Инвестиции и инвестиционный климат в регионах – темы, о которых последнее время не говорит только ленивый. Привлекательность инвестиционного климата остается одним из знаковых индикаторов экономической ситуации и перспектив развития региона, а проблема привлечения инвестиций действительно сложная и неоднозначная.
Похоже, инвестициями в экономику всерьез занялся президент РФ Дмитрий Медведев, который призвал представителей всех государственных структур к системной работе по улучшению инвестиционного климата в России. «Нам нужно обеспечить для отечественных и зарубежных компаний более комфортные условия для первичных размещений акций в России. По тем данным, что у меня есть, за 11 месяцев 2010 года свои акции в России разместили 14 компаний. Это ничего, мы это понимаем, гордиться тут нечем. Конечно, это связано не только с законодательством, это связано с нашим инвестиционным климатом», - сказал Медведев 29 декабря на совещании о создании международного финансового центра в Москве.
Глава Сбербанка Герман Греф солидарен с президентом в оценке использования существующих возможностей. «Я считаю, что у нас сейчас сложилась благоприятная ситуация для страны вовне, у нас очень хороший климат во взаимоотношениях со странами-партнерами, и мы просто обязаны конвертировать то доверие, которое возникло, в очень хороший инвестиционный климат, чтобы получать прямые иностранные инвестиции, то, что сегодня нашей экономике нужно как воздух», - сказал руководитель крупнейшего банка России.
Формирование инвестиционного климата Правительство РФ решило начать с регионов. 24 января 2011 года на рабочей встрече с президентом министр экономики Эльвира Набиуллина объявила о подготовке ее ведомством минимальных требований к инвестиционному климату регионов. В Минэкономики разработали «модельную программу» улучшения инвестиционного климата, ориентированную на «ручное» управление им (климатом) губернаторами областей — вплоть до обязательного предоставления инвесторам номеров мобильных телефонов руководства региона. Упор в документе делается на стимулирование частных инвестиций в создание технопарков и индустриальных парков, а также прямыми дотациями из региональных бюджетов, на субсидирование регионом процентных ставок и госгарантии по инвестициям. Кроме того, проект рекомендует субъектам РФ создание областных агентств по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и даже «обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством субъектов РФ». Региональным властям рекомендуют более масштабно софинансировать презентационные мероприятия местного бизнеса, возмещать расходы на участие в выставках, конференциях и т. д.
В тоже время по информации “Ъ” министерство экономики подписало соглашение со Всемирным банком о проведении исследования в 30 российских регионах по методологии Doing Business (“Ведение бизнеса”) в течение 2011 года. «В рамках исследования будут определены условия ведения бизнеса по таким критериям, как сроки регистрации юридического лица в том или ином регионе, сроки и стоимость получения разрешений на подключение к энергосетям, на строительство и т. д. При этом исследование позволит сравнить не только российские регионы между собой, но и соотнести итоговые показатели с мировым опытом».
Возможно, исследования Всемирного банка к 2012 году смогут дать ответ на вопрос о том, какие составляющие в целом негативного инвестиционного климата в РФ определяются именно на уровне регионов, а за какие ответственны федеральные власти. Ждать 2012 года и отчета аналитиков слишком долго и дорого – «время - деньги».
Провести самостоятельно подобный анализ на уровне региона и выработать план улучшения инвестиционного климата необходимо уже сегодня. Если верить статистическим отчетам, то сумма инвестиций в экономику Оренбургской области растет с каждым годом, и на первый взгляд это положительно характеризует инвестиционные процессы в области. Но если разобраться, то часть роста объема инвестиций связана с инфляционным ростом цен, а если более детально изучать ситуацию, то выясняется, что большинство так называемых инвестиций - это вложение в обновление существующих фондов, причем основная сумма инвестиций - это собственные средства организаций. При этом крайне затруднительно найти перечень этих самых организаций. Большая часть запланированных в области инвестиций приходится на проекты социальной инфраструктуры (больницы, стадионы, базы отдыха), финансируемые из бюджета.
Из крупных инвестиционных проектов, реализованных в Оренбургской области в 2010 году, можно назвать только пуск нового Новотроицкого цементного завода. Если рассматривать отраслевую структуру инвестиций, то основные вложения осуществляют предприятия и организации сырьевого сектора. Наиболее приоритетными отраслями для инвесторов являются металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, куда они инвестировали 332,4 млн долларов США (или 67,7% от общего объема инвестиций), а также транспорт и связь – 56,6 млн долларов США (11,5%), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – 29,4 млн долларов США (6,0%), химическое производство – 20,4 млн долларов США (4,2%), производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 11,7 млн долларов США (2,4%). Организациям легкой и перерабатывающей промышленности не нашлось места в данном списке.
Таким образом, говорить об инвестиционном развитии экономики области не приходится.
В тоже время в соседнем Башкортостане введены в действие или существенно обновлены турбинные электростанции, цементный завод, кирпичный завод, комбинат по переработке мяса, предприятие по переработке цельномолочной продукции.
В Татарстане обновлены или введены в действие предприятия по производству стали, кирпичный завод, производство сахара-песка, цельномолочной продукции.
Если составить перечень инвестиционных организаций, осуществляющих прямое финансирование на территории Российской Федерации, их количество превысит 100. Это говорит о том, что осуществлять как средние, так и крупные инвестиционные проекты в России можно, и многие регионы это с успехом делают.
Работу с инвесторами укрупнено можно разделить на две части:
1. Привлечение - это в первую очередь маркетинговые инструменты.
2. Удержание – это организационные мероприятия. Создание условий и удовлетворение потребностей инвесторов.
Обе эти части взаимосвязаны и одна без другой нежизнеспособны.
Основой привлекательного инвестиционного климата Оренбургской области должна стать информационная открытость, а также формирование системы обеспечения инвесторов необходимой информацией, имеющей отношение к инвестициям. Той разрозненной информации, которая содержится на ряде сайтов муниципальных образований, явно недостаточно.
В этом направлении в Оренбургской области правительством и Торгово-промышленной палатой предпринимается много усилий. В 2010 году принято постановление правительства № 273-п «О создании инвестиционного паспорта Оренбургской области» - составляются инвестиционные паспорта муниципальных образований, определены проблемы, требующие первоочередного решения в деле развития инвестиционной активности, принято решение о создании Корпорации развития Оренбургской области. Но все это - лишь отдельные элементы, влияющие на инвестиционную активность, но не определяющие ее.
Инвестиционный климат складывается из большого числа факторов, ключевым из которых является инвестиционный маркетинг. Наличие полной информации о регионе в общедоступных источниках является ключевым фактором в привлечении внимания инвесторов к региону.
Как показывает опыт других стран и регионов, необходимо уделить внимание форме подачи презентационного материала о возможностях региона. Наиболее эффективным способом является электронная визитная карточка на CD и интернет-сайт с англоязычной версией. При этом информация должна отвечать следующим требованиям:
- быть актуальной и существенной с точки зрения инвестора;
- предоставлять анализ по конкретным отраслям и возможным объектам для инвестирования;
- инвестор должен суметь оценить сильные и слабые стороны территории, возможности и угрозы для своего бизнеса.
Также инвестору необходима информация: о климатических условиях, наличии природных ресурсов, состоянии развития инфраструктуры, кадровом потенциале, действующих производствах. Инвестор хочет видеть заинтересованность и участие правительства области и бизнес-сообщества в развитии своих инвестиционных проектов в регионе.
Создавая условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, необходимо осознавать, что перспектива инвестиционного партнерства существует только на высокоорганизованной территории, способной принять капитал.
Необходимо показать конкурентные преимущества нашей территории, возможности сбыта и наличие потенциальных покупателей, состояние транспортной инфраструктуры, уровень оперативного управления и квалификацию менеджмента, устойчивость финансового положения, варианты выхода инвестора из бизнеса. При этом информация должна быть систематизирована и представлена на разных языках. Из подобных источников в области можно указать только сборник «Оренбуржье приглашает к сотрудничеству», который в 2010 году был обновлен и издан на средства Торгово-промышленной палаты Оренбургской области.
Наличие многоязычного сайта дает сигнал инвестору, что его ждут, готовятся к приему инвестиций, думают над тем, что необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата. Поиск на основных мировых поисковиках – google.com и yahoo.com – информации об Оренбургской области и инвестиционных возможностях нашего региона (на английском языке) привел на следующие страницы:
1) en.wikipedia.org - содержит герб области и в прямом смысле 10 строчек о месторасположении области, экономике и религии;
2) http://russiatrek.org – содержит общую информацию о нашем регионе на одной странице, причем экономике посвящено около 25% текста;
3) http://www.constructionequip-mentguide.com - дает краткую заметку о возможном финансировании сборочного производства компании John Deere;
4) http://www.russiaprofile.org – содержит общую информацию об Оренбургской области, актуальную на 2005 год.
Таким образом, в англоязычной зоне Интернета найти информацию об экономике и инвестиционных возможностях области не удалось.
В то же время в русском сегменте Интернета существуют два сайта, посвященных деятельности правительства области (http://www.orenburg-gov.ru) и администрации г. Оренбурга (http://www.admin.orenburg.ru). К сожалению, ни один из них не имеет англоязычной версии, а содержащаяся на них информация в большинстве своем отражает текущую деятельность руководства области и города и практически не представляет интереса с точки зрения инвестиционного маркетинга.
Инвестор должен увидеть там ответы на вопросы, которые предшествуют принятию решения по инвестициям: географическое положение, есть ли стратегия развития региона, имеются ли ресурсы и их характеристика, каково развитие транспортной инфраструктуры и других коммуникаций (связи), какие виды услуг могут быть предоставлены (в т. ч. строительные, банковские, консалтинговые и т. д.), наличие рынка рабочей силы, уровень ее квалификации и стоимость, наличие земельных промышленных площадок с их характеристиками и привязками к коммуникациям, свободные производственные площади, местные особенности ведения бизнеса (местная нормативная база), отчисления в местные бюджеты и т. д.