Инвесторы в очередь не становятся

В рамках 1Х-ой специализированной выставки «Нефть. Газ. Энерго» прошел круглый стол «Решение вопросов энергоэффективности объектов теплоснабжения за счет внедрения областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области» на 2012-2016 годы и привлечения средств инвесторов», организованный ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». Он собрал руководителей муниципальных образований и  предприятий ЖКХ практически со всех городов и районов области. В зале конференций практически не было свободных мест. Сюда пришли и руководители предприятий, которые работают над проблемой энергосбережения и могут предложить свои варианты реализации областной целевой программы. Ведущий круглого стола – генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» Дмитрий Бородин подчеркнул, что формат встречи позволяет выработать совместный план действий и определить последовательные шаги для его реализации.

В «тихом омуте» ЖКХ

Еще в 2010 году по инициативе ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» в области был проведен системный анализ состояния объектов теплоснабжения ЖКХ и социальной сферы. По результатам исследования был составлен доклад, который был представлен  правительству области. В нем отмечалось: из 710 котельных 600 работают крайне неэффективно и требуют срочной модернизации. От этого зависит надежность предоставления коммунальных услуг и снижение затрат на энергопотребление.

- Программа реформирования ЖКХ и модернизации теплового хозяйства, действующая в 2008-2011 годах, не достигла своих целей, - признается заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрий Аниськов – Мы решили продлить эту программу до 2016 года. Единственный минус – недостаток средств областного бюджета.

Специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» вошли в рабочую группу по подготовке мероприятий областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области» на 2012-2016 годы. По каждому муниципальному образованию был сформирован план последовательных действий, которые позволят модернизировать систему проблемных объектов теплоснабжения. План мероприятий разбит по годам, сумме затрат, предусмотрены источники финансирования и сроки окупаемости. По сути – это основа для бизнес-планов МО по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и повышению энергетической эффективности.

- Мы побывали  во всех муниципальных образованиях области, провели около 50 совещаний с руководителями предприятий ЖКХ, чтобы определить планы дальнейших действий, - рассказывает Д.А. Бородин. – У нас в области около 80 % котельного оборудования имеет большой физический и моральный износ. На модернизацию оборудования и установку новых котельных потребуется порядка 2,1 миллиарда рублей, практически половину из них – 900 миллионов необходимы для Новотроицка и Кувандыка.

Дмитрий Аниськов не скрывает, что таких средств нет ни в областном, ни тем более в муниципальных бюджетах. Областная программа модернизации с нынешнего года значительно снизила долю муниципальных средств с 35 до 10%, остальную часть необходимо найти или в областном или в федеральном бюджете. Муниципалы в срок до 1 марта обязаны завершить верстку своих программ модернизации ЖКХ и передать их в областное министерство, чтобы оно окончательно определилось с объемом работ и предстоящими затратами.

- Нам повезло, что в Государственной думе Оренбуржье представляет Елена Николаева, - подчеркивает заместитель министра. – Она является первым заместителем председателя думской комиссии по ЖКХ и тарифам, и я ее просил помочь области попасть в федеральную программу реформирования ЖКХ, чтобы получить федеральное софинансирование нашей программы модернизации.

Тут должно быть понятным, что бюджетный процесс – дело достаточно длительное: необходим убедительный бизнес-проект, область должна доказать, что финансирует часть расходов совместно с муниципалитетами, потом следует процедура конкурса, где лишь победитель может рассчитывать на софинансирование из федерального бюджета. А у нас в области 8 муниципальных образований сегодня находятся в критическом состоянии с точки зрения надежности теплоснабжения и финансового состояния. Кроме того, эти МО являются крупнейшими должниками за потребленный газ, потому как их коммунальная система крайне неэффективна и эксплуатируется по принципу «тепло и деньги – на ветер».

- Нам необходимо в оперативном порядке решить проблемы этих муниципальных образований, которые «тянут» всю картину должников, сделать их теплоснабжение надежным и хотя бы остановить в этих районах рост долгов по энергоресурсам, - считает замминистра Д.В. Аниськов.

Примером оперативного выхода из кризиса на круглом столе чаще всего выступал Ясненский район, где в четырех населенных пунктах начало нынешнего отопительного сезона стояло под срывом. Только вмешательство губернатора области позволило скоординировать возможности министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, «Облжилкомхоза», «Облгаза», ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и подключить финансовые ресурсы ОАО «Оренбургские минералы», чтобы все проблемы были оперативно решены. Одним из главных условий успеха стал финансовый ресурс.

Инвесторы в очередь не становятся

Реформирование ЖКХ без частных инвестиций не возможно. Бизнес-ангелы готовы сесть на эту площадку – при условии внятных партнерских взаимоотношений с региональной властью. В Оренбуржье приезжали со своими предложениями по модернизации теплового хозяйства ЖКХ инвесторы из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары и… улетали, не получив внятных ответов, что будет с их инвестициями, есть ли гарантии их окупить. По словам заместителя министра Д. Аниськова, губернатор области в курсе этих проблем и решения назревают. Но ситуация, особенно в 8 критических МО, диктует принятия незамедлительных действий.

Дмитрий Бородин представил участникам круглого стола двух оренбургских потенциальных инвесторов, которые готовы уже в этом году вложить 80 миллионов рублей в обновление теплового хозяйства социальной сферы области – это Центр инвестиционных технологий и группа компаний «Теплогаз». Кстати, у «Теплогаза» уже десятилетний опыт строительства и эксплуатации модульных котельных в Грачевке, Бугуруслане, Курманаевке. Руководитель компании Георгий Альбертин обратил внимание на сменяемость глав муниципалитетов: «Проходят выборы, и новый глава спрашивает «А кто тут ходит, что за инвестор?», ведь соглашение, которое мы подписали с предыдущим главой района – это всего лишь намерение». И подобных юридических тонкостей в деятельности инвестора немало. Одно только понятие «тендер» может на корню подрубить сегодняшние попытки потенциальных инвесторов модернизировать муниципальную коммуналку. Намек замминистра «к нам инвесторы в очередь не встают, а я на стороне глав муниципалитетов» - всего лишь личная позиция Дмитрия Викторовича.

Андрей Шумский – руководитель департамента по тарифам и ценам подчеркнул, что все действия, которые предпринимает инвестор, должны быть прописаны в муниципальном плане модернизации коммунальной инфраструктуры, который согласован с министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области. Без этого департамент не просчитает тариф на инвестиционный объект, а значит, он эксплуатироваться не сможет.

С тарифной политикой жестко увязан еще один главный вопрос для инвестора – определение инвестиционной составляющей в тарифе, который имеет ограничения для роста. Справедливым было бы считать этой составляющей сумму затрат, сэкономленных новым проектом.

Чтобы партнерство состоялось

Как правило, инвесторы берут на себя всю проектную, строительную часть и сдачу «под ключ» объектов теплоснабжения, а также дальнейшую их эксплуатацию. Главы районов спрашивают, а что будет после того, как инвестор «отобъёт» свои затраты? Ясно, что котельную он не снимет и не унесет, да и оренбургские инвесторы не собираются уходить со своих объектов, они настаивают на долговременном партнерстве с МО.

А что требуется от муниципальной власти? Оперативность в заключении соглашения с инвестором, выделение земли под объекты теплоснабжение, согласования их размещения с различными службами. Кроме того, на многих социальных объектах – в школах, к примеру, - в летний сезон необходима замена внутренней системы отопления, иначе даже новая котельная не даст ожидаемого эффекта. А для этого необходимы согласования с профильными министерствами области. В принципе, это весьма длительная работа, и по хорошему она должна была начаться еще вчера.

Руководитель Центра инвестиционных технологий Сергей Дорноступ надеется, что свою часть дела муниципалы выполнят. Центр намерен реализовать проекты модернизации в 9 районах области, за летний период предстоит установить 14 модульных котельных, которые будут обогревать 60 объектов социальной сферы.

Инвесторы уже почувствовали интерес к себе со стороны многих глав районов. Потому как для них вопрос надежности теплоснабжения стоит очень остро, при любом сбое им смотреть в глаза своих избирателей, односельчан. Кроме того, старые котельные пожирают финансовые средства и загоняют предприятия ЖКХ в банкротство. Объективным показателем состояния дел в городах и районах области может служить тот факт, что сегодня предприятия коммунальной сферы области задолжали за потребленный газ более 528 млн. рублей и скорей всего к завершению отопительного периода долг может увеличиться, как это было и в прошлом году. Эту тенденцию необходимо срочно останавливать.

- В срочной модернизации объектов теплоснабжения и привлечении инвесторов заинтересованы прежде всего главы муниципальных образований, - уверен генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» Дмитрий Бородин. – Поэтому мы собрали за круглым столом все заинтересованные стороны, чтобы обсудить проблемы и каждому понять, что надо делать.

 

 

 

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий