Энергоэффективность-2, или Станем ли мы по-настоящему бережливыми

В предыдущем номере ФЭБа мы подняли проблему энерго- и ресурсосбережения. Сегодняшнее состояние экономики делает актуальным любые мероприятия, направленные на снижение затрат. При этом в эффективном использовании энергоресурсов заинтересованы даже сами их производители. Как отмечают сами энергетики, у них «заинтересованность – прямая: эффективное использование располагаемых мощностей ведет к увеличению отпуска энергоносителей при меньших собственных затратах. И здесь нет каких-либо противоречий». Но почему при всеобщей заинтересованности в области энергоэффективность не стала «региональным» проектом?

По мнению руководителя программы энергосбережения, начальника информационно-аналитического отдела исполнительной дирекции ОСПП Антонины Пеньшиной, «основной причиной высокого потребления энергии является неэффективное ее использование во всех секторах экономики. Прежде всего, в энергетическом, промышленном и жилищно-коммунальном, а также в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней». По словам руководителя Центра стратегического планирования и развития Оренбургской области Вячеслава Кузьменко, «в Оренбургской области можно выделить три основных направления энергосберегающих мероприятий, которые необходимо проводить в бюджетной сфере. Это объекты социальной направленности, предприятия ЖКХ, транспорта, дорожного строительства и благоустройства. Несмотря на различие объектов по структуре энергосбережения, общим для них является низкое качество и ненадежность услуг по теплоснабжению, низкая эффективность использования энергии и высокая степень износа систем энергоснабжения, отсутствие приборов учета и средств регулирования энергоресурсов».

Сейчас энергосберегающие технологии внедряются во многих субъектах Федерации, где действуют соответствующие центры. В результате  достигается существенная экономия. Так в Магаданской области в результате перевода котельных на газ (что также является одним из способов энергосбережения) было сэкономлено 19 тыс. тонн условного топлива, а в Ленинградской области установка 82 мини-котельных позволила закрыть 103 энергоемкие котельные, законсервировать 174 км теплотрасс (как известно, из-за сильной изношенности теплотрасс наибольшие потери тепловой энергии происходят как раз в них).

После общения с рядом экспертов, занимающихся проблемами анализа и внедрения принципов энергоэффективности в Оренбургской области, нам удалось выявить достаточно стандартный, но небезынтересный список мероприятий. Так вот, основными стратегическими мероприятиями, направленными на решение энергетических проблем Оренбургской области, являются:

1. Инвентаризация существующих и прогнозируемых энергетических ресурсов области, включая углеводородное сырье, потенциал ветроэнергетики, гелиоэнергетики, биоэнергетики.

2. Подготовка энергетического баланса с учетом инвентаризации энергетических ресурсов, прогнозируемых поставок энергоносителей в другие регионы и страны, формирования стратегических резервов, вовлечения топливных ресурсов в процесс глубокой переработки.

3. Подготовка проекта «Энергетическая безопасность Поволжья и Урала» с вкладом Оренбургской области как энергетического донора на период до 2015 года, стабильного поставщика энергоносителей в регионы–партнеры и производителя технических средств для альтернативной энергетики, а также возможного предоставления площадки для строительства атомной электростанции.

4. С целью формирования единой энергетической политики, включая тарифную и политику энергосбережения на период до 2015 г., проведение кластеризации действующих структур, связанных с производством и распределением электрической и тепловой энергии, с формированием энергетического консорциума Оренбургской области, как широкого государственно-частного партнерства, включив в него:

 - ОАО «Ириклинская ГРЭС» и ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания»;
- электросетевые организации, промышленные предприятия области, производящие для энергетики оборудование, передаточные устройства;
- исследовательские, конструкторские и проектные организации, учреждения и организации по подготовке и переподготовке кадров, экспертные и консалтинговые организации.

5. Организация массового производства оборудования для альтернативной энергетики и формирование процесса ее использования в малых поселениях Оренбургской области.

6. Организация массового процесса энергосбережения, включая создание соответствующего нормативно-правового обеспечения.

7. Создание фонда стабилизации тарифов.

Итак, набор есть (впрочем, он существовал и несколько лет назад, когда мы первый раз поднимали проблему энергосбережения на страницах нашего издания). Осталось оценить, насколько предлагаемые меры будут эффективны, и насколько они реалистичны.

Как проинформировала нас руководитель программы энергосбережения, начальник информационно-аналитического отдела исполнительной дирекции ОСПП Антонина Пеньшина, «реализация мер по энергоресурсосбережению требует дальнейшей активизации и должна носить системный характер. Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена задача к 2020 году снизить по отношению к 2007 году энергоёмкость ВВП на 40%.

В Оренбургской области утверждена областная программа “Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области” на 2005 - 2010 годы, принят закон «Об энергосбережении в Оренбургской области» от 20 июня 2008 г. № 2293, начато построение прогнозного топливно-энергетического баланса на основе комплексного прогнозирования спроса и предложения на энергоресурсы с учетом тенденций развития ТЭК и показателей социально-экономического развития региона; осуществлен «пилотный» проект ОАО «Оренбургэнергосбыт» по проведению энергоаудита ЖКХ пос. Светлый».

Это то, что сегодня область имеет. Как это работает – нам выяснить не удалось. По крайней мере взвешенных, экономически обоснованных оценок эффективности «энергоэффективности» нам никто из экспертов не дал. Не по причине жадности, а вседствие того, что оценок в масштабах области просто нет. Что уж говорить, если даже специалисты «Оренбургской ТГК», к которым мы обратились за комментариями, отметили, что «для оценки реальной эффективности программ энергоэффективности и энергосбережения нет достаточных данных». По их мнению, сегодня идет недостаточное освещение в СМИ проблем энерго- и ресурсосбережения. СМИ обращаются к этой теме только при внедрении отдельных мероприятий на отдельных объектах: как правило, на средних и крупных предприятиях.

При этом в СМИ, как правило, звучат оценки компаний - заказчиков работ (следовательно, и публикаций), которые априори не могут быть объективными. Другой оценки реализуемых проектов нет. Как считает руководитель Центра стратегического планирования и развития Оренбургской области Вячеслав Кузьменко, «основным оцениваемым результатом инновационных проектов должно быть повышение уровня энергоэффективности, хотя должны, несомненно, учитываться все виды эффектов: экономические, социальные, бюджетные, экологические, научные».

Мы допускаем, что ряд инвестиционных программ не нуждается в оценке со стороны. Например, основные технические мероприятия прошлого года – это модернизация турбоагрегата №4 Сакмарской ТЭЦ с увеличением мощности на 5 МВт и 10 Гкал/ч и повышением КПД на 1%, что снизило удельный расход условного топлива на выработку электроэнергии на 4 г/кВтч и на выработку тепла на 0,4 кг/Гкал; реконструкция градирни №5 Орской ТЭЦ-1, улучшившая вакуум в конденсаторе на 2,45%, что снизило удельный расход условного топлива на 4,25 г/кВтч.

Установка современного оборудования на котельных и ЦТП позволяет значительно снизить потребление газа и улучшить экологическую обстановку в городе. С этой целью «Оренбургской ТГК» совместно с администрациями Оренбурга и Медногорска разработаны и утверждены программы «Комплексного развития коммунальных систем теплоснабжения муниципальных образований до 2011 года.

С другой стороны, подобные работы ведутся энергетиками за счет инвестиционных составляющих в тарифах (то есть за наш счет), и, как минимум, должен быть независимый аудит качества проектов. Главное, чтобы такие проекты были. А их мало, так как переворот в поведении собственников еще не произошел.

Вот как оценивает перспективность укоренения политики энергоэффективности в нашей области генеральный директор компании «СПЕКТР-ГРУПП» Алексей Комаровских: «Я думаю, осознание необходимости применения энергосберегающих технологий придет к руководителям производств в нашей стране только лишь лет через десять. На Западе нет такого безграничного количества ресурсов, в том числе энергетических, они уже давно стали заложниками своей ресурсной бедности. Большая часть электроэнергии ими импортировалась. Как в таких условиях добиться стабильного энергоснабжения?  В таких условиях применение энергосберегающих технологий – единственно правильное решение. И они стали делать ветряки, мини-ГЭС, они стали более эффективно распределять электроэнергию. И пока Россия не будет в таких условиях, нам будет крайне тяжело перейти на энергосбережение не на словах, а на деле. У нас даже среди невозобновляемых источников энергии есть огромнейшие ресурсы. Например, попутный газ, получаемый в ходе нефтедобычи. Перейдя на технологии переработки попутного газа можно решить три задачи: во-первых, генерация дешевой электроэнергии, во-вторых, выработка теплоэнергии и, в третьих, решение экологических проблем нефтяной отрасли».

А вот у других энергетиков прогноз на развитие программ энергоэффективности в нашем регионе – позитивный. По их мнению, сегодня пришло время для пересмотра собственных затрат (финансовых, МТР и т.п.) – насколько эффективно они используются (применяются). По результатам анализа и будет вестись разработка перспективных энергосберегающих программ с учетом располагаемых ресурсов.

В начале апреля этого года на базе ОСПП состоялось расширенное заседание секции развития ТЭК, участники которого всерьез озаботились пробуксовками с реализацией программы энергосбережения в нашей области. В результате бурных дискуссий был определен ряд направлений, которые считаются приоритетными:

1. Формирование Энергетической стратегии Оренбургской области, концепции областной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления и энергоресурсосбережение в Оренбургской области» на период 2011-2015 гг. включающих:

- внедрение адресных эффективных энергоресурсосберегающих инвестиционных проектов при осуществлении государственной поддержки;

- совершенствование методической и методологической базы реализации комплексных энергоэффективных проектов и программ, обеспечивающих энергетическую безопасность территориально-административных образований;

- снижение дисбаланса между возрастающим спросом на энергоносители и состоянием основного оборудования предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса.Применение альтернативных источников энергии;

- формирование областного инновационного рынка энергоресурсосберегающих технологий и оборудования;

- развитие сети демонстрационных объектов энергоресурсосбережения, переработки отходов производства, возврата вторичных материальных ресурсов в сферу производства;

- внедрение стандартов управления ресурсами и экологического менеджмента.

С этим пунктом все очень просто и понятно. Без реализации подобных мероприятий в общем-то и говорить не о чем. А вот третий раздел вызывает несколько вопросов.

3. Обращение в Правительство Оренбургской области в целях решения следующих вопросов:

Активизация работы по повышению энергоэффективности в сфере ЖКХ, включающей в себя:

- разработку муниципальных программ энергоресурсосбережения (это логично);

- разработку рекомендаций по структуре и процессу реализации проектов энергосбережения, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом в рамках программ реформирования ЖКХ на уровне регионов (и здесь все понятно);

- подготовку реестра профессиональных исполнителей работ в рамках внедрения систем энергосбережения во избежание низкого качества поставляемого оборудования, оказываемых услуг и недобросовестности подрядчиков в процессе реализации энергосберегающих проектов. Рекомендовать надежных подрядчиков и субподрядчиков (а вот здесь вопрос: участники заседания просят «пролоббировать» правительство их интересы? А как же рынок, честная конкуренция, деловая репутация, реклама? Ведь это они должны выявить лучших и надежных, а не чиновники. Да и критерии добросовестности и профессионализма ой как размыты. Лоббизм, конечно, дело хорошее, но методы его должны быть… ну тоньше, что ли);

- выделение в муниципальных бюджетах по отдельным статьям целевых расходов на финансирование программ энергоресурсосбережения (и вот это также маловероятно. Нет у областного правительства права определять направление расходования средств муниципалитетов – власти разные. И пока сами муниципальные образования не захотят заниматься энергоэффективностью, ничего не поменяется. К сожалению, большинство муниципалитетов таким желанием не горят. Как заявил в неформальной беседе со мной один из глав районов: «У меня денег нет ремонт в детсаду сделать и посевную закончить, а ты про лампочки. На новые лампочки денег нет!» (речь шла о дорогих лампах с большим сроком службы);

- утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, действующих на территории Оренбургской области, контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и урегулирование споров по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям (к сожалению, такие организации погоду на рынке не делают. Нет уже компаний, в которых есть доля области. А если речь идет о федеральной власти, то очень слабо представляю, как министр областного масштаба будет заставлять федералов принять инвестиционную программу по нашему региону. Понятно, что будет так: программу примут, а потом с ней ознакомят наших чиновников. Ну, может быть, прислушаются к каким-либо поправкам. То, что энергетики свои программы будут строить исходя из экономической целесообразности – факт, который нужно принять как данное. И искать механизмы взаимодействия исходя из этого посыла. Власть должна установить такие правила игры на территории Оренбургской области, чтобы энергоэффективность стала панацеей, фетишем, модной необходимой штучкой. А не пытаться вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов при определении кто, кому и как должен заплатить за техприсоединение. Это, скорее, дело суда, а не власти, ведущей системную работу.

Вячеслав Кузьменко считает, что энергоэффективность вообще можно использовать как один из показателей оценки качества управления территорией: «При решении задач управления энергоэффективностью в деятельности конкретных предприятий и организаций, расположенных на одной территории, необходимо учитывать и обеспечивать тесное взаимодействие партнеров (участников) по энергетическому рынку в целом, а это, прежде всего, требует применения инновационных подходов и технологий. Иными словами, следует рассматривать уже ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ как интегральный показатель качества управления, отражающий достигнутый уровень производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии на территории, в том числе и энергобезопасности территории»).

Небольшой вывод. То, что ОСПП в рамках секции развития ТЭК всерьез озаботился энергосбережением, факт отрадный. Именно в тот момент, когда весь оренбургский «крупняк» начнет «двигать» энергосбережение, могут произойти реальные сдвижки в этом направлении. Но, пока не будут прописаны конкретные (!!!) механизмы: что нужно сделать, в каком объеме, кто за это отвечает (и самое главное - чем), кто, когда и в каком объеме даст денег, какой бонус за внедрение, какой штраф за отказ «экономить» - то есть пока не будут описаны правила игры, ничего не изменится. Будут лишь красивые слова на бумаге (как это произошло с предыдущей программой энергосбережения) и разрозненные действия отдельных предприятий. Выгодна «Газпрому» энергоэффективность – он будет работать в этом направлении (см. интервью с главным энергетиком ООО «Газпром добыча Оренбург» Владимиром Шугаевым). В этой связи хочу отметить, что перспектива возглавить движение «бережливых» есть именно у малого бизнеса, что и подтверждают наши эксперты. Вот мнение генерального директора компании «СПЕКТР-ГРУПП» Алексея Комаровских: «К сожалению, мы пока не привыкли задумываться о завтрашнем дне. Те затраты, которые необходимо понести на переход к генерации энергии из возобновляемых источников, окупятся лишь лет через пять. Нашим предприятиям это не надо. У нас на многих предприятиях, работающих еще с советских времен, все распределительное оборудование давно устарело. И 10-20% потерь электроэнергии происходит только из-за устаревшего оборудования. Но мало кто задумывается о необходимости переоборудования. Для этого во главе предприятия должен стоять эффективный собственник, а не временщик». А основные собственники сегодня сосредоточены в малом бизнесе. Им есть, что терять, им есть что экономить. Но у них есть огромная проблема – малый бизнес не обременен лишними деньгами, и дорогостоящие «бережливые» технологии не по карману. Опять же – нужен стимул, льгота, посыл со стороны государства...

В России пока еще не выработаны рыночные механизмы, которые могли бы оказывать должное влияние на отношение общества к проблеме повышения эффективности использования энергоресурсов. В организации и осуществлении энергосберегающей политики по-прежнему особенно велика роль государства.

Так что есть большое подозрение, что все прекрасно понимают, что экономить на электро-, тепло- и иной энергии нужно, даже программу отличную мероприятий разрабатывают, но к реальной жизни это отношения не имеет. Энергоэффективность – дорогая штука, и когда приходит понимание этого, то в списке приоритетных проектов она сразу скатывается на «надцатые» места.

Из решений секции ТЭК

«Обратить внимание руководителей предприятий и организаций на норму федерального закона «Об энергосбережении» прямого действия, которая позволяет предприятиям (организациям) получить на законных основаниях освобождение от платы за недоиспользование энергоресурсов в случае реализации плана или программы организационно-технических мероприятий по энергоресурсосбережению:
 
Ст.14 «Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов».

Потребители энергетических ресурсов – юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объёме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесённых указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению».
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий