За развитие области ответит корпорация

Экономическим блоком правительства области на суд общественности был представлен проект, который может обеспечить инвесторам вольготную жизнь. Новая компания, получившая название «Корпорация развития Оренбургской области», призвана создать для желающих открыть бизнес на территории нашего региона режим наибольшего благоприятствования, в том числе через развитие инфраструктурных проектов.

Проект уже прошел презентацию для министров областного правительства. Настала очередь общественности, представителей крупного инфраструктурного бизнеса и депутатского корпуса. И если представители первых двух категорий на презентацию пришли, то депутаты областного Законодательного собрания, за исключением председателя профильного комитета Владимира Киданова, встречу напрочь проигнорировали.

ФЭБ уже писал о первых публичных слушаниях, устроенных для областных чиновников. Напомним, что в конце ноября министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Андрей Ефремов посвятил министров правительства во все тонкости идеологии и функционирования рожденного в недрах его министерства детища. Со стороны крупных чиновников замечаний и возражений по планируемой работе корпорации не последовало. А вот представители власти и общественности были более критичны к проекту. Ряд замечаний и предложений, по словам вице-губернатора Натальи Левинсон, будет в кратчайшие сроки учтен при регистрации компании и разработке конкретных бизнес-схем.

В чем суть предлагаемого проекта?

Согласно утвержденной стратегии до 2030 года в области должно быть вложено суммарно более 2,6 трлн рублей инвестиций в основной капитал. Стратегия предусматривает необходимость существенных изменений в структуре экономики и темпов ее обновления. Ключевым негативным явлением роста производительности труда на предприятиях в традиционных отраслях экономики может стать значительное высвобождение экономически активного населения до 150 тысяч человек. Для предупреждения и решения этой проблемы нужно создавать новые рабочие места за счет развития малого бизнеса и размещения новых производительных сил на территории Оренбургской области.

Опыт работы с инвесторами показывает, что типовыми требованиями инвесторов к инвестиционным площадкам для размещения новых производительных сил являются следующие:

· расположение в границах развитых промышленных территорий;

· государственная или муниципальная собственность на земельный участок (либо собственность государственной организации);

· наличие инженерных коммуникаций и свободных мощностей на границе площадки;

· развитая транспортная инфраструктура;

· правовой статус земельного участка, разрешающий его застройку, включая земельные и градостроительные вопросы;

· «юридическая чистота» прав на земельный участок;

· наличие результатов инженерных изысканий на земельном участке;

· «совместимость» соседствующих производств и учет их интегрального воздействия на окружающую среду.

В области имеется острая потребность в земельных участках, максимально удовлетворяющих указанным критериям. Такие земельные участки не могут сформироваться стихийно, а возможности развития инвестиционных площадок и промышленных зон, сформировавшихся еще в 70-80-е годы 20 века, исчерпаны. Следовательно, необходима целенаправленная и системная деятельность по созданию новых возможностей для размещения на территории Оренбургской области инвестиционных площадок и индустриальных парков.

Разработчики, по сути дела, определяют единственную и главную цель работы корпорации - привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры области и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства согласно стратегии развития области. А вот задач уже две:

- развитие инфраструктуры инвестиционных площадок и индустриальных парков, технопарков на территории Оренбургской области;

- организация финансирования инфраструктурных проектов.

Такая масштабная деятельность требует серьезных источников финансирования. Понятно, что в условиях бюджетного дефицита областная казна не может обеспечить необходимого уровня инвестиций. Как утверждают разработчики, этого и не требуется: корпорация способна за счет собственных ресурсов обеспечивать себя. В первую очередь они формируются из выручки от реализации прав на земельные участки инвесторам на территориях  инвестиционных площадок и индустриальных парков. В общем случае цены на земельные участки должны покрывать затраты корпорации на развитие инфраструктуры индустриальных парков. Вторым источником финансирования определены заемные средства (включая кредиты банков). Обеспечением  возвратности могут   служить   государственные   гарантии   Оренбургской области (все-таки без бюджета не удается обойтись),  муниципальные гарантии, залог активов корпорации (включая права на земельные участки). Делается ставка и на средства частных инвесторов за счет долевого участия в проектах развития инвестиционных площадок и индустриальных парков, а также на средства федеральных институтов развития,  например,  Инвестиционного фонда Российской Федерации и государственной корпорации «Банк развития  и внешнеэкономической деятельности (“Внешэкономбанк-ВЭБ”)».

Обратите внимание, один из ключевых моментов в источниках финансирования - активы корпорации (включая права на земельные участки). То есть это будет не собрание интеллектуалов, главная ценность которых – идеи и мозги, а юридическое лицо с серьезными материальными активами. Во-первых, на первом этапе 100-процентным учредителем будет выступать Правительство Оренбургской области. Оплата 100% уставного капитала будет произведена Правительством Оренбургской области за счет находящихся в государственной собственности Оренбургской области долей участия в уставных капиталах предприятий и организаций. Если и появятся другие инвесторы, то их участие в капитале предполагается в условиях, обеспечивающих достаточное влияние Правительства Оренбургской области на деятельность корпорации. 

Портфель возможных инфратруктурных проектов корпорации развития Оренбургской области:

1. Многофункциональный транзитно-логистический парк «Шелковый путь».

2. Развитие прилегающих территорий транспортного коридора «Европа - Западный Китай». 

3. Индустриальный парк по углубленной переработке серы, г. Оренбург.

4. Универсальный индустриальный парк, г. Орск.

6. Привлечение финансирования под строительство очистных сооружений в Оренбурге, Бузулуке, Орске.

7. Создание инфраструктуры оздоровительного комплекса в Соль-Илецке (моногород).

8. Строительство мусороперерабатывающих заводов.

9. Подготовка инвестиционных площадок под малоэтажную жилищную застройку.

10. Строительство Технопарка Оренбургской области.

11. Подготовка инвестиционной площадки (инженерные коммуникации) для комплекса заводов транспортного машиностроения в г. Орске.

Кстати, разработчики проекта утверждают, что устав и все учредительные документы будут выставлены на сайте Министерства экономического развития для всеобщего обсуждения.

Вот как оценили перспективы работы Корпорации развития Оренбургской области участники презентации.

Владимир Киданов, депутат Законодательного собрания Оренбургской области: 

- Мне кажется, сегодня мы присутствуем при презентации очередного серьезного шага, направленного на развитие нашего региона. Пример Оренбургской ипотечной жилищной корпорации свидетельствует, что такой подход к решению проблемы привлечения инвестиций абсолютно своевременен и логичен.

Все вы знаете, что для решения любой задачи совместно с муниципальной или региональной властью нужны серьезные силы. Кто-то из предпринимателей ими обладает, у кого-то ресурсов недостаточно. И для преодоления одних и тех же типичных проблем (сети, коммуникации, земля и т. д.) тратится гигантское количество времени. Мне кажется, корпорация может эти проблемы снять. Да, нужно дорабатывать концепцию, но факт есть – правительство стремится изменить ситуацию, предложить механизм, и мы ему в этом готовы помочь. Без развитой экономики, без привлечения инвестиций у области нет будущего.

Я уверен, что в корпорации должен быть и частный бизнес, вложившийся своими деньгами. От этого эффективность ее работы только повысится. Думаю, что на втором - третьем этапе нужно предусмотреть дополнительную эмиссию акций для привлечения частного капитала.

Виктор Сытежев, президент ТПП Оренбургской области: 

- Я - за корпорацию: это наше светлое будущее. Но сколько проектов не было реализовано, поскольку у светлых идей не было механизмов реализации? 

На чем надо сосредоточиться? Инфраструктурные проекты – это длинные и затратные проекты, к этому надо быть готовыми. Вероятность бурного привлечения, как в Калуге, есть, но процентов 50. Во-первых, Калуга готовилась к этому лет пять, во-вторых, она в 150 км от Москвы. Поэтому отдачи от проектов может не быть длительное время. Мне кажется, что главная проблема – не в отсутствии подготовленных площадок, главное – в неумении работать с инвесторами, грамотно себя спозиционировать.

Если оценивать все цели и задачи корпорации, то ее штат должен быть не менее 25 высококлассных,  дорогих специалистов. То есть затраты на первом этапе будут велики. Считаю, что в этом случае целесообразно было бы предусмотреть создание агентства около корпорации, которое взяло бы на себя каждодневную работу по консультированию, поиску инвесторов, а сам штат корпорации ограничить 5-7 специалистами. Агентство должно быть самоокупаемым, и обязательно создано с привлечением бизнеса. Без участия местного бизнеса проект будет слабым. Кроме того, надо использовать те наработки, которые уже есть в области. Мы подготовили соответствующие предложения разработчикам.

Виктор Франц, глава города Орска: 

- Для муниципалитетов создание корпорации представляет интерес, поскольку сами мы эту работу не потянем. Пока инвестиции в муниципалитеты идут спонтанно, а корпорация – это система. Я соглашусь с Виктором Андреевичем, что нельзя сосредотачивать все ресурсы в одних руках. Губернатор пусть осуществляет общее стратегическое руководство корпорацией, но должен быть исполнительный орган, который и будет вести основную работу. Тогда будет с кого спрашивать.

Кстати, обратил внимание, что в этой схеме нет банков, которые могут занять в ней видное место. Между тем ресурсы, которые у них есть, могут помочь в реализации задач корпорации.

Олег Авдеев, председатель совета директоров ОАО «УралЭкспо»:

- В презентации все выглядит так, что инвестор к нам уже пришел. А кто будет привлекать инвестора к нам, кто будет осуществлять представительские функции, в том числе и за рубежом? 

Андрей Ефремов, министр экономического развития и торговли:

- Создание корпорации займет минимум 6 месяцев. Одновременно с регистрацией ОАО мы будет наполнять уставный капитал (УК) как денежными активами, так и имущественными, а также земельными участками, которые в Оренбургской области сильно недооценены. Первый год будет тяжелым, на второй можно выйти на самоокупаемость.

На втором этапе будем смотреть, какую инфраструктуру и на каких участках стоит создавать. Это будет делаться корпорацией как самостоятельно, так и под конкретных инвесторов. И этими площадками корпорация будет входить в новые предприятия в качестве взноса в уставный капитал. После реализации инвестпроекта возможны или получение прибыли от него, или продажа доли партнеру или новым инвесторам.

Один из реальных инвестпроектов – создание развлекательно-оздоровительного комплекса вокруг озер в Соль-Илецке с санаториями, больницами, отелями, торговыми и развлекательными комплексами. Стоимость проекта – около 2 млрд руб, инвестор готов вложить около миллиарда. Область готова выделить землю, подготовить площадку, модернизировать инфраструктуру. Кроме того, возможно привлечь «длинные» деньги государства по программе «Развитие моногородов». Все это позволит полностью закрыть потребности в финансировании.

И, конечно, должна быть структура, которая будет заниматься поиском инвесторов и позиционированием региона.

Вячеслав Лагуновский, исполнительный директор ОСПП: 

- 2 года назад я был в Турции в городе Эскишехир, где нам презентовали промышленную зону, управляемую государством. Там безо всяких конкурсов можно приобрести землю по цене 10 долларов за квадратный метр и открыть производство. Вся земля обеспечена необходимой инфраструктурой. Мне кажется, что именно благодаря такой политике Турция пережила бурный промышленный рост.

Что касается предлагаемого проекта, то есть ощущение, что мы обсуждаем некую финансово-инжиниринговую компанию, которая будет брать проект, увязывать ресурсы и доводить его до ума. Но эта цель несколько отличается от создания инфраструктуры по турецкому примеру. Хотелось бы, чтобы данные цели были взаимоувязаны. А работа с иностранными инвесторами – это третье, совершенно отдельное направление.

Мне кажется, что каждое отдельное направление может быть окупаемым. А задачи корпорации на первом этапе – это создание законодательной базы, формирование механизмов и т. д. Это как раз задача государства.

Вячеслав Кузьменко, руководитель Центра стратегического развития Оренбургской области: 

- Хотелось бы понять, какой предполагается объем капитализации? Хотелось бы, чтобы была предусмотрена возможность привлечения ресурсов через облигационный займ, с соответствующим его обеспечением. Сегодня на рынке это хорошие, длинные недорогие деньги, такой возможностью надо пользоваться. Да, в памяти сидит не слишком удачный выпуск областных бумаг в конце девяностых, но функцию свою он так или иначе выполнил.

Виктор Кажаев, директор филиала «Оренбургэнерго»: 

- Я вижу эту корпорацию немного по-другому. Реально мы выходим на конкурентный рынок с территориями, где есть инфраструктура, свои олигархи. А чем мы лучше? Кроме того, корпорация со 100% собственностью государства может отпугнуть многих инвесторов. Бизнес предпочитает держаться рядом с государством, а не работать с ним.

Наталья Левинсон, вице-губернатор – заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике: 

- Поймите, корпорация – это механизм, который позволит создать для приходящего инвестора нужные ему условия. И если он решит открыть здесь бизнес, то корпорация может войти в УК этого бизнеса своими активами. А то после поездки в Белгород мы, восторженные, начали разговаривать с бизнесом, инвестирующим в АПК. Они нам говорят: «Дайте землю, мы начнем у вас работать». А как ее дать? Законодательство не позволяет. Вы приходите к нам на аукцион, на нем покупайте землю и тогда… Корпорация же позволит этот актив (землю) к приходу инвестора подготовить как юридически, так и инфраструктурно. И если у нас площадки и механизмы будут готовы, то для инвестора при выборе территории для размещения бизнеса это будет важным плюсом. 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также