В промышленной политике области есть четкие приоритеты, и мы намерены им следовать

По данным официальной статистики комплексный показатель, характеризующий уровень социально-экономического развития области, - валовой региональный продукт за 2000-2006 годы увеличился на 62,3% (по стране эта цифра составила 58,1%). Причем, по свидетельству экспертов, в первую очередь, рост обеспечен за счет опережающего развития обрабатывающих производств. А вот в добывающих отраслях темпы роста несколько замедлились. В 2006 году объем производства валового регионального продукта оценивается в 268,6 млрд. рублей, что на 6,9% выше уровня 2005 года. В пересчете на каждого жителя области (а именно такой показатель на Западе считается самым объективным) в регионе стало производиться продукции на 126,0 тыс.рублей. Этот показатель за 7 лет вырос в 3,5 раза.
Красивые, убедительные цифры? Вот только что за ними стоит: благоприятная конъюнктура на основные товары, рост цен на нефть и газ, труд инвесторов, усилия областных властей? О причинах роста, о дальнейших перспективах развития нашего региона мы побеседовали с первым заместителем председателя Правительства Оренбургской области Сергеем Грачевым.


- Сергей Иванович, ответьте честно: тот довольно значительный рост в экономике области, который мы наблюдаем в последние годы, связан с тем, что власть начала реализацию документа под названием «Промышленная политика Оренбургской области»? Или причины роста иные, а документ этот – не более чем красивая бумажка?
- Конечно, она есть и реально работает. Но до сих пор есть сомнения: правильно ли поступаем, когда пытаемся сформировать промышленную политику в отдельно взятом регионе? Работу, которую мы проводим, лучше назвать так: политика, направленная на развитие экономики региона. И здесь есть четкие приоритеты и задачи. Основной упор мы делаем на развитие обрабатывающих отраслей, в частности машиностроение и металлообработку. Не случайно, наиболее высокие темпы роста в 2006 году достигнуты именно в обрабатывающих отраслях – 115,6% (область занимала 19 место по России и 3 место в ПФО), в том числе по выпуску машин и оборудования – 129,5%, транспортных средств и оборудования – 127,1%, производству кокса и нефтепродуктов -133,2%.
Сегодня у меня есть представление о деятельности абсолютно любого предприятия, работающего на территории области: о его задачах, проблемах, финансовом состоянии, обновлении основных фондов и т.д. И теперь мы точно знаем, где, как и чем можем помочь каждому из них. Такая работа в области проделана за несколько последних лет. Объем – колоссальный. Но и эффект – такой же.
За последние 4-5 лет все предприятия, находящиеся в сфере нашего внимания, минимум на 50% улучшили свои показатели. Причем есть заводы, которые увеличили объемы производства и на 300, и на 500 процентов, например тот же ЮУМЗ.

- Но ведь продавали ЮУМЗ господа Швецовы, а не областная администрация?
- Продавали «хозяева», а не администрация, которая никогда не была собственником предприятия. Теперь на ЮУМЗе появились отличные заказы, почти на 700 человек выросло количество рабочих мест, значительно увеличилась зарплата и пошла прибыль. В конечном итоге все это вылилось в приход эффективного инвестора, который производство на заводе только развивает. А там где производство – там зарплата, налоги, пенсии.
Сегодня можно критиковать действия областных властей за направление средств, полученных регионом от продажи нефтяной компании ОНАКО, на поддержку местных товаропроизводителей. Да, наверное, механизм был выбран не совсем верный. Но, по сути, по духу принятого решения, я абсолютно уверен, они оказались верны. Надо было дать оренбургским предприятиям возможность получить средства на модернизацию, на реализацию инвестиционных проектов. И сегодня все средства уже вернулись. Может быть, область где-то недополучила прибыль в виде процентов. Но наш регион получил гораздо более значительную отдачу в виде заработавших, модернизированных предприятий, получающих прибыль, выплачивающих зарплату и налоги. Мало того, этот инвестиционный фонд до сих пор работает через уполномоченные банки. И в этом тоже суть промышленной политики, реализуемой областным правительством.
Краеугольным камнем промполитики является то, что органы власти так строят свои отношения, что крупные финансово-промышленные группы, работающие в нашем регионе, готовы оставлять финансовые потоки, сформированные на оренбургских предприятиях, у нас в области. Да, той же «Уральской стали» это может быть и не совсем выгодно, но предприятие идет нам навстречу, понимая, что таким образом способствуют развитию той территории, где зарабатывают прибыль. То же самое могу сказать и про УГМК, и про «Мечел», с которым достигнута договоренность, что, начиная с этого года, центр формирования прибыли остается на «Южуралникеле». Еще один пример. С приходом на территорию Оренбуржья НК "РуссНефть" начата реализация программы масштабной реконструкции мощностей ОНОСа. Предприятие осваивает производство дизельного топлива по стандарту Евро-4 и планирует вывод этой продукции на мировые рынки, после которой к 2010 году производство высокооктановых бензинов на заводе должно увеличиться в два раза, производство дизельного топлива вырастет с 1,4 до 1,9 млн. т.; предприятие будет работать на полную мощность и начнет перерабатывать 6 млн. т нефти, а глубина переработки сырья вырастет с 60% до 92%.
В этом отношении достаточно сложно было договориться с ТНК-ВР. И, тем не менее, наше решение о снижении ставки налога на прибыль для этой компании на 4% и направлении высвободившихся средств на разведку новых месторождений, дало свой эффект. В результате привлеченные инвестиции не только компенсировали временные потери бюджета, но нам удалось договориться, что 100% нефти, уходящей с оренбургских месторождений за рубеж, будет продаваться с региональных площадок. А значит, и налог на прибыль будет оставаться здесь же. Суммарные инвестиции от данных договоренностей в экономику региона мы оцениваем в семь с лишним миллиардов рублей. А инвестиции в геологоразведку за период с 2000 по 2006 годы выросли в 2,9 раза, в том числе в 2006 году к предыдущему году на 17% и составили 3991 млн. рублей.
Конечно, нефтяников можно ругать, что они огромные средства тратят на выплату дивидендов, но это будет лишь сотрясание воздуха. Область пошла по другому пути – мы с ними договорились при принятии решений учитывать интересы региона. И нефтяники эти договоренности выполняют, понимая и принимая те правила игры в Оренбургской области, которые мы, власть, сумели им предложить.

- А кто инициирует подобные договоренности? Ведь бизнес, похоже, несет дополнительные затраты при их реализации…
- Предложения заключить соглашение о взаимовыгодном партнерстве поступают от Правительства области. И сегодня большинство бизнесменов видит, что областная власть не шарахается из стороны в сторону, четко выполняет старые соглашения, взвешенно подходит к вопросам взаимодействия. Поэтому и реакция на наши предложения достаточно конструктивная. Торга нет, есть обсуждение конкретных обязательств.

- А что областные власти могут дать бизнесу взамен? Обязательства не инициировать налоговые проверки?
- Да нет, у крупного бизнеса гораздо более серьезные вопросы, в которых ему может помочь Правительство области: начиная от возврата НДС и заканчивая согласованием транспортной и иной инфраструктуры.

- Каким образом Правительство области может влиять на выбор инвестора при реализации того или иного проекта в регионе? И влияет ли?
- Несомненно. Например, наше мнение повлияло на выбор инвестора для оренбургского молокозавода, для нового цементного завода. Особенно для нас важно, чтобы учитывались интересы области при проведении процедуры банкротства и реализации имущества. Поэтому у нас установлен очень тесный контакт с конкурсными управляющими. При этом мы высказываем не личные симпатии, для нас важно, чтобы новый собственник любого бизнеса был заинтересован в развитии производства. Будет развиваться производство – будет развиваться и экономика региона. Поэтому мы, например, не спешим с продажей мощностей по производству спирта, расположенных на территории области. Абы кому оренбургский бизнес мы не отдадим.

- Насколько важно для региональных властей контролировать оренбургские предприятия, в том числе и через владение пакетами акций?
- Считаю, что власть не должна таким образом вмешиваться в дела бизнеса. Хотя бывают и исключения. В любом случае, присутствие представителей Правительства в органах управления любого предприятия должно быть экономически оправдано. Лично я вхожу в состав совета директоров 15 предприятий области, где мы не имеем ни одного процента акций. Значит собственники, считают, что для нормального функционирования и развития их бизнеса присутствие чиновника в совете директоров оправдано. Значит, видят, что мы реально можем им помочь. А это самое главное признание эффективности нашей работы.

- В Оренбургской области реализуется ряд программ, направленных на поддержку конкретных отраслей. Инвестором в этом случае выступает, по сути дела, областной бюджет.
- Да, например, мы активно используем механизмы по субсидированию процентной ставки по кредитам для предприятий легкой промышленности и машиностроения. Тем самым мы заявляем, что эти отрасли являются для нас приоритетными. И уже есть положительные примеры. В рамках этой программы на ООО «Орника» в 2007 году проведена коренная модернизация производства. На предприятии закуплена линия для нового цеха по пошиву мужских костюмов, которая оснащена автоматическими и полуавтоматическими швейными машинами немецких фирм «BASS» и «PFAFF», а также влажно-тепловое оборудование фирмы «BRISAY». В результате к 2010 году производство костюмов на предприятии возрастет практически в 10 раз. Но это не значит, что деньги из бюджета на поддержку данных отраслей расходуются бесконтрольно. Критерии получения нашей поддержки четко прописаны в специальных программах. Предприятия разрабатывают инвестиционный проект, который проходит сложную процедуру согласования в Правительстве области. После этого предприятие берет кредит в банке, реализует свой проект, зарабатывает средства, возвращает кредит, и только после этого мы компенсируем ему часть процентов по кредиту. При этом кредит должен быть направлен не просто на пополнение оборотных средств (хотя иногда мы это допускаем), а на развитие производства, модернизацию оборудования и технологий. И если заявленные в инвестиционных проектах цели не достигаются, то и субсидирования за счет средств областного бюджета не происходит.

- Помимо названных отраслей промышленности кто еще будет пользоваться поддержкой областных властей?
- В Оренбуржье уже разработана и внедряется программа развития производства строительных материалов. До 2010 года мы должны полностью обеспечить себя основными строительными материалами, а цемент даже начать вывозить за пределы области.
Еще одна серьезная программа направлена на развитие мощностей по утилизации попутного газа. У нас есть рычаги, в первую очередь фискального характера, которые позволят к 2010 году перерабатывать почти 100% этого ценного сырья. Мы предупредили всех собственников, занимающихся нефтяным бизнесом в нашей области, о необходимости реализации инвестиционных программ, направленных на сокращение выбросов в атмосферу. У всех нашли взаимопонимание, а значит есть уверенность, что экология в области в ближайшее время существенно улучшится. Если же бизнесмены начнут увиливать от решения данной проблемы, то мы готовы применить самые серьезные экологические штрафы.
Вообще, экологии придается особое значение. И надеемся на такое же отношение инвесторов, работающих в области. В августе 2007г на входящем в состав Уральской горно-металлургической компании предприятии - ООО «ММСК» запущен новый цех по производству серной кислоты. Это позволит предприятию не только увеличить производственную мощность комбината, но и существенно улучшить экологическую обстановку в г. Медногорск. В целом инвестиции УГМК в реализацию данного проекта оцениваются в сумму свыше 1 млрд. рублей, срок окупаемости составит пять лет.

- Развитие промышленных предприятий области невозможно без реализации полномасштабных инфраструктурных проектов. Любому бизнесу нужно электричество, вода, тепло, связь. Многие эксперты считают, что областные власти должны уделить инфраструктуре повышенное внимание.
- Мы понимаем, что это важнейший вопрос. И, например, в стратегии развития Оренбургской области ему уделено повышенное внимание. Ведь понятно, что при таком бурном развитии бизнеса к началу нового десятилетия инфраструктура региона, в первую очередь транспортная, не будет соответствовать запросам экономики. Поэтому, мы предполагаем двигаться в двух направлениях.
Первое, это электрификация железной дороги до станции Кинель. Это позволит нам развернуть транспортные потоки, идущие по коридору Самара-Уфа-Челябинск к нам на юг. Реализация этого проекта начнется в 2008-2009 годах. Его стоимость оценивается в 17,5 млрд.рублей.
Второе направление – развитие логистического центра в районе аэропорта «Центральный». Если удастся построить здесь грамотную логистику, то в ближайшее время аэропорт может стать крупным транспортным хабом. В рамках концепции, реализуемой сегодня в Российской Федерации, когда аэропорты и перевозчики разделены для того, чтобы обеспечить равный доступ перевозчиков к инфраструктуре аэропорта, мы готовы взять на себя развитие главного аэропорта города Оренбурга. Но пока забрать его в областную собственность не получается. Мы хотим контролировать транспортные потоки, которые идут через наш регион. Если эти проекты удастся реализовать, то область приступит к формированию совместно с Татарстаном грандиозного проекта под названием «Транспортный коридор «Восточное побережье Китая – Западное побережье России». Он позволит соединить всеми основными видами транспорта Санкт-Петербург, Казань, Оренбург, Алма-Ату, Шанхай. Преимуществ у такого маршрута множества, но и противников, желающих завернуть мощные транспортные потоки на себя, немало. Но мы уверены в потенциале нашего региона, и готовы помочь его реализовать на всех уровнях.

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также