На фоне ПФО

Министр экономического развития, промышленной политики и торговли Вячеслав Васин познакомил журналистов областных СМИ с итогами социально-экономического развития области за 2011 год. Строителям каким-то чудом удалось ввести более 740 тыс. кв. м жилья – 126,8% к 2010 году. Сельхозпроизводство показало значительный рост на фоне жесточайшей засухи 2010 года – индекс производства валовой продукции составил более 142%. Однако сей успех вяло повлиял на рост валового регионального продукта – он вырос лишь на 102,5%. Розничная торговля увеличила оборот на 109,1%. Денежные доходы на душу населения выросли на 109,4%. Среднемесячная заработная плата составила более 17 тыс. рублей.

- К безусловным успехам прошедшего года можно отнести тот факт, что уровень безработицы в Оренбургской области остается одним из самых низких в стране – 1,2%. Численность зарегистрированных в службе занятости безработных по состоянию на 1 января 2012 года составила 13 тысяч человек, - подчеркнул министр.

Пожалуй, это и всё, чем можно гордиться. В одном министр прав: всё познается в сравнении. Поэтому стоит посмотреть на промышленное производство с точки зрения тенденций по стране и по Приволжскому федеральному округу.

На сырьевой «игле»

Промышленность считается ведущей отраслью экономики Оренбуржья. Поэтому стоит повнимательней посмотреть на ее состояние. Индекс промышленного производства в 2011 году составил 100,6%, в Российской Федерации он составил 104,7%, в ПФО в январе-октябре был 107,8%. У нас пока нет годовых официальный данных по регионам ПФО, но тенденция понятна – Оренбуржье явно на последних строчках рейтинга. В нашем округе лидером по индексу промышленного производства за 10 месяцев 2011 г. стала Пензенская области с 117,3%, а Республика Мордовия по добыче полезных ископаемых вышла на индекс в 184,4%. У нашей области по году этот индекс составил лишь 102,3%, хуже только в Чувашии.

Впрочем, наша добывающая промышленность за последние 5 лет оказалась самой устойчивой, даже в кризисный 2008 год индекс составлял 102,3%, а в 2009 и 2010 году этот показатель был 106,2 и 107,7%. Именно этот сегмент экономики позволяет нам не уйти в явный минус по сводному индексу производства. Поэтому пока к добыче вопросов нет – она развивается, а сальдированная прибыль увеличивается в разы.

Более того, экономика области все больше и больше «садится на иглу» сырьевой доминанты – вопреки всем стратегиям развития, принятым в Оренбуржье. Судите сами: доля добычи полезных ископаемых в промпроизводстве с 2005 по 2011 годы выросла с 39,3 до 51,3%. Соответственно доля обрабатывающего производства снизилась с 46,1 до 33%. Пожалуй, ни в одном другом регионе ПФО нет такой тенденции и соотношения. К примеру, в структуре промышленности лидера по объему производства – в Республике Татарстан удельный вес обрабатывающего производства составляет 63,3%, добыча полезных ископаемых составляет 29%, а производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 7,7%. Экономисты утверждают: там, где ставку делают на добавленную стоимость, там экономика стабильней.

«Обработка» крупным планом

Индекс на грани стагнации в 100,6% область получила из-за сокращения обрабатывающего производства, за прошлый год его индекс составил 96,5%. Внутри «обработки» лидерами являются производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (индекс за 2011 год 116%) и производство машин и оборудования (индекс 121,9%). Однако их скромная доля в ВРП и обрабатывающей отрасли, вероятно, мало меняет картину или компенсированы двумя отрицательными показателями: индекс производства транспортных средств и оборудования составил лишь 68,8%, а индекс у текстильного и швейного производства – 86,2%. Индекс металлургического производства и производства готовых металлических изделий  составил 101,8%. Вот из каких показателей сложился в сумме индекс в 96,5%.

- К сожалению, в прошедшем году не удалось преодолеть негативные тенденции в обрабатывающей промышленности, - подвел итог министр. – Одна из причин – износ основных фондов, который составляет около 57%. И это, конечно, проблема, над которой необходимо работать собственникам промышленных предприятий, а органам власти необходимо расширять возможности оказания мер поддержки. Такой сигнал от бизнеса мы услышали.

Чего не хватает?

Чтобы понять за счет чего наши соседи по ПФО ушли далеко вперед в своем промышленном развитии, стоит посмотреть опыт лучших областей и отметить главное: многие из них максимально используют инвестиционные ресурсы федерального центра, да и региональные ресурсы у них на порядок выше, чем в Оренбургской области.

В Татарстане на целевую программу «Обеспечение деятельности представительств республики» в 2011 году потрачено более 120 миллионов, в том числе субсидировались предприятия, выходящие со своей продукцией на внешние рынки, на сумму в 17 миллионов. Республиканская программа по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств обошлась бюджету почти в 273 миллиона, из них 200 миллионов получили предприятия в виде субсидий. Есть еще одна республиканская целевая программа – «Бережливое производство», она рассчитана на 2011-2013 годы и стимулирует предприятия на внедрение этой философии.

В Нижегородской области по программе развития промышленности только в 2011 году выделялось 156 миллионов рублей из областного бюджета плюс почти 50 миллионов – из федерального.

В Пензенской области на стимулирование технического перевооружения, внедрение инноваций выделено в прошлом году более 173 миллионов рублей.

Нашим промышленникам такая поддержка даже не снится. По словам В.В. Васина, в министерстве начали пересматривать областную целевую программу «Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2010-2012 годы» и пытаются наполнить ее новыми механизмами государственной поддержки: в лизинге машин и оборудования, маркетинге, внешнеэкономической деятельности, модернизации производства и подготовке специалистов, которые будут работать на новом оборудовании. Каждая статья должна быть подкреплена средствами из бюджета области. А значит, все предложения должны быть одобрены Законодательным собранием, депутаты должны принять решения об изменениях в бюджете области и выделении средств на новые направления поддержки промышленности. Как быстро все это произойдет, получится ли в текущем году достойно наполнить программу модернизации финансовыми средствами?

Кто в поле воин?

Есть много вариантов государственной поддержки товаропроизводителей, и надо четко понимать их эффективность в краткосрочном периоде и перспективе. Есть и универсальный: стимулирование снижения материалоемкости и энергопотребления на единицу произведенной продукции. В Татарстане за 2008-2010 годы удалось снизить электропотребление в промышленном производстве на 4%, у нас этот показатель в разы меньше. Нам надо догонять своих соседей, возможно, договариваться с энергетиками о снижении тарифов для промышленников, как это сделано в Татарстане, развивать взаимодействие региональной власти с бизнес-сообществом… А кто у нас в правительстве занимается проблемами энергосбережения? Один чиновник? А на инновации и высокие технологии хоть один специалист найдется? Кто способен «выстроить эффективный механизм обновления экономики» на региональном уровне? Если иметь одного человека на «одно направление» - отрасль промышленности, то в лучшем случае удается наблюдать за фрагментами региональной экономики, не успевая их осмыслить и выстроить в стратегию.

Еще одна беда, на которую жалуются промышленники, - недостаточный спрос на их продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В этой ситуации помогать предприятиям привлекать кредиты на переоснащение – пускать деньги на ветер. А кто курирует продвижение, не говоря уж о лоббировании интересов наших промышленников? Хоть один чиновник сегодня лично за это отвечает? Внешнеэкономическое управление вообще выведено из экономического блока. То же касается науки, туризма, связи.

Вначале мы отметили, что наши соседи по ПФО тесно взаимодействуют с федеральными структурами и добиваются существенного софинансирования своих целевых программ. Понятно, что и регионы подтягивают значительные ресурсы, выбирая для себя главные направления часто-государственного партнерства, культивируя экономику с высокой добавленной стоимостью. Они это научились. А нам что мешает?

Можно много говорить о работе нашего министерства и всего экономического блока, но даже приведенные в этой статье примеры позволяют сделать однозначные выводы. И один из них, пожалуй, ключевой: министерство экономического развития, промышленной политики и торговли в нынешнем его виде просто физически не может серьезно работать по тем направлениям, на которые замахивается. Чтобы влиять на развитие промышленного производства, надо менять структуру экономического блока правительства области, пополнять его умными специалистами, которые возьмут на себя новые направления деятельности, вырабатывать понятные критерии эффективности их работы. Иначе даже те наработки, которые сделаны, останутся на бумаге.

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий