Органами прокуратуры Оренбургской области на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением на территории региона бюджетного законодательства.
Так, в третьем квартале 2010 года в указанной сфере правоприменения выявлено 4188 нарушений закона, в целях устранения которых принесено 827 протестов, 701 представление, в суд направлено 134 заявления. Дисциплинарную ответственность понесли 419 должностных лиц, административную - 41, уголовную - 25.
Особое внимание уделялось нормативным правовым актам органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.
Так, результативно завершилось рассмотрение гражданского дела по заявлению прокуратуры области о признании противоречащими федеральному законодательству ряда положений областного закона «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Оренбургский областной суд удовлетворил заявленные прокурором требования, признав норму, устанавливающую обязанность Правительства области ежемесячно в срок до 20 числа направлять в Законодательное Собрание области и размещать на официальном сайте Правительства Оренбургской области информацию об исполнении областного и местных бюджетов по форме месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации», недействующей и не подлежащей применению.
Проведенная в первом квартале текущего года плановая прокурорская проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления бюджетного законодательства выявила многочисленные нарушения.
Бугурусланской и Бузулукской межрайонными прокуратурами вскрыты нарушения при принятии бюджетов, факты несоблюдения установленного ст. 36 Бюджетного кодекса РФ принципа прозрачности при внесении изменений в бюджет и утверждении отчетов о его исполнении.
В Сорочинске, Домбаровке и других районах выявлены нарушения бюджетного законодательства по учету неналоговых доходов, нормативов отчислений налоговых доходов при формировании бюджетов.
Проверками, проведенными горрайпрокурорами Медногорска, Абдулино, Бузулука, установлены случаи нарушения законодательства при зачислении в бюджет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Выявлялись многочисленные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие коррупциогенные факторы. К примеру, распоряжением главы администрации города Сорочинска, утверждившим Положение о муниципальном архиве, предусматривалось в качестве дополнительного источника финансирования архива поступление спонсорских и иных средств. Тем самым создавались предпосылки для необоснованного обогащения и незаконного оказания различных услуг.
В ходе работы акцентировалось внимание и на вопросах соблюдения законодательства при использовании государственного и муниципального имущества. Вскрыты факты неправомерного отчуждения имущества, использования его без законных оснований и правоустанавливающих документов, необоснованное предоставление объектов собственности в безвозмездное пользование, в том числе коммерческим организациям.
Например, прокуратурой города Медногорска установлено, что должностными лицами городской администрации земельный участок из земель особо охраняемых природных территорий площадью более 48 тысяч квадратных метров и кадастровой стоимостью более 1,2 миллионов рублей продан всего за 42 400 рублей. По данному факту по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ.
Надзорные мероприятия выявили отсутствие надлежащего контроля со стороны главных распорядителей за получателями бюджетных средств. Так, прокуратурой области в областное министерство сельского хозяйства внесено представление, указывающее на отсутствие контроля за целевым использованием средств регионального бюджета, направленных на предоставление субсидий; ненадлежащую проверку полноты предоставляемых заемщиками документов, дающих право на субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Выявлено значительное число нарушений требований федерального законодательства, регулирующего вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В ряде случаев закупки товаров осуществлялись без проведения конкурсов и заключения контрактов, что приводило к необоснованному завышению цен, созданию наиболее благоприятных условий для отдельных хозяйствующих субъектов. Не все государственные контракты содержали условия о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта, не принимались своевременно меры по предъявлению и взысканию с подрядчиков штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств.
Гайским, Кувандыкскими межрайонными прокурорами, прокурорами Тюльганского, Новоорского, Беляевского, Шарлыкского районов в суды направлялись иски о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления сельских поселений, не организовавших ведение реестра закупок. Решениями судов заявленные требования прокуроров рассмотрены и удовлетворены в полном объеме.
Многочисленные нарушения в сфере бюджетного законодательства свидетельствуют о неэффективной работе федеральных, региональных и местных финансово-контрольных органов.
Органы исполнительной власти допускают нарушения требований п. 2 Указа Президента от 03.03.1998года № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» о незамедлительном информировании органов прокуратуры о выявленных правонарушениях в сфере экономики. Прокуратурой Беляевского района, Абдулинской межрайонной прокуратурой выявлены факты неэффективной работы ревизионной комиссии.
В целях восстановления законности в указанной сфере прокуратурой области внесены представления в адрес руководителей управления Федерального казначейства по Оренбургской области, территориального управления финансово-бюджетного надзора, Счетной палаты Оренбургской области, главных распорядителей бюджетных средств.