Конкуренция без злоупотреблений

Федеральная антимонопольная служба готовится к своему 25-летию. За это время она не раз меняла название, её функции уточнялись в связи с трансформацией законодательства. Как пример, устарел ФЗ о регулировании деятельности естественных монополий, в закон о защите конкуренции в ноябре 2014 года Госдума внесла несколько новых новелл, которые вносят изменения в деятельность антимонопольных служб. С рассказа об этом и началась пресс-конференция руководителя Оренбургского УФАС России Владимира Окшина.

Новелла о сокращении административных ограничений, снижении административных барьеров малому и среднему предпринимательству упраздняет реестр предприятий-монополистов с долей рынка в 35%. Теперь в ходе рассмотрения жалоб специалистам УФАС предстоит каждый раз изучать долю конкретного хозяйствующего субъекта на рынке – задача трудоемкая и потребует немало времени.

Законодатель много внимания уделяет профилактической работе специалистов антимонопольной службы, разрешению хозяйственных споров до момента расследования. О тенденции снижения участия государства в экономике говорит и тот факт, что теперь необходимо даже на уровне муниципальных образований создание унитарных или МУПов согласовывать с ФАС: если по этому виду деятельности нет конкуренции, рынок не развит, то создание нового хозяйствующего субъекта признается целесообразным.

В антимонопольном пакете есть новелла и об ужесточении ответственности лиц, представляющих органы власти, за действия, связанные с недопущением или ограничением конкуренции. Штрафом уже не обойдешься, при повторном нарушении последует дисквалификация.

Теперь о некоторых итогах работы Оренбургского УФАС за прошлый год. В 2014 году было рассмотрено 563 заявления от юридических и физических лиц, большинство из которых – 439 – было посвящено злоупотреблениям хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением. О нарушениях антимонопольных требований к торгам свидетельствуют 53 заявления, о недобросовестной конкуренции – 37. На акты и действия (бездействия) органов власти, ограничивающих конкуренцию, обращено внимание 20 заявителей плюс к ним еще 11, которые касаются согласованных действий органов власти. Кстати, именно по двум последним статьям самое большое количество признанных фактов нарушения ФЗ «О защите конкуренции».

За отчетный год обжаловано в судебном порядке 27 дел, это говорит о сложности работы специалистов антимонопольной службы. Один из нашумевших случаев связан с Оренбургским филиалом ООО «Росгосстрах» - оно доминирует на рынке заключения договоров ОСАГО. Обращения в ФАС были связаны в прошлом году с фактами навязывания автовладельцам добровольных видов страхования вместе с договором ОСАГО, а также нарушением порядка ценообразования. Оренбургское УФАС возбудило 4 дела против страховщика, одно из заседаний суда прошло в открытом режиме для СМИ. Было вынесено решение о привлечении к административной ответственности с совокупным штрафом более 1,5 млн. рублей. Но решение суда обжалуется сейчас в арбитражном суде.

Предпринимательское сообщество все активней борется за свое участие в государственных закупках и ищет защиты в лице ФАС, когда его права нарушаются. Прошлый год оказался рекордным по количеству жалоб участников закупок, их поступило 2 328 (в 2013-ом было 1 312). Среди жалоб, принятых к рассмотрению, более 40% признаны обоснованными, было выдано 534 предписания государственным и муниципальным заказчикам об устранении допущенных нарушений. Чаще всего заявители пытались обжаловать некоторые положения документации об электронном аукционе. Есть характерные причины на жалобы: заказчики нарушают требования к описанию объема закупки, к содержанию заявки, не прописан полный объем требований к участнику закупки и документам, которые он должен предоставить. Зачастую в договорах отсутствуют положения о штрафных санкциях и условиях возврата денежных средств.

Владимир Окшин обратил внимание на сложную экономическую ситуацию, с которой столкнулись некоторые участники закупок для государственных и муниципальных служб. Падение курса рубля, резкое удорожание товаров и услуг многих поставили в положение дефолта по ранее заключенным договорам. Попасть в Реестр недобросовестных поставщиков не по своей воле очень обидно, это несет огромные как материальные, так и имиджевые потери для компаний. На федеральном уровне срочно было принято постановление, позволяющее до конца 2015 года вносить изменения в уже подписанные договоры по госзакупкам, которые касаются сроков и цены предоставляемых исполнителем работ/услуг.  

Заместители  руководителя Оренбургского Управления ФАС Игорь Быховец и Александр Шлычков рассказали журналистам некоторые подробности своей повседневной работы. Очень может быть, что некоторые дела, которыми они сегодня занимаются, будут достаточно громкими, резонансными. Но стоит дождаться результата.

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий