Общественная палата занялась важным для нас вопросом, являются ли инвестиции в сельское хозяйство определяющим фактором в развитии области и одной из основ роста качества жизни на селе. Положительный ответ состоит в том, что АПК с каждым годом получает всё большую финансовую поддержку государства. Другое дело, что надо сделать, чтобы бюджетные инвестиции имели более точечный и эффективный результат. Достаточно ли их, чтобы результат был ощутимым? Насколько бюджетные вливания преобразуют сельскохозяйственный сектор экономики в том направлении, который необходим, декларируется на всех вертикалях власти и общества?
Главный федеральный инспектор в своем выступлении отметил, что Оренбуржье является одним из субъектов Приволжского федерального округа, где на областном и муниципальном уровнях успешно внедрены все 15 требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в том числе и в агропромышленном комплексе. Нормативно-правовая база, регулирующая поддержку инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов, принятая в нашем регионе, признана Агентством стратегических инициатив лучшей в Российской Федерации, наряду с Республикой Татарстан.
Касаясь актуальной темы импортозамещения, Сергей Гаврилин констатировал, что в нашей области достигнут высокий коэффициент самообеспечения продуктами питания – от 96% по мясу до 147% по овощам и бахчевым культурам. При этом нужно значительно «подтянуть» развитие собственной переработки, приблизить её к производству. Это особенно важно сегодня, когда у жителей области существенно повысился спрос на местную продукцию, считает ГФИ.
Однако, областное минэкономразвития представляет систематические обзоры продуктового рынка, констатируя повышение цен на основные продукты питания. Никто не задумывается о сравнении цен в наших супермаркетах с европейскими (обвал рубля однозначно сделал наши продукты дешевле, но и мы стали беднее). Никто не говорит о том, что в странах Евросоюза – наших коллегах по ВТО, нет такого роста цен на основные продукты питания. Они у нас растут, к сожалению, с темпом «наша неделя – их год». Почему на это никто, якобы, не обращает внимание, никто не хочет вразумительно дать ответ? Это толкает и на вопрос: господдержка АПК эффективна для уравнивания платежеспособности европейского и российского потребителя? Она достаточна для конкурентоспособности нашего производства продуктов питания? Это на форуме Общественной палаты Оренбургской области не обсуждалось. Поэтому мы только констатируем, что было.
- Более 2,6 миллиона тонн оренбургского зерна и более 114 тысяч тонн мяса скота и птицы – это весомый вклад нашего АПК в дело обеспечения продовольственной безопасности России, - сказал Сергей Балыкин, первый вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства. - Тем не менее, для нас эти показатели далеко не предел.
С. Балыкин признал, что по-прежнему главным инвестором сельского хозяйства остается государство. За 10 месяцев этого года сельхозпроизводителями и хозяйствами области при помощи субсидий приобретено более 500 единиц сельхозтехники: 330 тракторов, 153 зерноуборочных и 33 кормоуборочных комбайна. На поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм в 2014 году выделено 147,7 миллиона рублей: 78,1 млн. рублей – начинающим фермерам и 69,6 млн. рублей на развитие семейных животноводческих ферм.
В перечне получателей федеральных субсидий сегодня стоят 400 проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе Оренбургской области. Их общая стоимость составляет более 5,8 миллиарда рублей, в том числе привлеченных кредитных ресурсов – 3,5 миллиарда рублей. На развитие сельских территорий из федерального бюджета выделено 116,3 миллиона, из областного – 216,7 миллиона рублей.
Вот тут эксперты должны внимательно посмотреть и взвесить. Во-первых, главным ли инвестором является государство, как заявляет С. Балыкин? И если нет, быть может, это и неплохо, потому что бизнес становится самостоятельным только когда не «сидит на бюджетной игле», иначе – он иждивенец, по определению неконкурентоспособен, обеспечивает лишь собственные интересы. Если бы это было не так, то давайте разберемся в понятиях: что такое бизнес? Или у аграрного есть серьезные отличительные черты? Если все же развитие АПК – это государственно-частное партнерство (скорее – бизнес), то покажите, насколько эффективно вливание наших средств (налогоплательщиков вне зависимости от их социальной принадлежности), которые называются бюджетными средствами, в развитие отрасли, без которой нам не жить.
По итогам первого квартала нынешнего года мы как-то сделали сравнение с показателями пятилетней давности, и вынуждены были сделать на основании областной статотчетности выводы, что поголовье КРС, свиней за этот период систематически сокращается в предприятиях, которые ищут и получают субсидии, прочую господдержку, и ровно на столько же поголовье животных растет на подворьях сельских граждан, зачастую оставшихся без работы и иных средств существования. Кажется, в сентябре губернатор области собирал совещание по этой проблеме. В той части, что была доступна для прессы, озвучивались практически те же самые цифры и выводы. О выводах того совещания и конкретном плане действий общественности сообщили, что называется, в общих чертах, не отражающих суть проблемы. Поэтому было интересно, в каком ракурсе и на какую глубину анализа проблемы пойдут члены уважаемой ОП? Что предложат эксперты, ответственные за отрасль чиновники?
Увы, каких то прорывных идей мы не услышали.