Архитектура повернется к человеку лицом

Так считает заведующий кафедрой архитектуры ОГУ, член Союза архитекторов России Лариса Камиловна Аюкасова.

- Сегодня в архитектуре ценятся смелые решения. Многие из них предлагают студенты ОГУ. Почему же они не претворяются в жизнь?

- Студенческий проект не всегда может быть реализован. Во-первых, основа нашего образования – современные технологии, актуальные для мировой практики. Требования, которые сегодня предъявляются к архитектуре, обязательно учитываются в студенческих проектах. Во-вторых, далеко не в полной мере мы занимаемся экономической стороной проекта. Поэтому предложения наших студентов зачастую смелы и амбициозны, но дорогостоящи. К сожалению, большинство из таких задумок просто неосуществимы в Оренбурге как раз по причине их высокой стоимости.

- Когда же до нас дойдут новые технологии, чтобы можно было реализовывать проекты, основанные на мировых стандартах?

- Общие тенденции, которые давно распространены на Западе, постепенно приходят в Россию. Это касается в основном центральных городов, но и на периферии мы неизбежно идем этим путем. Времена, когда шли стройки-гиганты, давно прошли. У архитектуры должно быть «человеческое» лицо. Сегодня она все больше «поворачивается» к людям, ведь в первую очередь она призвана удовлетворять их потребности, создавать среду, в которой они чувствовали бы себя гармонично. В Оренбурге есть такое место – наш исторический центр. Его отличительная особенность – сомасштабность с человеком. Люди идут гулять сюда не только потому, что это место для отдыха с единственной городской рекреацией, оставшейся в хорошем состоянии, – Зауральной рощей. Их неосознанно притягивает строй архитектуры, очень близкий человеку. Он выбран так, что очень комфортен для каждого.

- Однако и на улице Советской есть не очень привлекательные места. Например, недостроенный «Атриум», который до сих пор возмущает многих оренбуржцев.

- Задумка «Атриума» была замечательной. Если бы его достроили, мы получили бы уникальный многофункциональный комплекс в центре города. Торговые места, мини-кинотеатры, развлечения – появилась бы еще одна точка притяжения горожан, еще один центр культурной жизни. За счет подземной парковки частично решилась бы транспортная проблема. В исторической части у нас очень узкие улицы, и город уже «задыхается» от обилия транспорта, машины паркуются и на проезжей части, и на тротуарах. То, что у нас осталось в результате – часть неосвоенного центра, которую закрыли, чтобы не разрушались конструкции внизу. Конечно, подобный проект – не инновация в данной области, это опыт многих российских городов. Если нет возможности расти вверх, то начинается развитие вниз. Во многих городах проекты жилых домов сразу разрабатывают с активным подземным пространством. Парковочное место, инфраструктура обслуживания – это очень удобно. Сейчас все забито парковками, магазинами, негде строить детские площадки, даже высаживать деревья. Удобнее и разумнее место «под солнцем» отдать детям, а все остальное убрать под землю. Мы никуда не денемся, рано или поздно все равно пойдем этим путем.

- Еще одна проблема – соседство новостроек и старых обветшалых домов. Если в историческом центре баланс удается соблюдать, то на окраинах это особенно заметно. Что делается в этом направлении?

- Такое соседство, конечно, проигрышно в эстетическом плане. Также многие дома находятся рядом с бывшими промышленными зонами. Архитектура – дорогое удовольствие. Преобразования происходят, но далеко не сразу. В генплане закладываются идеи современного роста города: как разрешить существующие проблемы и развиваться дальше. Определена стратегия развития, а ее осуществление растянуто на длительный период. Город – большой организм, и он изменяется медленно: десятилетиями, столетиями. В Оренбурге разветвленная структура частных домовладений, поэтому возникают проблемы с выкупом территорий.

Сейчас уходит в прошлое методика проектирования спальных районов. Она не оправдала себя. Многие микрорайоны Оренбурга были заложены в середине прошлого века по планировочной структуре, актуальной на тот момент. Яркий пример – Степной. Основная задача сегодня – развивать микрорайоны, чтобы их престижность была равнозначной. У нас есть центр города, но есть и такие места, как, например, так называемый Мертвый город. Со временем там должна появиться инфраструктура, которая сделает район самодостаточным: детские сады, школы, магазины, культурные центры, общественные места.

Примеров преобразования городов много. Екатеринбург по своей судьбе похож на Оренбург, и историческая часть у него развивалась сходно с нашей. На сегодняшний день это современный город с мощной инфраструктурой. Вместе с тем там сохранились памятники архитектуры, правда, в меньшем количестве, чем у нас. И это большой плюс Оренбургу - мы помним историю. По мнению многих профессионалов, очень хорошо, что город сохраняет лицо. Мы видим, как он зарождался. Важно сохранить эту историческую страничку Оренбурга.

Еще один яркий пример – Казань. То, что десять лет назад представлял из себя этот город, и современная Казань – разные вещи. Прорыв в градостроительстве связан в первую очередь с развитием статусности города. Недавно столица Татарстана отмечала тысячелетие со дня основания. Чтобы «навести порядок», были выделены огромные средства. Разработана целая программа, которая уже частично реализована и продолжает воплощаться в жизнь. Еще один толчок – проведение Универсиады и других больших спортивных мероприятий. Это способствует развитию архитектуры города.

- Получается, чтобы в облике города свершились значительные преобразования, необходим внешний толчок?

- Конечно. Если у нас будут происходить большие события, вполне возможно, что на Оренбург обратят внимание. Нужно, чтобы была база для воплощения различных проектов. За последние годы у нас возникло много спортивных центров, и сразу активизировалась спортивная жизнь. Проводятся соревнования, в том числе и международного уровня. Это взаимосвязанные вещи: чем активнее жизнь города, тем активнее идет строительство. Соответственно активизируется следующий этап общественной жизни.

Любое архитектурное пространство должно носить общественный характер. Так, первую премию в конкурсе на реконструкцию Мариинского театра в Петербурге получил французский архитектор Доминик Перро. В своих предложениях он руководствовался тем, что люди должны приходить в театр, не только чтобы посмотреть спектакль. Это еще и место отдыха, где можно провести досуг, назначить свидание. Такие тенденции подхватываются и принимаются во внимание нашими архитекторами. Оренбург небольшими шагами, но тоже движется к этому. Последние исследования показали, что в ближайшее время население города не будет расти. Поэтому можно говорить о том, что территория останется в прежних границах, а город станет развиваться «вглубь». Будут улучшаться качество среды внутри города, ликвидироваться проблемные зоны. Надеюсь, со временем Оренбург преобразится и примет очертания современного города, не потеряв своего исконного облика.

 

Подробную информацию можно получить по тел. 91-21-21 (Екатерина Каляева, и.о. начальника отдела по связям с общественностью, пресс-секретарь ОГУ).

Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий