Один в поле пограничник

1 июля 2011-го в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска на российско-казахстанской границе отменены таможенный контроль и оформление грузов: таможенные посты, находившиеся на границе в Оренбургской области, были ликвидированы, в связи с организационно-штатными мероприятиями уволено более 250 сотрудников. Это результат состоявшегося Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Через 15 минут после ухода таможенников воспользоваться ситуацией не преминул нарушитель: в автомобильном пункте пропуска «Орск» был выявлен грузовой автомобиль с арбузами, хотя накладные, которые предъявил водитель, были оформлены на казахстанский картофель. Нарушение выявили пограничники, которые теперь – единственная контролирующая сила на государственной границе России и Казахстана. Машину с арбузами отправили на родину.

Таможенный союз (ТС) трех стран окончательно вступил в свое действие.

- В июле 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс ТС (ТК ТС), а в июле 2011 года отменен контроль на внутренних границах ТС, - пояснили нам в Оренбургской таможне. - Таким образом, термин «единая таможенная территория» практически полностью будет отвечать своему содержанию. Прошел почти год. Сегодня можно сказать, что Таможенный союз состоялся де-юре и де-факто, став реальным интеграционным объединением. По большинству вопросов действуют соглашения, уточняющие некоторые положения ТК ТС по отдельным категориям товаров, особенностям таможенных операций и др., действуют единые ставки ввозных таможенных пошлин. Накоплен опыт взаимодействия между таможенными службами трех стран как в рамках подготовки материалов для Комиссии Таможенного союза, так и в рамках решения оперативно-управленческих вопросов.

По мнению как самих таможенников, так и участников внешнеэкономической деятельности, процесс пересечения российско-казахстанской границы сегодня действительно стал проще, что создает дополнительные стимулы для развития внешней торговли регионов России и Казахстана. Прежде всего потому, что российские товары либо товары третьих стран, уже прошедшие таможенный контроль на внешнем периметре Таможенного союза, по территории союза перемещаются свободно, теперь в пунктах пропуска на российско-казахстанской границе проводится лишь пограничный контроль.

- Порядок пересечения границы с Казахстаном действительно упростился, - говорит Еркен Кулумжанов, директор ООО «Илецк Трейд» (предприятие занимается организацией международной оптовой торговли продуктами питания с Республикой Казахстан). - Сейчас наши автомобили проходят только пограничный контроль. Машина пересекает границу гораздо быстрее, не останавливаясь на проверку сотрудниками ветеринарного, фитосанитарного и таможенного контроля, как это было ранее. Пограничники лишь проверяют наличие и соответствие документов на перевозимый груз. Но при подозрении на нарушения они имеют право открыть автомобиль и провести детальный осмотр. У добросовестных предпринимателей, как правило, проблем не возникает. Кроме того, водители стали менее капризными и нервными.

20 минут вместо 2 часов

Небольшая историческая справка: в 1991 году после распада Советского Союза на государственной границе России были установлены таможенные посты. Этот процесс шел по временной схеме: создаваемые в спешном порядке для обеспечения экономической безопасности страны посты предполагалось в дальнейшем благоустроить и сформировать всю необходимую инфраструктуру для организации всех видов контроля пересекающих границу граждан и транспорта. На постах начали работу российские таможенные службы, пограничники же до 1999 года продолжали охранять рубежи СНГ.

Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Пункты пропуска на территории Оренбургской области, состоящие из нескольких зданий и вагончиков, ангаров для транспорта с низкой пропускной способностью, работают в таком виде до сих пор. Лишь в феврале 2011 года в Первомайском районе был введен в эксплуатацию соответствующий современным требованиям многосторонний автомобильный пункт пропуска «Маштаково», находящийся в ведении Самарской таможни. На его территории расположен автовокзал, боксы углубленного досмотра, помещения для сотрудников контрольных органов, кинологической службы и осуществления весового контроля, стоянка для временно задержанного грузового и легкового транспорта. Благодаря современной инфраструктуре пропускная способность пункта сегодня – 1000 автомобилей в сутки. Остальные же пункты пропуска работают на наследстве, доставшемся с начала 90-х годов.

С 1 июля этого года с таможенных постов области все оборудование для проведения различных видов государственного контроля (транспортного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного) вывезено. Продолжают свою работу лишь сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области. 

- В наши функции, как и прежде, входит проведение пограничного контроля на государственной границе Российской Федерации, - говорит официальный представитель Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области полковник Олег Гурин. - Вступление в силу Таможенного союза не говорит о том, что теперь можно свободно пересекать границу вне установленных пунктов пропуска. Наших обязанностей по обеспечению безопасности на государственной границе РФ никто не отменял. Поэтому мы проводим контроль с целью недопущения проникновения на территорию России запрещенных товаров и лиц, которым по определенным причинам закрыт въезд в РФ или ограничен выезд из страны. Если Россия, Казахстан и Белоруссия стремятся к цивилизованным взаимоотношениям в рамках Таможенного союза, все предприниматели – участники внешнеэкономической деятельности - должны понимать необходимость контроля и свою ответственность за нарушение правил пересечения государственной границы.

Время, в течение которого сегодня грузовой автотранспорт с товаром проходит контроль в пунктах пропуска, по свидетельствам самих перевозчиков, реально не превышает 20-25 минут. Если ранее машины стояли в длинной очереди при прохождении всех видов контроля в течение двух и более часов, в настоящее время пограничники проверяют документы граждан, транспортных средств и грузов в оперативном порядке.

- Сегодня наш контроль на границе предполагает проверку документов, - продолжает Олег Гурин. – Водитель грузового транспорта обязан предъявить пограничнику не только свои документы, но и документы на перевозимый им груз, а в обязанности пограничника входит проверка их соответствия фактически перевозимому товару. То есть пограничник имеет полное право осмотреть автомобиль, вскрыть коробки с нарушенной заводской упаковкой, чтобы убедиться, что водитель перевозит именно тот товар, который указан в товарной накладной. В свою очередь хозяин груза обязан обеспечить внутри кузова грузового транспорта технологические проходы, чтобы пограничник мог свободно пройти и осмотреть весь автомобиль. Кроме того, вскрытие даже опломбированных автомобилей и их досмотр проводится, если имеется подозрение на перевозку запрещенных товаров, нелегальных мигрантов и другие нарушения. В этом случае слаженно взаимодействуют работники пограничной службы и других правоохранительных органов.

Нормативы строго устанавливают срок проведения пограничного контроля: на проверку документов одного физического лица должно уходить не более 3 минут, осмотр легкового автомобиля – до 15 минут, грузового транспорта – до 20 минут. При этом, как говорят сами пограничники, эти сроки в реальности меньше. Например, легковую машину могут отпустить через 3-5 минут, чтобы не создавать очередь. Срок проверки рейсовых пассажирских автобусов зависит от количества пассажиров.

Несмотря на то, что на пунктах пропуска работает только один контрольный орган, вследствие чего сократилось время пересечения границы, неудовлетворенные их работой люди есть. Простой на границе по-прежнему вызывает недовольство не только самих водителей, но и предпринимателей. 

В случаях, если пограничник допустил некорректное отношение в ходе проверки, можно обратиться с жалобой. Непосредственно на границе водитель может вызвать старшего смены, а в дневное время - командира подразделения. Если ситуация не будет решена на месте, пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области рекомендует обращаться по «телефону доверия» в г. Оренбурге 74-40-20 либо по электронной почте по адресу POGRANICHNIKORENBURG@yandex.ru. Но предупреждают: сообщать о противоправных действиях пограничников, проявлениях хамства и превышения служебных полномочий нужно, имея только достоверные данные. Уголовный кодекс РФ по статье «Клевета» предполагает уголовную ответственность.

В то же время в жалобах нужно быть реалистами. Во-первых, работа пограничников после всех изменений усложнилась. Если раньше проверка проводилась совместными усилиями всех контрольных органов, сегодня пограничник делает все сам, проверяя основания для перемещения через границу различных грузов и товаров (в том числе такие специальные документы, как фитосанитарный,  карантинный сертификаты и др.), поэтому очень многое зависит от его подготовленности. Во-вторых, пропускная способность пунктов пропуска осталась прежней: одновременно на его территории пограничники могут оформлять лишь один легковой, один грузовой автомобили и один рейсовый автобус. Но это уже вопрос инфраструктуры, которая на нашей границе оставляет желать лучшего.

В свою очередь Виктор Доценко, директор Оренбургского филиала ФГКУ «Росгранстрой», считает, что инфраструктура, созданная на пунктах пропуска, справляется с ежедневной нагрузкой:

- Все автомобильные пункты пропуска, расположенные на территории Оренбургской области, обеспечены всем необходимым для комфортной работы контрольных органов и пересекающих границу граждан: отоплением, освещением, водоснабжением, канализацией, аварийными системами энергообеспечения и пр. Пропускная способность достаточна для сегодняшней ежедневной нагрузки. Конечно, по выходным и праздничным дням бывают пиковые нагрузки, образуются очереди, но пока необходимости и возможностей строительства пунктов пропуска для таких нагрузок мы не видим. Уже сегодня работает современный пункт пропуска «Маштаково», а до конца года мы надеемся ввести в эксплуатацию такой же пункт в Илеке.

Статотчет вместо декларации

Участников внешнеэкономической деятельности сегодня волнует не только порядок пересечения государственной границы, который, по их же данным, действительно стал проще. Изменения произошли и в порядке оформления документов. Практически все предприниматели говорят: документооборота меньше не стало, появились даже новые виды отчетности.

- После создания Таможенного союза мы перестали оформлять грузовую таможенную декларацию и сертификат происхождения по форме СТ-1, - поясняет Юрий Горбанев, менеджер отдела сбыта ООО ОТП «Спектр». – Все остальные документы на товар мы оформляем также, так как они проходят проверку при пересечении границы. Однако теперь до 10 числа каждого месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отгрузка, мы сдаем статистическую отчетность в местные таможенные органы и в Федеральную службу государственной статистики, поэтому работы в чем-то даже прибавилось.

Как пояснил Еркен Кулумжанов, директор ООО «Илецк Трейд», отчетность носит не столько контрольный, сколько статистический характер:

- Эта отчетность необходима для того, чтобы вести учет товарооборота наших стран, а не для того, чтобы лишний раз проконтролировать предпринимателя и наказать. Ранее при отправке каждого груза  мы заполняли грузовую таможенную декларацию (ГТД), но это более серьезный документ, который жестче контролировался. Если ГТД неправильно оформлена, товар мог вообще не пройти границу. Сейчас подготовка отчетности занимает не более одного дня.

Несмотря на то, что сотрудники таможенных органов не работают в пунктах пропуска на границе, работы у таможенников не убавилось. Полноценный таможенный контроль сохранился в воздушных пунктах пропуска – в аэропортах Оренбурга и Орска. Также оренбургские таможенники осуществляют контроль транспортных средств, место назначения которых находится на территории Оренбургской области. Прибывшие автомобили вскрываются в присутствии таможенников и представителей соответствующих государственных контрольных органов.

Сегодня большинство экспертов убеждено в том, что отсутствие таможенного контроля стало благоприятным изменением для всех участников внешнеэкономической деятельности. Однако многие высказывают и определенные опасения. Уже сейчас Казахстан, напрямую граничащий с мировой фабрикой контрафакта, наводнен китайскими товарами, ранее ввезенными на территорию республики. Упрощение процедуры пересечения границы может стать поводом для беспрепятственного их перемещения в Россию. Есть данные, что с 1 июля поток людей, пересекающих российско-казахстанскую границу, уже увеличился на 20 %. Кроме того, немало претензий и к таможенному посту «Хоргос», через который проходит основной поток китайского импорта. Неоднократно пост был связан с серьезными коррупционными делами, арестовывались должностные лица, в том числе и высокого ранга. Поэтому опасность бесконтрольного ввоза в Россию запрещенных товаров, в том числе контрафакта из Китая, сохраняется, на что пристальное внимание обращают сотрудники всех правоохранительных органов не только России, но и Казахстана. 

Справка:

За первое полугодие 2011 года сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области в пунктах пропуска через границу пропущено более 320  тысяч транспортных средств и более 1,8 млн граждан. Оренбургскими пограничниками было задержано около 350 нарушителей границы и около 1100 нарушителей пограничного режима, задержано более 16 единиц огнестрельного и травматического оружия, более 140 единиц боеприпасов, контрабандных товаров и грузов (с учетом задержанных в конце 2010 года и оцененных уже в 2011 году) на сумму более 60 млн рублей, изъято из оборота около 1 кг наркотических средств. В первом квартале 2011 года возбуждено более 70 уголовных дел, а всего за полгода наложено административных взысканий на сумму свыше 1,3 млн рублей. 

Как отмечает пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области в официальном пресс-релизе, вступивший в действие Таможенный союз России, Казахстана, Белоруссии, деятельность трансграничных преступных групп, промышляющих контрабандой, не остановил.

Так, в последних числах марта имели место случаи сброса контрабандных товаров китайского производства из поездов, следующих из-за границы, а также незаконного перемещения через государственную границу товаров и грузов в обход установленных пунктов пропуска. Несмотря на плохие дорожные условия, снеготаяние и распутицу, контрабандисты пытались ввезти в Россию товары и грузы сомнительного качества, используя санно-гужевые повозки.

На участке пограничного отдела в г. Соль-Илецке вблизи населенного пункта Ветлянка (Соль-Илецкий район) после прохождения пассажирского поезда сообщением «Москва - Алматы» пограничным нарядом вдоль железнодорожного полотна были обнаружены следы от сброшенных с поезда сумок. В ходе осмотра местности недалеко от места происшествия был задержан автомобиль УАЗ, груженый пятью сумками с товарами народного потребления, предположительно сброшенными из проходящего поезда, общим весом около 600 кг. В машине, помимо водителя, находились четыре гражданина России, владелец автомобиля - житель Акбулакского района.

А в Илекском районе сотрудниками пограничного отделения в с. Озерки, недалеко от места пересечения границы, жителями приграничных территорий «Озерки - Шоктыбай» были обнаружены следы санно-гужевой повозки, ведущие от государственной границы (от реки Илек) на территорию Российской Федерации. В ходе изучения следов был зафиксирован факт перегруза шести сумок с товарами народного потребления весом около 200 кг. Установлен и задержан владелец груза, им оказался гражданин России, житель Илекского района. После проведенного разбирательства илекчанин привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 4 000 рублей. Задержанные товары были переданы представителям Федеральной таможенной службы.

Гульдар Хасанова

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий