"А сердце оставляю вам..."

 Федор Иванович Козелков (1922-1991) имя этого художника известно всем любителям изобразительного искусства в Оренбургском крае. Живительным неиссякаемым источником его творчества была фанатическая любовь к родной природе и русской литературе. Книги А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова постоянно лежали на его столе, бесконечными долгими вечерами читались, перечитывались, а много он помнил наизусть… Какое удовольствие было слушать его и тогда, когда он говорил об истории изобразительного искусства, и о русской литературе.

Родился Ф.И.Козелков в с.Залесье Пензенской области, позднее семья переехала в Оренбургский край. В 1937 году на выставке детского творчества в г. Оренбурге школьник Федя Козелков занял 1 место и получил право на поездку в Москву. Посещение Третьяковской галереи, знакомство с русскими художниками определили выбор им профессии художника. В 1940 году он поступает в Пензенское художественное училище (классом руководил блестящий живописец Горюшкин-Сорокопудов), к сожалению, начавшаяся война и тяжелая болезнь помешали учению. Но страсть к занятию живописью осталась неизменной. В 1943 году Козелков организовал для раненых бойцов выставку своих работ в Халилово. После переезда в Оренбург, он пользуется советами А..Ф.Степанова, Н.М.Ледяева, С.Н.Александрова посещает художественную студию. И позже он постоянно пополняет свой творческий багаж, особенно важными стали поездки на творческую дачу, работа рядом с замечательными живописцами, особенно много ему дало общение с ленинградским художником А.Е.Тимковым.

«Среди тех, кто формировал меня как художника, кто воспитывал во мне любовь к природе, я бесконечно люблю и почитываю С.Есенин,А.Блока, С.Герасимова, И.Грабаря, К.Паустовского, В.Солоухина, В.Стожарова, Б.Домашникова.» (из дневника Ф.И.Козелкова).

Замечательно, что именно в этом списке, рядом с именами художников -  имена писателей. В 1946 году Козелкова принимают в члены СХ СССР.

Очень цельный по натуре, упорный в достижении цели, он с самого начала избирает для себя жанр пейзажа, более всего отвечающий глубокому чувству природы в его душе. Способность ощущать себя частью окружающего мира, слушать и слышать шорох падающих листьев и пение птиц, шелест трав, журчание ручейка, вдыхать аромат клейких весенних листочков и луговых трав, звонную звенящую чистоту морозного утра — делает такими искренними, наполненными, ранние этюды 50-60-х годов, крошечные по размеру, но композиционно вмещающие огромные пространства дали, леса, небо.

Тонкая лессировочная живопись передает сложнейшие оттенки цвета, освещение. Этюды выдержали испытание временем, они воспринимаются и сейчас как драгоценные, истинно художественные. Излюбленный вид пейзажа у Козелкова – лирический, часто свызанный с его литературными переживаниями, не ошибемся, обозначая его как «литературный пейзаж». Появлением таких пейзажей связано  с посещением мемориальных заповедников, с Карабихой Некрасова, Пушкинскими, Тургеневскими, Аксаковскими местами… В ритмах цветвых пятен объемов, линий отражались ритмы поэтических созданий, эмоциональное восприятии художника, ощутившее незримое присутствие духа писателя, поэта в его доме, деревьях, на лужайке. Одна из лучших работ « Пруд в Тригорском». Мечтательностью, поэтическим трепетом исполнен образ природы.

Очень жаль, что незавершенной осталась его Аксаковская серия пейзажев, неразрывно связанная с пейзажами, посвященными Бузулукскому бору.

Удачна его серия «Старые русские города». В них – нет только восторг перед дивными созданиями старинной русской архитектуры, органично вписанной в ландшафт родной природ, но и желание прозреть, увидеть через нее героическую русскую историю.

Волнующим документом истории Оренбургского края стали его пейзажи Медногорска, Новотроицка, Орска во времена стремительного индустриального развития восточного Оренбуржья.

Те, кто помнит художника, знают, какой неординарной личностью он был. Я знала Федора Ивановича в уже преклонных годах, но ничего во внешности, походке, мироощущении не было старческого. Он всегда был исполнен жизненных сил, энергии, оптимизма, радости бытия. Стоило появиться  его крупной осанистой фигуре, улыбающемуся румяному лицу с курносым носом, как в комнате становилось тесно и шумно. Никогда не забуду, с каким восторгом, жестом хозяина он «открывал» нам красоту Бузулукского бора, как торопился в музей поделиться чем-то любопытным, увиденным или прочитанным. Каждой весной 18 мая в День музеев приносил нам, музейщикам огромную охапку цветущей сирени из своего сада. Таким мы и помним его, сияющим, счастливым с душистыми лиловыми ветками в руках.

Лидия Сергеевна Медведева

Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий