Все большее количество операций, связанных с менеджментом или управлением финансами, переводится в цифровую форму. Например, сегодня практически каждый бухгалтер должен, по крайней мере, уметь вести свой бухгалтерский учет удаленно («1с» делает это элементарным). Пересылка документации по электронной почте или совместная работа онлайн – обычная практика сегодняшнего дня. К сожалению, далеко не везде. Структуры, сохраняющие консервативный подход к документообороту и с большим трудом его преодолевающие, продолжают играть огромную роль в нашей жизни – это, прежде всего, государственные структуры. Ведение бухучета такого типа в Google Docs вряд ли можно себе представить. Тем не менее, работы в этом направлении должны вестись – все развитые страны постепенно переходят к «электронному государству».
Разумеется, при этом возрастают риски – так, бухгалтерские книги не могут просто сломаться, в то время как при поломке компьютера велика вероятность, что потребуется полное, с нуля, восстановление бухгалтерского учета. К электронной документации можно получить доступ, не взламывая замков, незаметно. Однако все эти проблемы очень легко разрешимы. Другое дело, что к бухгалтерам приходится предъявлять более жесткие требования – недостаточно только знания теории и практики бухучета, чтобы работать в Сети по переписке, требует умения разбираться с компьютером. Зачастую именно компьютерная грамотность, за пределами общего функционала (умения сидеть в Интернет мессенджерах и социальных сетях), является слабым местом современной бухгалтерии.
Несомненно, что, несмотря на все препятствия, уже в скором времени ведение бухучета организации и связанный с ним документооборот – например, пересылка отчетности в контрольные органы – станут цифровыми. В конце концов, восстановление бухгалтерского учета при потере данных на жестком диске гораздо проще, чем его восстановление, когда потеряны бумажные документы.