С 1 января текущего года в Казахстане введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс.
Для воплощения в жизнь нового уголовного процесса, ориентированного на международные стандарты, проведена огромная работа правоохранительных и специальных государственных органов, неправительственных организации, адвокатов и ученых-правоведов.
Как вы знаете, в работе над новым кодексом широко использовался новейший опыт стран континентальной системы права – Германии, Франции, стран Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), Турции, Грузии, России, Украины и других стран.
На протяжении всего периода разработки кодекса, а также рассмотрения его в Парламенте, проводились международные научно-практические конференции и круглые столы с участием представителей Венецианской комиссии, видных зарубежных и казахстанских ученых, представителей адвокатского сообщества и неправительственных организаций.
Основные концептуальные положения нового УПК на всех форумах находили поддержку. При этом отмечалось, что новые подходы усилят гарантии прав человека и гражданина.
В рамках нового модели уголовного процесса по опыту Германии и других развитых стран исключена стадия доследственной проверки.
Началом расследования является регистрация заявления об уголовном правонарушении в Реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственной действие.
С этого момента орган уголовного преследования вправе проводить по нему все мероприятия, направленные на выполнение задач уголовного процесса, за исключением мер принуждения к гражданам – кроме доставления и задержания на месте преступления.
Для защиты интересов представителей бизнеса в УПК предусмотрена норма о том, что в случае поступления на них заявлений и сообщений без подтверждающих данных, то регистрация в Едином реестре не производится, а заявление и сообщение направляется в контролирующий орган для ревизии либо проверки. О таком опыте в Латвии нам в прошлый раз рассказал господин Кутрис.
А в рамках начатого досудебного расследования о назначении внеплановых проверок и ревизий производится с обязательным уведомлением надзирающего прокурора, чтобы он вовремя мог отреагировать.
В Казахстане система учета проверок автоматизирована и находится в прокуратуре.
По опыту Франции и Литвы в УПК ведена фигура «специального свидетеля», мы его назвали «свидетель, имеющий право на защиту»,
Сделано это для того, чтобы лицо, на которое прямо указано в заявлении, как совершившее уголовное правонарушение, могло полноценно защищаться и знать, что по делу делает следователь когда еще нет достаточных оснований для признания его подозреваемым..
Право на защиту выражается в возможности такого лица давать показания в присутствии избранного им защитника, отказаться от дачи показаний, которые могут повлечь для него самого или близких родственников преследование за совершенное уголовно-наказуемое деяние, знакомиться с документами, в которых имеются показания, свидетельствующие против него, требовать очной ставки, вносить ходатайства следователю и др.
Все меры принуждения, кроме, как я выше сказал, доставления и задержания на месте преступления, могут применяться только после вынесения постановления о квалификации деяний подозреваемого, основанного на достаточных для подозрения доказательствах.
Срок задержания исчисляется с момента «фактического задержания», т.е. с момента реального ограничения свободы, включая свободу передвижения, вне зависимости от придания задержанному какого-либо процессуального статуса.
По аналогии с американскими «Правилами Миранды» введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности, в т.ч. право на адвоката.
Соответственно это отражается в протоколе задержания, что также гарантирует соблюдение прав подозреваемого.
В момент задержания подозреваемый вправе заявить ходатайство о его освидетельствовании на предмет наличия телесных повреждений, что соответственно также отражается в протоколе задержания с приобщением акта освидетельствования.
Введен ускоренный порядок расследования по всем деяниям, кроме особо тяжких, который позволяет фиксировать доказательства вины подозреваемого без назначения дорогостоящих экспертиз, при условии если подозреваемый признает вину и согласен с размером, причиненного им размера ущерба.
Действуют нормы о депонировании судом показаний свидетеля и потерпевшего, целью которых является судебное закрепление доказательств, когда указанных лиц невозможно будет допросить в главном судебном разбирательстве (проживание, выезд за границу, болезнь, возможная смерть и т.п.).
Введены две формы сделки:
1) о признании вины; 2) о сотрудничестве.
Первая форма применяется ко всем категориям преступлений за исключением особо тяжких.
Условиями заключения такого соглашения наряду с признанием подозреваемым своей вины, является согласие потерпевшего на заключение соглашения.
В суде такие сделки также рассматриваются в очень сокращенном порядке.
Сделка о сотрудничестве направлена на раскрытие особо опасных преступлений, в т.ч. связанных с организованной преступностью, экстремизмом, терроризмом и т.д.
Преференциями для лиц по ускоренному расследованию и по сделкам является возможность получения наказания не свыше половины максимального наказания, а для осужденного – УДО либо замена наказания более мягким видом.
За истекшие два месяца т.г. в суды уже направлено 205 дел, оконченных заключением соглашения в форме сделки признании вины, что еще не так много (по делам о преступлениях небольшой тяжести – 42, средней тяжести – 96, по тяжким – 67). В процентном соотношении к общему числу оконченных и направленных в суд дел по преступлениям - это чуть более 5%.
В порядке ускоренного досудебного расследования в пятнадцатидневный срок окончены дела о 1269 преступлениях, что составляет 30% от общего количества преступлений, по которым допустимо ускоренное производство и окончено расследование.
Имеет упрощенный характер и протокольная процедура по уголовным проступкам. Они составили 20% от всех оконченных и направленных в суд дел.
Таким образом, свыше 50% дел за январь-февраль расследованы в ускоренной и протокольной форме.
Думаю, что определенное снижение нагрузки на органы следствия уже налицо.
В судах по таким делам тоже процедуры более упрощенные.
Предусмотрено более широкое использование научно-технических средств, в т.ч. для видеосвязи, для протокола судебного заседания и в других случаях.
Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые по уголовному делу, переведены в разряд «негласных следственных действий».
Закон об ОРД действует лишь до регистрации факта уголовного правонарушения в Едином реестре досудебных расследований.
Тайный сбор доказательств по начатому досудебному расследованию далее будет осуществляться негласными следственных действиями, предусмотренными УПК.
Вместе с тем, в уголовном процессе имеется оговорка о розыскных мероприятиях, которые проводят оперативники по поручению следователя для установления местонахождения лиц, скрывшихся от органов уголовного преследования. Но они имеют поисковый характер и не направлены на сбор доказательств.
Путем обособления фигуры следственного судьи расширен судебный контроль.
Следственному судье передан ряд санкций, которые ранее давала прокуратура, и закреплено право рассматривать жалобы на все решения и действия следователя и прокурора по делу, т.ч. и на прокурорские санкции.
В соответствии с Концепцией правовой политики Казахстана, рассчитанной до 2020 года, предусмотрена поэтапная передача суду санкций на все следственные действия, затрагивающие конституционные права.
В целях более широкого применения мер пресечения, не связанных с нахождением под стражей, в УПК заимствован опыт Украины о применении «Залога».
Для этого, во-первых: по сравнению с УПК 1997 года вдвое снижены суммы залога, предусмотрена возможность его применения ниже нижнего размера к социально уязвимым слоям населения, в том числе предоставления в качестве залоги и иных ценностей, движимого и недвижимого имущества.
Во-вторых, предусмотрена обязанность следственного судьи определять сумму залога при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, которую подозреваемый, либо за него иные лица вправе внести на депозит суда в любое время для освобождения его из под стражи.
Исключение из указанных правил составляет совершение лицом особо тяжкого преступления.
При этом разъяснение обязанностей по залогу и последствий их неисполнения будет осуществляться начальником места содержания под стражей при освобождении из под стражи.
За истекшие два месяца т.г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года применение залога увеличилось 18% (с 556 до 682).
При этом, за указанный период текущего года удельный вес залога в сравнении с количеством санкционированных мер пресечения в виде содержания под стражей составил 47,4% (1436). В прошлом году это показатель составлял 28%.
С учетом дальнейшей наработки практики полагаю, что данная цифра будет расти.
Также с учетом опыта Украины введена фигура «процессуального прокурора», который осуществляет надзор по делу с момента регистрации заявления, сообщения в Едином реестре до поддержания государственного обвинения в суде.
Однако, эта новелла еще до введения УПК в действие уже была законом откорректирована, предусмотрено, что процессуального прокурора можно назначать не по всем делам.
Это поправка была вполне своевременна, т.к. на первом этапе применения УПК органам прокуратуры было отказано в выделении дополнительных штатов.
В уголовный процесс введено понятия «разумный срок» досудебного расследования.
Внедрение данного понятия согласуется с положениями Международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и других международных актов.
В Российской Федерации действует также Федеральный закон от 21.04.2010 года «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебного акта в разумные сроки».
Одним из оснований обращения граждан за такой компенсацией являются продолжительность рассмотрения уголовного дела свыше трех лет без вынесения окончательного решения и свыше четырех лет при установлении подозреваемого или обвиняемого, если при этом заявитель ранее ходатайствовал об ускорении судопроизводства.
Понятие разумности срока распространяется и на судебную стадию уголовного процесса.
В целях реализации данного института новым УПК предусмотрено право сторон обжаловать необоснованное затягивание расследования и заявить ходатайство прокурору об установлении определенного срока для завершения расследования дела в полном объеме.
В рамках реализации Концепции правовой политики, рассчитанной до 2020 годы, о введении новых институтов восстановительного правосудия, Генпрокуратурой совместно с Министерством финансов разработан проект Закона о Фонде компенсации вреда потерпевшим.
Законопроектом предлагается осуществление выплат государственных денежных компенсаций отдельным категориям потерпевших, в т.ч. жертвам пыток, торговли людьми, получившим увечья и т.д.
Источниками формирования Фонда будут денежные санкции, налагаемые судом на лицо, совершившее уголовное правонарушение, средства от реализации конфискованного имущества, добытого преступным путем, сумм залога, обращенных в доход государства, штрафов и др.
Мировая практика свидетельствует о том, что подобные фонды действуют в более 20-ти странах Европы и в США.
Указанные государственные выплаты повышают степень реальной защищенности в уголовном судопроизводстве прав жертв криминальных деяний.
В соответствии со ст.54 Конвенции против коррупции предусмотрены основания применения конфискации по решению суда до вынесения приговора. Эти нормы вводятся в действие в 2018 году.
В УПК значительно расширены права адвоката, о них подробнее расскажут представители адвокатуры.
Тщательно детализированы нормы о международной правовой помощи по уголовным делам.