Бизнес основан на общечеловеческих ценностях

ОАО «Завод бурового оборудования» признан победителем областного конкурса в номинациях «Промышленность» и «Лучший экспортер».

Александр Медведев не верит в судьбу и убежден, что все в руках человеческих.

- Я это знаю по себе, - рассказывает Александр Константинович. – После школы мне прочили карьеру военного, для этого были все семейные ресурсы. Но я поступил по своему уму-разуму и с Украины отправился в Томск, чтобы поступить на факультет автоматики. И это базовое образование определило мою судьбу.

У руля завода бурового оборудования он оказался в момент, когда зарплату выплачивали продуктами питания, в цехах стоял жутких холод, от которого масло в станках застывало. Очевидно, завод ждала та же судьба, что и многие предприятия, которые похоронила перестройка. Но, если не ошибаюсь, уже с 2006 – 2007 годов завод ожил, год от года чуть ли не удваивая свои объемы производства.

Для бизнес-сообщества это оказалось неким чудом, тем более что это происходило в одной из проблемных отраслей – машиностроении. Сюда заспешили делегации, а Медведев охотно рассказывал об управленческих новшествах, рисовал графики, показывал организацию труда конструкторов, технологов, маркетологов, рабочих.

 

- Александр Константинович, какие решения стали судьбоносными для предприятия?

Освоить стратегическое управление, - признается А.К. Медведев, председатель Совета директоров ОАО «Завод бурового оборудования». – Я понял, что нужно поставить цель, четко ее очертить на бумаге, грамотно довести до людей прелести ее достижения, организовать сторонников и последовательно идти к ней. Причем, делать это честно, не обманывая ни себя, ни других людей.

Если поставить во главу угла своего бизнеса общечеловеческие ценности, то это безотказно срабатывает. И тогда общепринятое понимание идеи «царь бизнеса – прибыль» оказывается неверной, ущербной.

Ведь что произошло? Мы поставили задачи модернизации завода, грамотного выстраивания всех процессов, создания культа знаний, профессиональных навыков людей. Вроде бы ничего не изменилось, но коллектив почувствовал, что новая команда собственников пришла не ради того, чтобы «хапнуть и уйти», а с серьезными намерениями сделать бизнес успешным на длительную перспективу.

- Получение прибыли ради прибыли или ради ее капитализации – разные вещи. Это разный подход к построению бизнеса. Как это выглядит на примере завода бурового оборудования?

Мы опять вернулись к главному – Стратегии. У нас определены группы целей, в том числе и долгосрочных. К примеру, к 2020 году мы планируем достичь важной для нас отметки – 1 миллиард рублей по объему реализованной продукции, то есть к нынешнему году мы планируем этот показатель увеличить в  пять раз. Возможно ли это? Ответом на этот вопрос может служить тот факт, что за последние 5 лет завод в 10 раз увеличил этот показатель.

Это достигается последовательной капитализацией бизнеса. На предприятии в меру возможностей проводиться модернизация, внедряется новое оборудование и технологии, позволяющие уверенно выпускать качественную продукцию и увеличивать производительность труда.

В преддверии кризиса мы приобрели станок для сварки трением Thompson 60 H (Великобритания) стоимостью в 40 млн. рублей. Это лучшее в мире оборудование, которое позволяет заводу участвовать и побеждать в тендерах крупнейших компаний, где требования к качеству очень высоки.

В рамках инвестиционного проекта приобретены и установлены токарные станки Hardinge TALENT 10/78, другое импортное оборудование.

С октября 2006 года на предприятии началось внедрение программы «Бережливое производство» на основе опыта организации труда компании «Тойота». В мировой практике этот опыт получил название «Learn Production». Программа позволяет избежать 7 видов потерь: перепроизводство, избыточные запасы, простои и ожидания, лишние этапы обработки и транспортировки, ненужные движения людей, переделка и брак.

Одна из стратегических задач – разработка и внедрение нового оборудования, которое по техническим характеристикам может конкурировать с импортными аналогами. Завод расширил конструкторское бюро, где успешно работают программы «Компас-3Д», «Автопроект», «Лоцман: PLM». Внедрен программный комплекс автоматизированного управления производством английской фирмы «Preactor».

Все это говорит о том, что за достаточно короткий промежуток времени завод приобрел новый облик, позволяющий на современном уровне справляться с заданной миссией - быть надежным партнером своим заказчикам.

- Александр Константинович, методы создания успешного бизнеса хорошо известны, эта информация широко доступна. Почему эти знания не всем «по зубам»?

Я тоже задумывался об этом. Дело в том, что, работая генеральным директором завода, я много учился: читал, ездил на семинары и конференции, встречался с успешными бизнесменами. И когда понял, как надо вести бизнес, пытался внедрить эти схемы у себя на заводе. Но все оказалось не так просто. Чтобы сделать что-то именно так, как задумано, нужна команда единомышленников. И она не ограничивается узким кругом главных специалистов. Пока этого я не понял, было много разочарований, бессонных ночей.

Постепенно, шаг за шагом стали появляться результаты главных составляющих Стратегии развития предприятия - Стратегического управления персоналом, Кадровой политики ОАО «Завод бурового оборудования», наконец, свода корпоративных правил, норм и ценностей, зафиксированных во внутренних нормативных документах, в частности, в Кодексе корпоративной  этики.

Получилось, что модернизация без развития человеческого ресурса малорезультативна. Успех может прийти только в том случае, когда собственники и менеджеры предприятия рассматривают персонал как стратегический актив, а расходы на его развитие – как долгосрочные инвестиции в развитие бизнеса. На заводе были разработаны и внедрены требования и критерии к оценке образования, знаний, навыков, опыта работы и компетенции, необходимые для успешного выполнения функций как для рабочих специальностей, так и для инженерно-технических, управленческих.

Мы сделали для удобства людей очень много – значительная часть  помещений отвечают требованиям евростандартов: душевые, раздевалки, рабочие места ИТР.  Вы сами это видели. Но, конечно, многое еще впереди.

Можно с уверенностью сказать, что был изменен менталитет рабочих, сотрудников, менеджеров, которые в трудные времена не махнули рукой, мол, «куда судьба вывезет», а единой командой стали реализовывать поставленные задачи. И теперь я готов раскрыть главный источник успеха предприятия – это капитализация человеческого ресурса, который выражается в высоком уровне знаний, профессиональных навыков,  корпоративной этики.

- Тогда раскройте еще одну «тайну»: как в кризисный год заводу удалось удвоить экспорт своей продукции и как результат – стать лидером региональной экономики в номинации «Лучший экспортер»?

Дело в том, что элементы кризиса мы заметили еще в августе 2008 года, когда начал резко сокращаться спрос на нашу продукцию на российском рынке. Мы стали анализировать ситуацию. Для себя выработали два варианта поведения, один из них -  расширение ассортимента продукции и за счет этого увеличение рынка сбыта. Но оказалось, что и это не работает на российском рынке. Поэтому остался второй вариант: активизация продвижения бурового оборудования на рынки СНГ – в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссию. С Украиной тоже сотрудничали, но у нее были более серьезные проблемы в связи с мировым экономическим кризисом.

Хочу подчеркнуть, что и сегодня до 50% продукции завод отправляет на экспорт, и внешнеэкономическая составляющая остается важной частью нашей Стратегии.

- Очевидно, с желанием развивать это направление связана недавняя поездка в Алма-Ату делегации Вашего завода?

- Да, там проходила выставка «Майнинг-2010», куда традиционно приезжают представители со всей Центральной Азии, да и не только. На этот раз там были представители ведущих компаний Китая, Австралии, Аргентины, Ирака, Ирана, Германии, Америки… Было установлено более 50 контактов с зарубежными компаниями. Интересно то, что многие о нас знают и предлагают сотрудничество, некоторые высказали свои замечания, а нам это важно для совершенствования нашей деятельности. Очень интересное предложение о взаимном сотрудничестве поступило от германской «Бауэр» - это крупнейшая мировая группа компаний, которая занимается выпуском оборудования для бурения. Мы договорились о встрече в ноябре – декабре для определения конкретных проектов сотрудничества.

- Я не цепляюсь за слова, но Вы говорите о том, что заводу важны пути совершенствования. Как вы это видите?

Дело в том, что основная часть нашей продукции предназначена для геологоразведочных работ. Но сегодняшнее оснащение завода и планы дальнейшей модернизации, выстроенная управленческая модель позволяют нам переходить к разработке и выполнению заказов для нового сектора экономики – нефтеразведки и нефтедобычи. Это наукоемкая продукция. Здесь есть свои критерии  высокого качества.

Мы выпустили партию труб, которые сегодня проходят испытания в компании «Лукойл». Чтобы запустить их в серию, предстоит пройти большой круг всевозможных испытаний и согласований. Но мы готовы к этому и подходим к новому направлению очень серьезно. Это направление является еще одной основной целью долгосрочной Стратегии развития ОАО «Завод бурового оборудования». Реализация задуманного, я уверен, позволит нам оставить за собой звание отраслевого лидера региональной экономики.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий