
По информации администрации Южного округа комплексному содержанию дорог уделяется самое пристальное внимание. Для реализации поставленных задач только за последние два года было приобретено 32 единицы техники, в том числе пескоразбрасыватели (4 ед.), поливомоечные машины (4 ед.), плужно-щеточные машины (4 ед.), снегоочистители шнекороторные (3 ед.), автогрейдер, самосвалы (6 ед.) и ряд других.