Выступление заместителя Генерального прокурора РК Андрея Кравченко на заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью

Статистика рассматриваемых преступлений свидетельствует о недостаточности принимаемых сегодня мер по их профилактике со стороны всех уполномоченных органов. Системности в работе здесь нет, как и во многих других направлениях правоохранительной деятельности.Мы реагируем только по случившимся фактам насилия, тогда как имеются возможности их предотвращать.

К примеру,  в г. Шахтинске (Карагандинская область)  обнаружен  8-летний ребенок с признаками насильственной смерти, который в течение длительного времени (более 10-ти дней) подвергался физическому и сексуальному насилию со стороны своего дяди.

При этом родители ребёнка состояли на учете  органов внутренних дел как лица, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию детей, неоднократно привлекались за это к административной ответственности. Очевидно, что ребенок продолжал оставаться в опасности, однако более радикальных мер никто не принимал.

Хочу вернуться к заседанию Координационного совета по «нулевой терпимости». Несмотря на то, что я отмечал тогда в докладе необходимость разработки специальных стратегий по контролю за отдельными видами преступлений, которые больше всего беспокоят людей, решение по данному вопросу мы так и не выработали.

Еще раз хочу повторить, что на сегодня, имея лишь более-менее понятный план действий по борьбе с наркобизнесом, трудно ожидать какую-нибудь очевидную динамику снижения преступности без подобных планов по другим преступлениям. И преступления против половой неприкосновенности, в том числе детей, не будут исключением.

Думая о снижении преступности, мы больше ориентируемся на изменения уровня жизни населения, которые приносят успехи экономике, нежели реализуются понятные всеобъемлющие правоохранительные меры.

Вот, имея в виду эти меры, почему бы сейчас не обсудить вопросы выработки стратегии по контролю за преступлениями против половой неприкосновенности, поставить конкретные сроки ее подготовки, а потом принять ее на очередном заседании Координационного Совета.

Это был бы первый хороший шаг в направлении к более осмысленной, более современной правоохранительной деятельности по рассматриваемому сегодня вопросу.

Между тем у нас здесь даже в профилактике преступлений провалы очевидны.

Наиболее серьезным фактором совершения преступлений сексуального характера выступает низкий социальный статус семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети (неблагополучные семьи, где родители разведены либо умерли, злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием детей в силу занятости решением материальных проблем и др.).

На сегодня в органах внутренних дел на учете состоит более 12 тысяч неблагополучных семей, в которых воспитываются около 18 тысяч детей. Все эти дети являются потенциальными жертвами насилия.К сожалению, говорить о том, что с данными семьями проводится надлежащая профилактическая работа, не приходится.

Прокуроры г. Астаны и Акмолинской области в рамках разовых рейдов выявили неблагополучные семьи, которые вообще не состояли на учете органов внутренних дел и, соответственно, не были охвачены профилактической работой.Уверен, что в остальных регионах состояние дел не лучше.

Далека от совершенства и работа по контролю за лицами, ранее совершившими преступления сексуального характера, и блокированию их возможности общения с детьми.

Несмотря на имеющийся запрет на работу с детьми таким лицам, случаи их трудоустройства в организации образования не являются единичными.

Так, в средней школе №38 г. Павлодара учителем физкультуры  работал гр. Б., ранее судимый за совершение изнасилования. При этом он был принят на работу в период нахождения на условном осуждении и без предъявления справки о судимости.

Всего по республике выявлено 42 таких случая, по которым все принятые на работу лица были уволены по актам прокурорского реагирования.

Данный вопрос может быть эффективно разрешен с помощью автоматизации сверок отдельных баз данных (БД «Пенсионные отчисления» и АИС «Спецучеты»), которые позволят своевременно выявлять факты принятия на работу лиц на постоянной основе.

 Сейчас, на базе имеющихся в СИОПСО банков данных и информационных систем разработан алгоритм автоматизации надзора в сфере образования, который можно реализовать в ближайшее время. Соответствующее письмо в Правительство направлено.

Наряду с этим, не решена проблема полного блокирования доступа к детям лиц, страдающих скрытыми психическими отклонениями.

В апреле этого года выявлен факт совершения развратных действий со стороны учителя физкультуры г. Петропавловска в отношении  ученицы 2 класса.

 Он занимался этим на протяжении двух месяцев прямо на уроке физкультуры, пока мать не заявила об этом в полицию.Самое удивительное, что он проработал в школе без малого 23 года.

Такие случаи показывают очевидную необходимость психологического тестирования при приеме лиц на работу, связанную с воспитанием, обучением и образованием детей. Причем, на мой взгляд, это даже более важно для государства, чем тестирование, которое проводят сейчас в отношении государственных служащих.   

Было бы также хорошо, чтобы органы здравоохранения выработали порядок уведомления правоохранительных органов о лицах, имеющих психические отклонения и склонность к сексуальным домогательствам и насилию.

Уверен, и гражданское общество могло бы помочь, если бы полиция периодически просила по телевидению, радио или в специальных листовках сообщать о подозрительных лицах и их поведении.

Когда знакомишься с западным опытом, всегда удивляешься жесткости и конкретности мер по отношению к преступникам или предполагаемым нарушителям закона.

Для сведения хочу сказать, что во Франции, Великобритании, США на педофилов, отбывших наказание, надевают браслеты с навигационной спутниковой системой для мониторинга их местонахождения. В США данные о маньяках вообще являются общедоступными и  на специальных сайтах публикуются их имена, фотографии и адреса.В Канаде имена таких лиц заносят в национальный реестр преступников и запрещают им в течение 10 лет появляться в местах детского досуга (парки, детские площадки, бассейны и др.).

Понятно, что можно еще много говорить о способах повышения эффективности работы правоохранительных органов, но вряд ли только это приведет к успеху, если большую часть работы  не провести с возможными жертвами и потерпевшими от насилия.

Статистика показывает, что сегодня практически 40% преступлений совершается по причине ненадлежащего присмотра за детьми со стороны родителей и близких.Оставшиеся без внимания дети становятся объектами преступлений и в силу своей беспомощности не могут оказать сопротивление.

Ежедневно общаясь со своими детьми, даже мы не чувствуем системной работы по предупреждению детей об угрозе стать жертвой насилия, которая, на наш взгляд, должна быть реализована организациями образования совместно со школьными инспекторами.

Это же серьезнейший вопрос для детей, растущих в мегаполисах или в иных достаточно крупных городах, т.е. там, где людей вроде бы много, но никто друг друга не знает и вряд ли придет на помощь.  

Дети продолжают не закрывать входные двери, когда остаются дома одни, отзываются на различные предложения неизвестных лиц на улице,  входят с незнакомыми людьми в лифты, проводят время в местах, отдаленных от возможности контроля за ними, не знают безопасных маршрутов при следовании домой.

Плюс к этому мы никогда не анализировали вопросы обеспечения детей транспортом для доставки из школы и обратно с точки зрения их безопасности от насильственных преступлений.

Отдельный перечень проблем по видеонаблюдению. Он  практически совпадает с тем, о чем мы говорили на Координационном совете о «нулевой терпимости». Здесь, кроме критики, есть примеры успешной работы, которые прямо показывают эффективность видеонаблюдения. В прошлом месяце полицейские УВД Бостандыкского района г.Алматы с помощью камер видеонаблюдения установили и задержали гр. О., который совершил насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней.

Наконец, мы много раз говорили о том, что деятельность участковых инспекторов полиции не отвечает предъявляемым требованиям по борьбе с экстремизмом, терроризмом, наркоманией, обеспечению «нулевой терпимости» и т.д. Те же самые недостатки в их работе по предупреждению преступлений сексуального характера.Не хочется даже упоминать об этом пока ситуация по работе участковых инспекторов не будет исправлена. А не исправляется она, потому что мы не исправляем причины и условия этого.

В рамках готовящейся реформы государства было бы важным поставить перед Правительством этот вопрос со всеми проблемами профессиональной подготовки, оплаты труда, имеющейся нагрузки и т.д. и т.п.

Если мы действительно хотим видеть участковых одним из базовых элементов борьбы с преступностью, то важно чтобы в рамках предстоящих реформ мы решили хотя бы этот вопрос.

Еще одним немаловажным фактором, оказывающим влияние на состояние преступности анализируемой категории,  является широкая доступность противоправного контента, культивирующего насилие, жестокость и порнографию в Интернете и СМИ.

У населения, в том числе у детей, имеется неограниченный доступ к указанным материалам. При этом детям они вполне доступны посредством мобильных устройств.

Согласно отчету Европейского центра киберпреступлений(подготовленному в рамках Стратегической оценки коммерческой сексуальной эксплуатации детей онлайн) Казахстан входит в список десяти стран, где находится наибольшее количество серверов с пропагандой сексуального насилия в отношении несовершеннолетних. Определенная работа в этом направлении проводится.

Но сейчас хотелось бы предложить вернуться к законопроекту «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который требует доработки с учетом замечаний Конституционного Совета.

Предложить Министерству образования и науки, Министерству по инвестициям и развитию вместе с неправительственными организациями продолжить развитие таких важных интерактивных ресурсов, каким является «Safekaznet.kz», принимающий заявления о противоправном контенте в интернете,  а также инициировать создание сайтов, подобных глобальному сервису «Missingkids.com», посвященных пропавшим детям.

Полагаем, что принятие этих и других мер поможет оперативнее решать круг вопросов, касающихся ограничения доступа к запрещенному контенту.

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий