Без руля и без ветрил?

Общественная палата Оренбургской области проанализировала структуру подготовки специалистов в высших и средних специальных заведениях, отметив, что реформа образования напоминает корабль, «плывущий пока не известно к какой цели».

- Целевым вектором реформ образования, - считает докладчик Владимир Миркитанов, - должно быть создание условий для сокращения и полного отсутствия разрыва между системой образования и потребностями экономики.

 

Отрыв «первой ступени»

Размышляя над проблемами подготовки кадров для экономики, члены Общественной палаты не могли обойти ЕГЭ, который как у учителей, так и у родителей вызывает пока противоречивое отношение. Многие считают, что процесс образования превращается в процесс натаскивания учащихся на успешную сдачу единого экзамена. Причем, школы, а таких достаточно много, имея недостаток учителей по физики, слабое знание учениками этого предмета, уклоняются от решения проблемы ЕГЭ по физики. А какой из молодого человека получится в будущем инженер без знаний этого предмета?

- Необходимо установить квоты сдачи широкого круга дисциплин, включая физику, при выполнении которой школа и регион будут считаться успешными по результатам ЕГЭ, - считает докладчик. – По мнению экспертов, квота должна быть не менее 20% от общего количества учеников.

Сегодняшний крен на гуманитарность отрывает «первую ступень» образования (не считая дошкольную подготовку) от потребности экономики.

 

Страна всеобщего высшего

По данным Рособрнадзора, только 40 вузов (из более чем 2-х тысяч) страны выпускают по-настоящему востребованных на рынке труда специалистов. И даже среди них, что особенно прискорбно, удельный вес инженерно-технических специалистов непозволительно низок. Проведенный недавно Фондом «Общественное мнение» опрос свидетельствует, что более половины россиян оценивают ниже среднего качество преподавания в учреждениях высшего образования, которое, по мнению опрошенных, построено по типу «закусочных быстрого питания».

Сегодня профессиональная школа Оренбуржья представляет собой 130 образовательных учреждения, в которых обучается свыше 140 тысяч студентов, 60% из них получают высшее, около 29% - среднее специальное и только 12% – начальное профессиональное образование. В области работают 32 вуза, в том числе 6 государственных, 3 негосударственных, 15 филиалов государственных и 8 филиалов негосударственных вузов. По мнению ректора ОГУ В.П. Ковалевского, многие иногородние вузы не вкладывают денежных средств в создание учебно-лабораторной базы, размещаются в арендованных помещениях, учебный процесс в них осуществляют преподаватели базовых вузов. «Рекомендую ограничить увеличение филиальной сети иногородних вузов», - предложил ректор. Его поддержал и директор по персоналу «Уральской стали» Р.Д. Ишмухаметов, который предложил ограничить законодательно деятельность коммерческих институтов. Так чем они не угодили?

Одна из причин названа в докладе Общественной палаты.

- В действующих на территории области вузах и их филиалах реализуются 87% одинаковых образовательных программ экономического, юридического и других профилей. Так, по бухгалтерскому учету и аудиту обучают в 19 учебных заведениях, менеджменту – в 16, экономике и управлению – в 13. В большинстве случаев прием ведется на коммерческой основе и на любые специальности, лишь бы платили. С целью исключения дублирования одинаковых образовательных программ в одном регионе необходимо разработать и согласовать с Министерством образования и науки РФ мероприятия по оптимизации структуры подготовки специалистов в вузах. Абсолютно очевидно, что при согласовании заданий по специальностям нужно исходить из трудовых балансов области.

 

Дисбаланс интересов

Министр труда и занятости населения Оренбургской области Вячеслав Кузьмин подчеркнул, что на рынке труда существует переизбыток предложений экономистов, менеджеров, финансистов, юристов при огромном спросе по рабочим специальностям, на специалистов со средней специальной подготовкой. В школах не хватает учителей, а в больницах – врачей. Однако, почти шепотом, министр назвал оренбургские государственные вузы, чьи выпускники составляют большую часть среди не трудоустроенных, - ОГУ, аграрный и педагогический университеты. Косвенно, причины такого антирейтинга раскрыл в своем докладе Владимир Миркитанов: «Получается, что рынок труда требует от системы высшего образования удовлетворения своих потребностей в квалифицированных кадрах, а рынок образования ориентируется на удовлетворение личностных потребностей индивидов в получении высшего образования».

- Опросы молодежи свидетельствуют о желании получить высшее образование без связи со специальностью, - обращает внимание на еще один дисбаланс интересов председатель молодежного парламента области Мария Дыга. – То есть, нужен диплом ради диплома. И лишь некоторые думают получить второе высшее уже по специальности, которую определит их профессиональный выбор.

Особой критике была подвергнута программа «губернаторского набора». За 12 лет в 6 вузах области на условиях целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций агропромышленного комплекса, учреждений образования и здравоохранения сельских районов и малых городов получили дипломы более 1200 специалистов. Но беда в том, что не многие из них явились к месту своей работы.

- Спрашивается, как же ведется подбор кандидатов на это привилегированное обучение? – задается вопросом докладчик от Общественной палаты. – Наиболее неблагоприятная обстановка с трудоустройством выпускников сложилась в прошлом году в Асекеевском, Матвеевском, Беляевском, Ташлинском, Грачевском, Гайском районах, где каждый третий выпускник не трудоустроен согласно контракту. Не понятно, для кого готовятся специалисты за счет средств областного бюджета. Это же самое что ни на есть расточительство.

 

Так «сколько вешать в граммах»?

Так кто же будет создавать инновационную экономику – экономику знаний и новых компетенций? Как и кто будет формировать заявку на подготовку специалистов?

По мнению авторов доклада Общественной палаты, запросы руководителей предприятий и организаций не дают точной картины, сколько и каких специалистов им будет необходимо в будущем. То же можно сказать и по данным, поступающим из министерства экономического развития, промышленной политики и торговли.

- К сожалению, в настоящее время не наблюдается системного участия органов власти, работодателей в формировании структуры подготовки кадров и содержании профессионального образования. Сохраняется не соответствие спроса и предложений рабочей силы по ее профессионально-квалификационным качествам, - говорится в докладе.

Министр образования и науки Вячеслав Лабузов отметил, что бизнес уходит от подготовки специалистов, только крупные компании способны содержать собственные учебные центры, отправлять на учебу в лучшие вузы страны своих перспективных работников. Однако руководителям не стоит ждать милости от вузов, необходимо давать им четкие ориентиры для совершенствования образования.

Чтобы сокращать дефицит в профессиональных кадрах в социальной сфере, - считает член Общественной палаты Александра Георгиевна Иванова, - необходимы многосторонние соглашения: муниципального образования, организации, вуза и студента, чтобы, когда он получил диплом, его уже ждали и место работы, и квартира.

На заседании Общественной палаты обозначены множество проблем, накопившихся в структуре подготовки специалистов в высших и средне-специальных учебных заведениях, прозвучало много рекомендаций по их решению.

- Они могут быть спорными, - отметил докладчик. – Но это уже поле для дискуссии.

 

Людмила Устимова

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий