Он подчеркнул большую значимость этого документа, поскольку если не будет четко выстроенной стратегии развития регионов, невозможно создать выверенную концепцию социально-экономического развития Российской Федерации в целом.
Разработке стратегии развития Оренбуржья предшествовала большая работа. В частности, представители нашей области присутствовали на презентациях аналогичных проектов других субъектов Федерации, так как разработка стратегии отдельного региона невозможна вне общей логики этого процесса.
Сергей Грачев отметил, что в настоящее время осуществляется Программа экономического и социального развития Оренбургской области на 2004-2010 годы. Стержнем социально-экономической политики, проводимой в области, стала реализация приоритетных национальных проектов.
Первый вице-губернатор обозначил стартовые позиции Стратегии. В последние годы экономика Оренбуржья показывает стабильный рост. Так, за последние 6 лет ВРП вырос на 150,7 процента, совокупный индекс промышленного производства на 166,5 процента, объем инвестиций в основной капитал на 188,3 процента, оборот розничной торговли на 195,7 процента.
В области создан и успешно действует инвестиционный фонд, за счёт средств которого оказана государственная поддержка в сумме почти 2,5 млрд. рублей для реализации более 150 инвестиционных проектов. Кроме этого, действует областной гарантийный фонд. Его объем ежегодно составляет более 500 млн. рублей. За счёт государственных гарантий области ежегодно дополнительно привлекаются инвестиционные кредиты в объёме более 1 млрд. рублей.
Как результат, в последние два года опережающими темпами развиваются обрабатывающие отрасли. За 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 114,2 процента, в том числе производство машин и оборудования 121,4 процента при индексе промышленного производства в добыче полезных ископаемых 104,3 процента.
К сожалению, изменения федерального налогового и бюджетного законодательства фактически лишили регионы возможности проводить политику развития за счет собственных финансовых ресурсов. Сегодняшний бюджет области социальный, более 65 процентов его расходов направляются на социальную сферу. Таким образом, предусмотренные предыдущими Программами меры по обеспечению развития оказались недостаточными и требуют новых подходов к формированию стратегии развития на долгосрочную перспективу.
Для Оренбургской области при разработке стратегии до 2030 года рассматривались следующие возможные сценарии развития в долгосрочной перспективе: сырьевой, умеренно-инновационный, инновационный сценарий устойчивого развития.
Первый вариант не соответствует требованиям времени. Область развивается по второму умеренно-инновационному сценарию, который обеспечивает ее стабильное развитие, как минимум, до 2015 года. Ориентируясь на такой вариант, мы понимаем, что он является сложным в реализации, но единственно приемлемым, сказал первый вице-губернатор. По его мнению, Оренбургская область, как приграничная территория, в период, обозначенной Стратегией, способна и обязана стать одной из опорных точек обеспечения национальной безопасности на Евразийском пространстве. При этом наш регион может стать российской моделью приграничного развития.
В качестве стратегического замысла предполагается к 2030 году осуществить переход Оренбуржья в режим устойчивого развития на основе системной инновационной интеграции в экономическое, социальное и инновационное пространство страны, укрепить межрегиональные связи и международное сотрудничество.
Одна из стратегических целей развитие человеческого потенциала. При этом активная социальная политика должна быть связана не только с расширением бюджетных расходов на поддержку наименее социально-защищенных слоев населения и увеличение оплаты труда работников социальной сферы. Будет реализован комплекс мер по реформированию сектора образования, здравоохранения, науки, что обеспечит рост качества предоставляемых услуг и уровня жизни населения.
Важная составляющая развития человеческого капитала активная демографическая и миграционная политика. В 2030 году в области будут проживать 2,5 млн. человек. Увеличение численности населения планируется достичь за счет увеличения продолжительности жизни, роста рождаемости и миграционного прироста.
Определяющее значение имеет придание дополнительного импульса уже существующим видам экономической деятельности. Уже сегодня в инвестиционном портфеле Правительства области имеется целый ряд крупных инвестиционных проектов на общую сумму более 300 млрд. рублей.
Важнейшая роль в стратегическом развитии Оренбуржья отводится кластерам, в создании которых участвуют приграничные регионы России и Казахстана. В частности, планируется создание газохимического международного кластера на базе Оренбургского газоконденсатного комплекса, Оренбургского НГКМ и Карачаганакского месторождения. Это позволит более чем вдвое увеличить объем промышленного производства, создать свыше тысячи новых рабочих мест.
«Нефтяной кластер» будет способствовать разработке и внедрению передовых технологий, позволяющих увеличить добычу и глубину переработки сырья. «Кластер по производству бытовой техники» на базе ОАО «Орский механический завод» сформируется на основе привлечения средств «Внешэкономбанка», зарубежного партнера фирмы «Мерлони Прожетти» и российской компании «Литинтерн Консалт». В сфере промышленности также будут созданы кластеры: «Цветная металлургия», «Черная металлургия и металлообработка».
Развитие АПК региона в проекте Стратегии представлено разделом «Структура аграрного интеграционного объединения НПО «Южный Урал».
Документ также включает разделы: развитие строительного комплекса Оренбуржья; строительство и реконструкция объектов природоохранной инфраструктуры, и ряд других.
Сергей Грачев подчеркнул, что Cтратегия разработана с участием муниципальных образований. Целевые программы развития отдельных отраслей и предприятий будут включены в план работы Правительства области по реализации Стратегии.
В результате презентации проекта Стратегии, которая прошла с участием представителей всех Министерств РФ и независимых экспертов, сделан вывод, что она, как выразился Сергей Грачев, «имеет право на жизнь».
После доработки, на которую отводится два месяца, данный документ будет вынесен на рассмотрение и утверждение Правительства области, затем Правительства Российской Федерации.
Разработке стратегии развития Оренбуржья предшествовала большая работа. В частности, представители нашей области присутствовали на презентациях аналогичных проектов других субъектов Федерации, так как разработка стратегии отдельного региона невозможна вне общей логики этого процесса.
Сергей Грачев отметил, что в настоящее время осуществляется Программа экономического и социального развития Оренбургской области на 2004-2010 годы. Стержнем социально-экономической политики, проводимой в области, стала реализация приоритетных национальных проектов.
Первый вице-губернатор обозначил стартовые позиции Стратегии. В последние годы экономика Оренбуржья показывает стабильный рост. Так, за последние 6 лет ВРП вырос на 150,7 процента, совокупный индекс промышленного производства на 166,5 процента, объем инвестиций в основной капитал на 188,3 процента, оборот розничной торговли на 195,7 процента.
В области создан и успешно действует инвестиционный фонд, за счёт средств которого оказана государственная поддержка в сумме почти 2,5 млрд. рублей для реализации более 150 инвестиционных проектов. Кроме этого, действует областной гарантийный фонд. Его объем ежегодно составляет более 500 млн. рублей. За счёт государственных гарантий области ежегодно дополнительно привлекаются инвестиционные кредиты в объёме более 1 млрд. рублей.
Как результат, в последние два года опережающими темпами развиваются обрабатывающие отрасли. За 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 114,2 процента, в том числе производство машин и оборудования 121,4 процента при индексе промышленного производства в добыче полезных ископаемых 104,3 процента.
К сожалению, изменения федерального налогового и бюджетного законодательства фактически лишили регионы возможности проводить политику развития за счет собственных финансовых ресурсов. Сегодняшний бюджет области социальный, более 65 процентов его расходов направляются на социальную сферу. Таким образом, предусмотренные предыдущими Программами меры по обеспечению развития оказались недостаточными и требуют новых подходов к формированию стратегии развития на долгосрочную перспективу.
Для Оренбургской области при разработке стратегии до 2030 года рассматривались следующие возможные сценарии развития в долгосрочной перспективе: сырьевой, умеренно-инновационный, инновационный сценарий устойчивого развития.
Первый вариант не соответствует требованиям времени. Область развивается по второму умеренно-инновационному сценарию, который обеспечивает ее стабильное развитие, как минимум, до 2015 года. Ориентируясь на такой вариант, мы понимаем, что он является сложным в реализации, но единственно приемлемым, сказал первый вице-губернатор. По его мнению, Оренбургская область, как приграничная территория, в период, обозначенной Стратегией, способна и обязана стать одной из опорных точек обеспечения национальной безопасности на Евразийском пространстве. При этом наш регион может стать российской моделью приграничного развития.
В качестве стратегического замысла предполагается к 2030 году осуществить переход Оренбуржья в режим устойчивого развития на основе системной инновационной интеграции в экономическое, социальное и инновационное пространство страны, укрепить межрегиональные связи и международное сотрудничество.
Одна из стратегических целей развитие человеческого потенциала. При этом активная социальная политика должна быть связана не только с расширением бюджетных расходов на поддержку наименее социально-защищенных слоев населения и увеличение оплаты труда работников социальной сферы. Будет реализован комплекс мер по реформированию сектора образования, здравоохранения, науки, что обеспечит рост качества предоставляемых услуг и уровня жизни населения.
Важная составляющая развития человеческого капитала активная демографическая и миграционная политика. В 2030 году в области будут проживать 2,5 млн. человек. Увеличение численности населения планируется достичь за счет увеличения продолжительности жизни, роста рождаемости и миграционного прироста.
Определяющее значение имеет придание дополнительного импульса уже существующим видам экономической деятельности. Уже сегодня в инвестиционном портфеле Правительства области имеется целый ряд крупных инвестиционных проектов на общую сумму более 300 млрд. рублей.
Важнейшая роль в стратегическом развитии Оренбуржья отводится кластерам, в создании которых участвуют приграничные регионы России и Казахстана. В частности, планируется создание газохимического международного кластера на базе Оренбургского газоконденсатного комплекса, Оренбургского НГКМ и Карачаганакского месторождения. Это позволит более чем вдвое увеличить объем промышленного производства, создать свыше тысячи новых рабочих мест.
«Нефтяной кластер» будет способствовать разработке и внедрению передовых технологий, позволяющих увеличить добычу и глубину переработки сырья. «Кластер по производству бытовой техники» на базе ОАО «Орский механический завод» сформируется на основе привлечения средств «Внешэкономбанка», зарубежного партнера фирмы «Мерлони Прожетти» и российской компании «Литинтерн Консалт». В сфере промышленности также будут созданы кластеры: «Цветная металлургия», «Черная металлургия и металлообработка».
Развитие АПК региона в проекте Стратегии представлено разделом «Структура аграрного интеграционного объединения НПО «Южный Урал».
Документ также включает разделы: развитие строительного комплекса Оренбуржья; строительство и реконструкция объектов природоохранной инфраструктуры, и ряд других.
Сергей Грачев подчеркнул, что Cтратегия разработана с участием муниципальных образований. Целевые программы развития отдельных отраслей и предприятий будут включены в план работы Правительства области по реализации Стратегии.
В результате презентации проекта Стратегии, которая прошла с участием представителей всех Министерств РФ и независимых экспертов, сделан вывод, что она, как выразился Сергей Грачев, «имеет право на жизнь».
После доработки, на которую отводится два месяца, данный документ будет вынесен на рассмотрение и утверждение Правительства области, затем Правительства Российской Федерации.
Город:
Темы:
Короткий адрес: