Пятый год в Оренбуржье разрабатывают Стратегию развития региона. Каждый из вас, уважаемые читатели, как человек, близкий к экономике и, без сомнения, радеющий за судьбу области, наверняка уже не понаслышке был в курсе создания этого монументального труда. Ну, а если позабыли, напомним: в 2006 году была разработана концепция развития Оренбургской области, затем ее дорабатывали до уровня стратегии. Долго и тщательно обсуждала общественность этот план нашего совместного развития. Неутвержденная стратегия «висела» на сайте Минэкономики области. Порой даже студенты включали ее разделы в свои дипломные проекты. И на этом все. Федералы документ так и не утвердили. И вот, в 2009 году началась новая волна работы над стратегией. Заслуга ли это пришедшего на пост министра экономразвития Александра Куниловского или обострившаяся вконец необходимость, не нам судить. Но факт налицо: вновь вся неравнодушная общественность зашевелилась, как пчелы в улье, и со всех сторон слышится: «Стратегия,…стратегия».
Хотя есть и такие, непонимающие, которые говорят: «А зачем вообще нужна региону стратегия? Ведь жили мы до сих пор». На этот счет есть две версии. Первая - наиболее распространенная: стратегия – это требование федерального законодательства. Кстати, версия вполне обоснованная. Изначально в 2006 году необходимость создания документа была продиктована письмом Минрегиона России: у каждого субъекта РФ должна быть стратегия развития на 20 лет. Постепенно условия финансирования региональных инвестиционных проектов из федерального бюджета, а конкретнее из средств Инвестиционного фонда РФ, стали затачиваться под стратегические планы регионов. Скажем, в составе необходимых документов для подачи заявки на софинансирование из средств Инвестфонда должна быть выписка из Стратегии развития региона с ссылкой на включение в нее данного проекта. И такое финансовое «закручивание гаек» начало стимулировать регионы к созданию стратегий. И наша область в этом плане не стала исключением. Ну, и вторая версия, вполне доступная и обоснованная: нельзя жить одним днем, необходимо видеть некую точку Б, к которой мы все движемся. И потому специалисты, работающие над созданием документа, уверены, что он не ляжет в стол. В целом же, отвечая на вопрос тех, непонимающих, словами специалистов Минэкономики области можно сказать: «Переход на долгосрочное планирование призван повысить эффективность управленческих расходов». Вновь разработанная стратегия фактически представляет собой четыре пятилетки и имеет конечные индикаторы достижения целей и промежуточные. В дальнейших планах правительства области - увязать областные целевые программы с этими пятилетками, чтобы легче было осуществлять бюджетное планирование. И это вполне логично, дабы не сделать из стратегии фундаментальный, но совершенно «нерабочий» труд.
Если сравнить вновь разработанный вариант стратегии, можно увидеть, что она изменилась и структурно, и содержательно. Скажем, в новой достаточно небольшое место отводится кластерной политике, которая была основным столпом предыдущего документа. Пришло понимание, что, конечно, можно запланировать и создание «города Солнца». А что будет на деле? К реализации кластерной политики мы не готовы пока ни институционально, ни финансово. Зато в новой стратегии добавляется новый не для всех понятный раздел «Креативная индустрия». Касаемо содержания положительным моментом стратегии новой является обозначение по всем направлениям целевых показателей, которые должна достичь область через обозначенный промежуток времени. Ну и, конечно, нашли отражение в документе те приоритеты, которые сейчас обозначаются федеральным центром: «Наша новая школа», «Электронное правительство», «Развитие моногородов». Разработчики, наконец, попытались выстроить и четкую вертикаль в нормативных документах: федеральная стратегия, стратегия развития ПФО, стратегия региона и далее, в идеале, территориальные планы развития. В стратегии добавился большой раздел по пространственному развитию. Несколько видоизменились задачи, они стали более сконцентрированными. Добавились и новые. Например, задача по интернационализации и трансграничному сотрудничеству. На первый план же выходит развитие человеческого потенциала.
Что касается направлений развития области, то упор в стратегии теперь делается на отрасли, поддающиеся воздействию со стороны органов государственной власти Оренбургской области. Ведь понятно, что и административные, и экономические методы воздействия местными властями на крупнейшие предприятия региона крайне ограничены в силу нахождения их собственников отнюдь не в регионе.
Итак, ведущие направления: повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие малого и среднего бизнеса, развитие АПК. Инвестиционная составляющая базируется на реализации двух крупнейших проектов. Первый, конечно, строительство транспортного коридора в Азию через территорию Оренбургской области. И строительство завода по полиолефинам. Оба создают огромные ниши для увеличения занятости населения.
Непонятно только: а что, если транспортный коридор все-таки вильнет в сторону от Оренбургской области?
Из других возможных инвестиционных направлений – туризм, который давно уже является головной болью наших чиновников. ОЦП по развитию туризма в Оренбургской области, заканчивающаяся в 2010 году, показала свою неэффективность. С 2011-го начнет действовать новая, уже создаваемая под стратегию, программа. И, по слухам, уже практически под все крупнейшие туристические проекты в области заложены бюджетные ассигнования в федеральном бюджете. Понятно, что нацеленность будет на внутренний туризм. Но и это уже шаг вперед. Индикатор (доля в ВРП региона), который поставлен к достижению в 2030 году, составляет ни много ни мало 4,5%! К слову, сейчас этот показатель равен 0,05%. Другой вопрос, что нужно привлекать не только средства госбюджета, нужно создавать условия для привлечения частных инвесторов. А для этого, прежде всего, должен быть решен земельный вопрос, который может решаться годами, и зависит не только от федерального законодательства, но и от действия местных властей. Необходимо снизить риски для потенциальных инвесторов в эту сферу: выделить землю, поставить ее на кадастровый учет, перевести из одной категории пользования в другую и, наконец, оценить предварительную стоимость и доходность инвестиционных ресурсов. И уже потом предлагать подобную инвестиционную площадку инвесторам, не забывая и о позиционировании. И в одной стратегии этого не пропишешь. Она должна со временем детализироваться целевыми программами, а главное - конкретными действиями властей.
И еще одно, пожалуй, самое главное отличие новой стратегии: вовлеченность в ее создание огромного круга людей. На этот раз она не повисла неподъемным камнем на шее Минэкономики области. По полной подключены отраслевые министерства, общественные организации, наука. На сайте министерства открыто обсуждение на форуме. И замечания льются нескончаемым потоком. Приведем несколько из них. Руслан Шафеев, к.э.н., заведующий кафедрой управления персоналом и психологии Института управления ОГАУ: «Стратегия … представляет собой ни что иное, как ряд популистских лозунгов, с которыми мы уже сталкивались. Особенность нашего менталитета не раз подтверждалась тем, что мы очень хорошо можем формулировать лозунги, но почему-то не совсем правильно их исполняем. Главный недостаток данного документа, по нашему мнению, отсутствие четких механизмов реализации данной стратегии: есть стартовые условия и конечный результат, а сам процесс реализации стратегии развития отсутствует. Анализируя реестр инвестиционных проектов по Оренбургской области в рамках стратегии социально-экономического развития региона отмечаем, что наибольший удельный вес инвестиций (около 40%) направляется на приоритетные направления развития добычи и транспортировки углеводородного сырья, нефтепереработки и нефтегазохимии, 32% - в дорожную отрасль, 5 % - в электроэнергетику, 4 % - в металлургию, 1% - в машиностроение, социальную сферу – 2%, 2% - туризм. Несмотря на то, что аграрный сектор в ВРП составляет примерно 8-10%, для Оренбургской области это направление, по нашему мнению, является наиболее стратегическим и перспективным. Имея такой сельскохозяйственный потенциал, как у Оренбургской области, в ближайшее время мы можем стать одним из крупнейших регионов – экспортеров сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Развитие аграрного сектора автоматически положительно отразится на многих сферах экономической деятельности региона». К обсуждению подключились даже студенты. А ведь возможно именно им предстоит реализовывать стратегию через несколько лет. Кенжакаева Зоя, студентка: «На мой взгляд,Стратегия-2030 намного лучше предыдущей. Мне понравилось, что в ней выделяют конкурентные преимущества, сценарии развития региона. Интересны предложения о развитии сервисных компаний в сельском хозяйстве, малом бизнесе … о привлечении креативных индустрий… Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана мне кажется спорным, поскольку в других странах сначала возникали этапы “преференциальной зоны” и “зоны свободной торговли”. Развитие «пионерных» для Оренбургской области отраслей, таких как фармацевтика, производство медицинской техники и оборудования - также кажется маловероятным. По моему мнению, в стратегии много ненужного (лучше написать кратко: сильные и слабые стороны, цели, мероприятия и планируемые результаты)».
Обсуждение проекта стратегии стало и основной повесткой дня на состоявшемся 4 марта заседании правления ТПП Оренбургской области. Возбужденная общественность пыталась внести свои коррективы в проект. Жанна Ермакова, д. э. н., профессор, заведующая кафедрой управления персоналом, сервиса и туризма ОГУ: «Чтобы этот документ не остался просто красивой бумагой, в нем должны быть прописаны механизмы реализации. А этому в стратегии уделено меньше страницы. Скажем, один из механизмов: конкурентное распределение ресурсов между органами исполнительной власти. Что это означает? Что, здравоохранение должно бороться с министерством промышленности? А Орск будет бороться с Медногорском за областные финансы? И таких моментов в стратегии масса». Первый вице-мэр Орска, где уже разработана стратегия развития города, Роман Гафаров заметил, что, несмотря на замечания, стратегия хорошо структурирована по сравнению с предыдущей. Однако и у него нашлись вопросы. «Все лежащие на поверхности механизмы поддержки малого бизнеса мы уже исчерпали. Сегодня пришло время говорить о диверсификации экономики, - отметил Роман Гафаров. – Кроме того, нигде не прописана система государственного и муниципального управления. А это сегодня наше слабое звено». Много было и других замечаний: о цели, задачах и прочая, и прочая… Жаркие споры не утихали на протяжении 2 часов. Тем не менее на заседании правления ТПП области проект стратегии одобрили. Хочется верить, что утвердят ее уже, наконец, в ближайшем будущем и на федеральном уровне. А то мало ли что ждет нас в мае? Как бы не пришлось вскоре новую стратегию разрабатывать.