Цивилизатор транспортного рынка

В Оренбурге прошел первый этап муниципального конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на городских маршрутах.

Несмотря на возрастающее с каждым годом число горожан-автомобилистов, главным средством передвижения жителей Оренбурга остается общественный транспорт. Ежедневно на 74 официальных и десяток нелегальных маршрутов выезжают сотни принадлежащих частникам «пазиков» и «газелей». Ежедневно они перевозят на работу – с работы десятки тысяч горожан. И, как показывает практика, без них не обойтись. Кто не помнит времена, когда пассажиры «зависали на остановках», кроя на чем свет стоит общественный транспорт? Потом появились частники. Теперь их столько, что к остановкам, бывает, подъезжают по четыре-пять машин разом. В часы пик горожан это обилие устраивает. Зато когда поток пассажиров спадает, водители начинают гонки без правил. Разумеется, не все, но многие. От остановки к остановке, мешая друг другу и неоправданно рискуя, частники гоняются за живыми деньгами.

Начало порядка

– Упорядочение пассажирских перевозок является одной из приоритетных задач городской власти, – говорил в конце прошлого года глава администрации города Оренбурга Евгений Арапов. – К сожалению, полномочий наказывать нерадивых мы не имеем. Наложить штраф за плохое техническое состояние транспорта, пьяного водителя, несоблюдение графика движения могут только транспортная инспекция и ГИБДД. Поэтому будем действовать через единственный рычаг – конкурс на право осуществлять перевозки. Мы выяснили количество перевозчиков, определили, кто из них законно пользуется городской маршрутной сетью, а кто возит пассажиров нелегально. Практически завершен процесс подготовки всей конкурсной документации. В бюджет заложены средства на организацию единого диспетчерского центра. Предусмотрен переход на электронные карты, то есть уход от наличного расчета за проезд. С перевозчиками будут заключены долгосрочные отношения на взаимовыгодных условиях. Транспортные единицы будут оснащены современным навигационным оборудованием, что позволит четко следить за их местонахождением и соблюдением графика движения. Подобная система контроля будет передана в пользование каждому перевозчику. Но чтобы навести порядок в этой сфере, вероятно, придется применять жесткие меры воздействия. Однако они оправданы и продиктованы желанием создать безопасные и комфортные условия проживания населения в нашем городе.

В этом году слова стали воплощаться в дела. 16 марта постановлением администрации города Оренбурга объявлен открытый конкурс на право заключения договоров об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга. На первый этап выставили 20 маршрутов, каждый маршрут – один лот. Казалось бы, для частников, желающих и дальше работать на городских улицах, наступила определенность. Долгое время многие из них как бы находились в подвешенном состоянии: имея лицензии и выходя на маршруты, перевозчики не знали, будет ли город продлевать с ними договоры или на их место через месяц другой придут коллеги-конкуренты. А тут – подавай заявку, выигрывай конкурс и работай спокойно по договору, заключаемому сроком на три года. К сожалению, не всем этот порядок пришелся по вкусу. Часть перевозчиков восприняла конкурс как прямую угрозу своему благосостоянию.

Интересы большинства

Порядок осуществления пассажирских перевозок четко регламентирован 16 законодательными и нормативными актами. И условия муниципального конкурса, включая требования к перевозчику и его транспортным средствам, полностью отвечают положениям этих документов, что подтвердила прокуратура.

Кстати, в городской администрации конкурс прямо называют инструментом регулирования рынка пассажирских перевозок и не скрывают, что во время конкурса произойдет, так сказать, естественный отбор на соответствие необходимым условиям. Не соответствуешь – уходи с рынка или меняйся. В приложении к постановлению городской администрации черным по белому написано: «Целью проведения конкурса является создание условий для полного удовлетворения потребностей населения в транспортном обслуживании на основе приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности участников транспортного процесса над экономическими результатами». Интересы большинства, то есть пассажиров, поставлены выше экономической выгоды меньшинства, особенно если это меньшинство ведет свой бизнес по законам дикого рынка: лишь бы довезти и получить с человека 10–12 рублей, а как и на чем довезти – неважно.

Автобус маршрута № 67, кажется, побил все антисанитарные рекорды. Пыльное, местами разодранное покрытие пола, ветхая обшивка салона, потрескавшийся кожзаменитель сидений, липкие поручни, вызывающие чувство гадливости. Из-под пассажирского сиденья, расположенного прямо за местом водителя, выглядывает какое-то промасленное барахло. Пахнет, как в ротной казарме после марш-броска. Мотор «пазика» покашливает, что-то в нем скрежещет. Кондуктор, молодой парень, в майке, спортивных трусах и сланцах о чем-то лениво разговаривает с водителем, перекрикивая «Авторадио». Ладно хоть не приблатненный «Шансон»…

Пора менять привычки

– Участвовать в конкурсе могут перевозчики – юридические лица или индивидуальные предприниматели, обладающие необходимым для работы на том или ином маршруте количеством транспортных средств и организовавшие свой бизнес так, как того требует федеральное и региональное законодательство, – поясняет Максим Фазуллин, начальник управления пассажирского транспорта администрации города Оренбурга. – Ничего сверх того, что положено, мы от перевозчиков не требуем. Недовольство незначительной части владельцев автотранспортных средств, занятых в сфере пассажирских перевозок города, вызвано тем, что они привыкли работать без оглядки на элементарные правила и не хотят менять своих привычек. Например, транспортное средство, на котором перевозят людей, должно храниться и ремонтироваться в специально отведенном для этого помещении или на оборудованной для его хранения территории. Это элементарные меры безопасности, они обязательны для владельцев пассажирских автобусов и «газелей». Жители города видят, где ночуют многие автобусы и маршрутки – во дворах многоквартирных домов, возле детских площадок и прямо на них. Здесь же их ремонтируют, здесь же в них пьют, едят и спят. Доходит до того, что жители многоэтажек жалуются в администрацию на такие «парковки». Свежий пример – жалобы жителей дома по улице Салмышской, 32/2, где ставят принадлежащие им автобусы сразу несколько перевозчиков. Они нарушают правила, потому что им так удобнее и дешевле.

Начальник управления привел еще несколько примеров, самый вопиющий из которых – невыпуск на маршрут водителя после обязательного медосмотра: крепко погулявший накануне работник с диагнозом «алкогольное опьянение»… сел за руль и погнал пустой автобус через весь город на стоянку, во двор родного дома.

– Конкурс, который мы проводим, сам по себе является для перевозчиков хорошей проверкой, – говорит Максим Фазуллин. – Кроме того, победители, выигравшие тот или иной лот, будут обязаны четко соблюдать условия договора и в части выхода транспортных средств на маршрут, и в части соблюдения графика движения, и в части технического и санитарного состояния автобусов, и в части готовности работников. Договор долгосрочный, заключается на три года, но если у перевозчика фиксируется два нарушения любого из пунктов договора, то он расторгается. Условия жесткие, но оправданные. Сегодня в администрацию ежедневно поступает до полусотни жалоб от горожан. Сейчас мы можем только уговаривать перевозчиков. В договоре же прописано, что при наличии двух проверенных и подтвержденных жалоб со стороны жителей администрация имеет право расторгнуть договор.

О конкуренции

Итоги первого этапа конкурса, на котором шла борьба за 20 лотов, то есть маршрутов, будут подведены до 15 мая. На следующих этапах через конкурс проведут оставшиеся 54 городских маршрута. Все они разные по протяженности и загруженности, требуется разное количество транспорта, и в городской администрации уверены, что работы хватит для всех 180 официально зарегистрированных частных перевозчиков. А ропот недовольства и разговоры о том, что владельцев одного двух автобусов выживают с маршрутов – это от желания работать на более «хлебных», многолюдных линиях.

– По условиям конкурса стихийные объединения перевозчиков не могут быть его участниками, – объяснил Максим Фазуллин. – Это связано с персонификацией ответственности за маршрут. Но никто не запрещает нескольким перевозчикам объединиться в одно юридическое лицо, выбрать руководителя и наделить его полномочиями и ответственностью. Это необходимо, чтобы было с кем подписывать договор, с кого спрашивать. Договор на три года позволит перевозчикам брать кредиты, обновлять парк машин, оборудовать ремонтные базы.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий