Министр социального развития Оренбургской области Татьяна Самохина рассказала о первых шагах в реализации плана мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Оренбургской области на 2013-2018 годы. Региональный план развития разработан в целях реализации поручений Президента РФ, направленных на поэтапное совершенствование системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2012-2018 годы в соответствии с концепцией реформирования отрасли, подготовленной министерством труда и социальной защиты РФ.
Цель мероприятий, предусмотренных этим документом, сделать людей ответственными за свою судьбу, помощь – адресной, а выбор соцуслуг – широким.
Ключевыми моментами регионального плана являются:
- отзыв полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения от муниципальных образований на региональный уровень (в соответствии с ФЗ № 122).
- реорганизация системы социальной поддержки населения через создание государственного учреждения «Центр социальной поддержки» с филиалами в муниципальных образованиях,
- преобразование сложившейся сети объектов социального обслуживания через создание системы стационарных государственных межрайонных и зональных учреждений социального обслуживания.
Отзыв полномочий и выстраивание управленческой вертикали вызваны необходимостью проводить единую государственную политику в социальной сфере, преодолеть неравномерность развития инфраструктуры социального обслуживания в муниципальных образованиях, решать вопросы дефицита кадров, связанного с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующим напряженности и интенсивности их профессиональной деятельности.
Вводимая управленческая модель уже действует в 70% регионов, что подтверждает правильность принятого решения. В результате передачи полномочий в каждом МО планируется создать отдел социальной защиты населения министерства социального развития области, в компетенцию которого входит координация деятельности всех подразделений социальной защиты населения муниципального уровня. Она включает взаимодействие с муниципальными органами власти и учреждениями (администрация, образование, пенсионный фонд, ФСС, занятость и др.); решение вопросов устройства нуждающихся категорий граждан в стационарные структуры (областные и межрайонные).
Деятельность этих отделов будет выстраиваться по трем направлениям: работа с семьей и детьми, работа с инвалидами, работа с гражданами пожилого возраста, а штат формироваться в зависимости от количества граждан обслуживаемых категорий населения.
Об изменениях в системе социального обслуживания населения. Одно из важных новшеств - формирование единообразной структуры комплексных центров социального обслуживания.
В каждом комплексном центре будут сохранены отделения срочного социального обслуживания на мобильной основе, проведена оптимизация деятельности отделений социального обслуживания на дому с выходом на среднеобластной показатель - 10 чел на 1 специалиста, а также существенно усилится направление работы с семьей.
Кроме того, предполагается создание новых типов подразделений, которые расширят штатную численность КЦСОНов - отделения социально-консультативной помощи, в основу деятельности которых заложен участковый метод, и социально-реабилитационные отделения для инвалидов, оказывающие помощь в реализации индивидуальных программ реабилитации.
Оптимизация системы социального обслуживания населения предусматривает при сохранении сети государственных стационаров создание межрайонных учреждений: 13 учреждений для пожилых людей и инвалидов, 3 кризисных центра для граждан в трудной жизненной ситуации, 11 специализированных детских учреждений. Коечный фонд государственных и межмуниципальных учреждений формируется с необходимым запасом.
Появится новый тип учреждений «Реабилитационные центры для людей с ограниченными возможностями» для обслуживания как детей, так и взрослых, по одному на каждую зону.
Выполнение мероприятий плана позволит более оперативно, адресно, и с наибольшей эффективностью решать социально-демографические проблемы населения Оренбургской области, приблизить социальные услуги к населению, а также сосредоточиться на программе кадрового развития. Будет обеспечена оптимальная штатная численность, единые походы к подбору, подготовке и расстановке кадров, занятых в социальной сфере, выстроена работа по повышению квалификации.
И, конечно, будет выполняться поставленная президентом РФ задача по повышению к 2018 году средней заработной платы социальных и педагогических работников, медицинского персонала.
Все структурные изменения намечено завершить до 1 ноября 2013 года.