Машиностроению нужна реальная поддержка

- Производство электродвигателей в России находится в нулевой динамике, - считает заместитель генерального директора ОАО «УралЭлектро» Константин Маркелов. – И всё это происходит из-за того, что в ВТО мы вошли без переходного периода, без создания «парашютов», чтобы оптимизировать и модернизировать производство. Сегодня нашу отрасль может спасти незамедлительное принятие региональной целевой программы государственной поддержки машиностроительных предприятий Оренбургской области, в которой должны быть предусмотрены меры по повышению конкурентоспособности отрасли, подкрепленные достойной финансовой поддержкой.

Демпинг под низкие пошлины

Прошедший год показал, что ни существующая в стране инфраструктура, ни промышленность, ни технологии к полноценной конкуренции в рамках ВТО не готовы. Темпы проммпроизводства снижаются, но не во всём можно ссылаться на общемировой тренд. Если говорить о рынке асинхронных электродвигателей, то он еще в 2012 году сократился на 9%, прошлый год, да и нынешний прироста не принесли. В 2013 году импорт электродвигателей  по сравнению с 2011 годом вырос в натуральном выражении на 25%, в том числе ввоз китайской продукции вырос в 2,4 раза. Причина тому одна: снижение ввозных пошлин открыли импортерам двери на наш рынок, зарубежная продукция стала дешевле российской на 7 – 13%.

- Еще четыре года назад мы обращались в федеральные министерства, инициировали антидемпинговые расследования. Тогда удалось установить комбинированную ставку ввозных таможенных пошлин на электродвигатели в размере 10%, но не менее 10 или 20 евро в зависимости от мощности двигателя - рассказывает К.Ю. Маркелов. - И вот, вступили в ВТО - и комбинированную ставку отменили, установив 5%-ый размер пошлины (пороговое значение, которое допускает соглашение по вступлению в ВТО). Китайский и белорусский демпинг обошелся нашему предприятию в прошлом году падением объемов реализации более чем в 300 млн. рублей. Очевидно, нам опять надо начинать антидемпинговые расследования.

Китай научился защищать интересы своих производителей. Ввозная пошлина на многофазные электродвигатели переменного тока мощностью более 750 Вт, но не более 75 кВт для государств, на которых распространен режим наибольшего благоприятствования, составляет 10%, для всех остальных – 35%. В Бразилии ввозная пошлина на электродвигатели 14%.

- Но сравните климат в этих странах и в нашей, посчитайте наши затраты на энергоносители, сравните налоговые нагрузки на бизнес. Мы несем колоссальную долговую нагрузку, взять кредит под ставку менее 13,5% сейчас практически не возможно, о «длинных деньгах» вообще речь не идет. При этом начинается очередной виток роста банковских процентов. И всё это в условиях максимально достижимой рентабельности машиностроительных предприятий в пределах 3 – 5%. В таких условиях осуществление модернизации производства – заведомый убыток и путь к банкротству, - заключает К.Ю. Маркелов.

Как видим, многие проблемы отрасли нужно решать на государственном уровне. Это очевидно, как и то, что РФ после ввода экономических санкций, событий в Украине озабочено программой импортозамещения в стратегических отраслях. Кстати, без электродвигателя ни один корабль, подводная лодка не поплывут, ни одна атомная электростанция не будет работать. В этом смысле ОАО «УралЭлектро» могло бы рассчитывать на государственное внимание и поддержку как стратегическое предприятие РФ.

Место «переработки» в Стратегии

Юрий Берг совершенно правильно сказал, выступая несколько дней назад с Докладом об итогах работы и приоритетах деятельности Правительства Оренбургской области: «В этой новой системе экономических и геополитических координат Россия перестает быть просто наблюдателем. Она мобилизуется на защиту своих интересов. И нам с вами предстоит определиться, чем мы, оренбуржцы, можем быть полезными своей стране?»

Действительно, нам нужна переоценки региональных стратегических приоритетов, своя новая промышленная политика, нужен ясный ответ на вопрос, будет ли область развивать обрабатывающие отрасли или её вполне устраивает нефтегазовый бюджет?

Менеджмент «УралЭлектро» не зря поднимает вопрос о создании механизмов региональной поддержки своей отрасли и обращается к опыту других регионов РФ. Готовя эту публикацию, мы еще раз посмотрели Стратегию инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года. Обрабатывающим производствам там посвящен пункт 23. На представление субсидий на возмещение части затрат предприятиям, осуществляющим реализацию инвестиционных и инновационных проектов, на 2014 год предусмотрено 5 млн. рублей, затем до 2020 года по 10 млн. В Свердловской области только в 2013 году в Реестре субъектов инновационной деятельности, которым представлены меры государственной поддержки, было 9 предприятий, которым оказана финансовая поддержка на общую сумму 30 млн. рублей. А в государственной программе «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области на 2013 – 2015 годы» на выполнение задачи № 1 «Повышение устойчивости промышленного комплекса в условиях изменчивости мировой конъектуры и внутреннего спроса» предусмотрено более 134 млн. рублей, а всего программа «весит» более 1 млрд. 555 млн. рублей. Сравните наши 65 миллионов на 7 лет и объем средств Свердловской области и оцените эффективность оренбургской Стратегии прорыва и место в ней обрабатывающих производств.

Кстати, среди предприятий Свердловской области, получивших в прошлом году солидную финансовую поддержку, оказалось и ЗАО «Уралэлектромаш», которое реализует проект «Разработка состава конструкции и технологии получения электромагнитного клина для асинхронных двигателей малой и средней мощности». Кажется, этот прямой конкурент нашего областного предприятия ОАО «УралЭлектро» наращивает свои конкурентные преимущества.

Отрасли нужны инвестиции и инновации

Впрочем, в Медногорске не сидят, сложа руки. Завод среди первых в Оренбургской области перешел на международные стандарты ИСО, планомерно проводит модернизацию производства, расширяет линейку энергосберегающей продукции. Только за 2011 – 2013 годы капитальные затраты составили 195 млн. рублей. Попыталось ОАО «УралЭлектро» войти и в областную целевую программу «Энергосбережение», установило модульную котельную и получило на субсидирование процентной ставки по кредиту в банке господдержку в 1,4 млн. рублей – менее 30% заявленных к возмещению. Можно говорить об эффективности поддержки, ведь ее принято считать в соотношении 1 бюджетного рубля к инвестиционному. В данном случае просубсидировано 0,7% вложенных в техперевооружение средств ОАО «УралЭлектро»!

Для того чтобы продолжать модернизировать производство, внедрять наукоемкую продукцию машиностроительному комплексу необходима государственная поддержка в трансферте новых технологий, создании конструкторских бюро, инжиниринговых компаний, установление режима свободной таможенной зоны - беспошлинный ввоз оборудования и материалов для собственного потребления. К сожалению, предоставление областных инновационных грантов в основном предусматривается для малого, среднего бизнеса, но и крупный нуждается в такой поддержке. Как экспортоориентированное предприятие, «УралЭлектро» заинтересовано в льготном финансировании экспортных операций. Для всех предприятий отрасли актуально установление льготных ставок по банковским кредитам на техперевооружение, предоставление налоговых льгот на осуществление НИОКР. Кстати, страны-лидеры в машиностроении ежегодно тратят огромные бюджетные средства на стимулирование НИОКР.

На уровне региона в программу господдержки машиностроения могли бы войти налоговые каникулы на имущество, землю, прибыль, освобождение от транспортного налога.

- Без этих дополнительных мер стимулирования инвестиционной деятельности мы не сможем привлечь инвестора в наш бизнес, но и начатую программу модернизации завершить не сможем, - уверена Генеральный директор «УралЭлектро» Н.Е. Бритвина.

Оставшись наедине со своими проблемами, из 12 российских производителей электродвигателей  6 прекратили свою деятельность. Только в прошлом, 2013 году 2 крупнейших производителя двигателей в РФ были признаны банкротами («Сибэлектромотор» г. Томск и «Кузбассэлектромотор» г. Кемерово).  Если государство оперативно не вмешается в этот процесс, поддерживать уже будет некого, экономика потеряет стратегическую отрасль.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий