Стратегия развития Оренбурга — руководство к действию или дань моде?

В субботу 16 июля в городской администрации Оренбурга прошли публичные слушания по Стратегии социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года. Несколько удивительно, что ни один оренбургский вуз при заявляемом научном потенциале не взялся за разработку данного документа. В итоге этим занялись специалисты Центра современных технологий государственного и муниципального управления Уральской академии Государственной службы под руководством Гричука Анатолия Григорьевича.

Получился достаточно спорный документ, не предлагающий конкретных мероприятий или глубоко обоснованных направлений развития. Как правило, под стратегией понимается детализированный план, охватывающий длительный период времени, с другой стороны, это руководство к действию, которое дает понимание того, какие шаги власти будут предпринимать в ближайшей перспективе, и каков будет конечный результат. А главное - это основной документ, которым должны руководствоваться власти в своей ежедневной работе.

После прочтения сложилось впечатление, что стратегия представляет собой некий усредненный документ, который с небольшими корректировками может быть предложен любому другому городу. Слишком мало конкретики и обоснований. Остается только верить, что выводы, сделанные авторами, обоснованы и базируются на глубоком и тщательном анализе.

Целиком стратегия занимает более 400 листов текста и на суд общественности не представлена, анализировать приходится 52-страничный конспект. В целом этот документ похож на неудачный учебник, содержащий огромное количество сложных терминов и словосочетаний, которые даже человеку с кандидатской степенью с первого раза понять сложно. Надеемся, к следующим слушаниям авторы подготовят электронную версию презентации стратегии, которая будет наглядно отражать основные моменты стратегии в схемах и графиках, понятных большинству населения.

Стратегия предполагает три возможных сценария:

  • инерционный (возможен в условиях высокой неопределенности и нестабильности, стратегические цели ограничатся необходимостью выживания);
  • инновационный (при благоприятных внешних условиях и малых внутренних проблемах);
  • интеграционный (промежуточный сценарий, связанный с преодолением вызовов внешней среды или использования шансов, когда основное внимание уделяется развитию элементов внутренней среды).

Если в качестве базового будет выбран инерционный сценарий, то уезжать из Оренбурга лучше уже сегодня, не дожидаясь, пока экономика окончательно сведется к торговле по завышенным ценам и низкокачественному сервису. Инновационный и интеграционные сценарии оставляют небольшие шансы на переход к качественно иному развитию, но представляются маловероятными. И совершенно непонятно, по какому из них все-таки предлагается идти.

Реализацию стратегии предлагается осуществлять в два этапа. На первом - до 2018 года - необходимо уделять внимание развитию муниципального сектора экономики, а также созданию сельскохозяйственного и инновационного кластера.

Непонятно, какой вид бизнеса должен быть отдан муниципальному сектору экономики, но очевидно, что расширение муниципального бизнеса - это прямое противоречие требованию президента Д. А. Медведева о необходимости снижения государственного участия в экономике. Тем более, что, начиная с 1991 года, городские МУПы лишь в 2009 году были прибыльными предприятиями. И нам предлагают дальше развивать неэффективные методы хозяйствования. Неясно, что понимается под инновационным кластером. Вузы должны начать создавать малые инновационные предприятия? Или в Оренбурге должны появиться предприятия, производящие продукцию, отвечающую требованиям инновационной, или действующие предприятия должны освоить инновации в своей деятельности? Почему именно средний бизнес должен стать участником внедрения инноваций? Хочется больше конкретики и обоснований. Следовало бы сделать анализ существующих разработок, сделанных оренбургскими учеными, и предложить создать инновационный кластер конкретной направленности, например, в сфере биотехнологий или IT. И вообще, насколько целесообразно выделять инновации в отдельный кластер, например, сельскохозяйственные инновации с успехом можно применять на действующих предприятиях, и для этого необязательно создавать специализированные предприятия.

Кроме того, одной из основных задач, которую необходимо решать в наше время, является управление энергоэффективностью в муниципальном хозяйстве. Необходимо стимулировать монополистов увеличивать прибыль за счет эффективной работы, а не роста тарифов. Без этого невозможно простое развитие экономики, не говоря уже и об инновационной. Оренбург как самый густонаселенный муниципалитет в нашей области должен стать флагманом данного направления.

Что предлагается на втором этапе, разобрать вообще невозможно. Судите сами: «Обеспечивается «стратегический прорыв», завершение модернизации инфраструктурных секторов, системы развития человеческого капитала и осуществляются ресурсоемкие мероприятия стратегических задач на базе созданных на первом этапе условий». Этот набор терминов лучше оставим без комментариев.

Некоторые исходные положения спорны и противоречат логике развития экономики. Например, в стратегии заявлено, что  «численность населения города оптимальна и не следует ставить стратегических задач на ее рост». Нет ни слова о том, специалистов какой сферы готов предложить рынок труда Оренбурга сегодня. Не понятно почему, ведь тенденции последних 5 лет таковы, что ежегодно из города уезжает 5-7 тыс., приезжает всего 3,5-6 тыс. человек, при этом уезжает наиболее талантливая и креативная молодежь, а приезжают переселенцы из Средней Азии, которые зачастую воспринимают Оренбург как временное место проживания и оказывают, скорее, негативное влияние на развитие человеческого капитала. Очевидно, что подобная демография не может служить источником квалифицированных кадров для предлагаемого инновационного сценария развития. Таким образом, все острее будет вставать вопрос о качестве человеческого капитала.

К тому же такое положение идет в разрез с демографической политикой, обозначенной в стратегии развития области, которая ставит цель создания условий для стабилизации численности населения области, воспроизводства и достижения оптимальной структуры населения, формирования предпосылок последующего демографического роста.  Вот и аналитики, разрабатывающие стратегию развития России до 2020 года, пишут, что  «Не бывает роста экономики без существенного прироста населения, а тем более при его убыли». Разработчикам был задан вопрос, почему в стратегии не рассмотрена эта ключевая проблема и не предложено ее решение. Ответ был следующим: «Если осуществить ряд предложенных мероприятий, заложенных в стратегии, то люди будут оставаться в городе». Неубедительный, скользкий ответ потому, что стратегия рассчитана на период до 2030 года, к тому времени при сохранении современных тенденций из города может уехать порядка 45-50 тыс. человек, а это очень большая цифра в масштабах современной численности. Не прозвучало и внятного ответа на вопрос о роли рядового жителя города в стратегии. Поэтому численный и качественный состав населения должен быть одним из индикаторов эффективности реализации стратегии развития.

Непонятно, что имел в виду разработчик, говоря, что локомотивом экономического развития должны стать традиционные отрасли, но развивающиеся по инновационному пути развития. Что понимается под инновационным развитием для традиционных отраслей? Город рос и развивался в основном за счет разработчиков газоконденсатного месторождения, которое в настоящее время считается выбывающим и в долгосрочной перспективе не сможет служить таким же сильным фактором роста, как 15-20 лет назад. Вторым крупным предприятием является ОАО ПО «Стрела», которое является режимным объектом и на экономику которого город влиять не в состоянии. Поэтому в стратегии следует детальнее отразить и доказать перспективность развития конкретных отраслей и производств, а не скрывать их под словосочетанием «новых отраслей хозяйственной деятельности». Мы считаем, что стратегия должна выявить точки роста и предложить направления их стимулирования, а не декларировать обтекаемыми формулировками лозунги, например, следующие - «адаптация и вовлечение в изменяющуюся среду и формирование критической массы агентов перемен».

Совершенно не согласны с позицией разработчиков, которые пренебрегли ретроспективным анализом развития экономики города. Такой анализ позволил бы выявить причины, сложившейся экономики, понять факторы, которые движут предпринимателями. Почему, например, в годы строительного бума оренбургскими застройщиками не были вложены средства в строительство заводов по производству строительных материалов? Или например, почему некоторые продовольственные товары оренбургских производителей дороже, чем аналогичные по качеству товары, привезенные из Башкирии. Какие действуют субъективные и объективные факторы. Без их понимания планировать дальнейшее развитие затруднительно.

Главное, чего не хватает разработанному документу, так это четкого механизма оценки эффективности реализации. В качестве такого механизма предлагается осуществлять мониторинг общественного мнения и «измерять отклонения по основным критериям и индикаторам успеха». Объективность общественного мнения всегда можно поставить под сомнение, современные PR-щики легко манипулируют его формированием. К тому же уже не существует механизма, с помощью которого горожане могли бы полноценно выразить свое общественное мнение – это выборы главы города. Поэтому в качестве механизма контроля необходимо установить десяток измеримых показателей, по динамике которых и можно будет оценивать качество реализации стратегии. А «критерии и индикаторы успеха» должны быть представлены отдельной таблицей, чтобы трех минут хватило на оценку того, что же задумали наши власти с городом делать, успехов в каких областях собираются достичь и чего уже достигли.

Надеемся, авторы учтут предложения, высказанные на публичных слушаниях, и принятая стратегия все-таки будет руководством к действию для сегодняшних руководителей и тех, кто встанет во главе города в будущем.

Мы же, в свою очередь, призываем оренбургский бизнес активнее принять участие в обсуждении и корректировке предложенной стратегии. С документом можно ознакомиться на официальном сайте администрации города http://www.admin.orenburg.ru в разделе «Город», подраздел «Стратегия социально-экономического развития города Оренбурга», там же оставить свои предложения и замечания.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также