Большая тройка наращивает отрыв

7-18 августа 2011 года информационно-аналитическое агентство TelecomDaily провело в Оренбурге тест-драйв качества предоставления сервисов голосовой связи и мобильной передачи данных. Подобное тестирование силами независимых аналитиков проводилось здесь впервые; его целью было определение качественных параметров услуг связи, предоставляемых операторами, действующими в регионе. По оценке специалистов, если брать суммарные показатели по данной услуге, то лучшее качество предоставления голосовых услуг демонстрируют «Билайн», «МегаФон» и МТС.

 Чтобы обнародовать результаты тестов, представители агентства TelecomDaily поспешили собрать для журналистов пресс-конференцию, на которую также были приглашены руководители лидеров, определившихся в результате тестирования. Но представителей масс-медиа данная тема практически не заинтересовала: на встрече присутствовали репортеры лишь двух изданий, а вопросы задавал и вовсе только один журналист. Впрочем, пообщавшись с коллегами, мы, как нам кажется, определили истинную причину отсутствия интереса. Практически все наши коллеги были уверены, что данное исследование на истину в последней инстанции претендовать не может, поскольку было проведено по заказу одной из компаний, участвовавшей в тесте. Как справедливо заметил один из редакторов: «У меня и моих сотрудников телефоны всех четырех операторов мобильной связи города, мы очень много перемещаемся в пределах городской черты и на практике знаем: где, у кого и какая связь».

Понятно, что подтвердить или опровергнуть информацию об ангажированности данного исследования не представляется возможным. Да и, наверное, делать этого не стоит, поскольку по заявлениям представителей всех трех федеральных операторов (к сожалению, на пресс-конференции отсутствовали специалисты от компании «Оренбург-GSM») подобные исследования пусть и в несколько меньшем объеме они проводят самостоятельно на регулярной основе. Кроме того, сегодня вопросы продвижения услуг мобильной связи требуют консолидации усилий всех игроков, присутствующих на рынке, а это, в свою очередь, влечет к достаточно тесному взаимодействию прежде всего технических служб компаний. Понятно, что когда сотрудники обсуждают общие проблемы, то информация о тех или иных проблемах и путях их решения просачивается постоянно. То есть, и это подтвердил директор филиала МТС в Оренбургской области Алексей Семенов, «все компании прекрасно осведомлены об уровне и качестве сигналов в сетях конкурентов». 

Что касается методологии измерений, то она больших вопросов у специалистов не вызвала. Правда, не совсем понятно, по каким причинам при собственно замерах присутствовали представители только двух компаний из четырех основных (согласитесь, это добавило бы весу в копилку объективности исследования), но спишем подобный промах организаторов на недостаточную контактность и настойчивость их менеджеров. Ведь не сознательно же это было сделано?

Тестирование проводилось на автомобиле, оборудованном двумя измерительными комплексами TEMS Investigation фирмы Ericsson с четырьмя телефонами и тремя модемами: один для исследования качества услуг передачи голоса, второй – услуг передачи данных. Маршрут следования включал основные улицы города, наиболее густонаселенные районы, центр и окраины, а также дорогу в аэропорт. Тестирование проводилось в два этапа: в неподвижных условиях в разных точках города и во время движения, что позволило получить наиболее полную картину. Общая протяженность маршрута составила более 120 км, средняя скорость движения – 25 км/ч.

Для определения качества услуги голосового вызова использовались специальные телефоны, входящие в состав измерительного комплекса. Эти аппараты совершали звонки на номера автоответчиков продолжительностью 60 секунд (примерно столько длится средний разговор у абонента мобильной связи) с интервалом в 30 секунд. В данном исследовании определялся параметр SQI – Speech Quality Index – индекс качества речи. Это расчетный интегральный показатель, математически моделирующий субъективное восприятие абонентами четкости, разборчивости и естественности передачи голоса, качества приема, а также учитывает уровень помех в канале, вызывающих проблемы при разговоре – от «металлического» призвука в речи собеседника до выпадения отдельных слогов и слов.

Тестирование сервиса передачи данных осуществлялось с применением модемов HSPA+ производства Huawei (именно эти модемы продают под своими брендами МТС, «МегаФон» и «Билайн»).  Производилась загрузка файлов объемом 5 и 750 Мбайт в однопоточном и многопоточном режимах с серверов mail.ru и microsoft.com по протоколу HTTP с паузой между сессиями 15 сек.

Можно отметить, что все федеральные операторские сети уже модернизированы до того уровня, который позволяет оказывать услуги голосовой связи с хорошим качеством. Сети операторов «большой тройки» находятся примерно в равных условиях. Если брать суммарные показатели по данной услуге, то лучшее качество предоставления голосовых услуг демонстрируют «Билайн», «МегаФон» и МТС, среди которых трудно выявить явного лидера. Доступность сервиса мобильной передачи данных в Оренбурге также находится на достаточно высоком уровне, практически весь город обеспечен сплошным покрытием сети третьего поколения. 

Спрос на услугу со стороны абонентов высок, что стало возможным благодаря конкуренции и снижению цен. Всем операторским сетям необходимо дальнейшее расширение возможностей сети  в часы основной нагрузки, что требует как ввода новых базовых станций, так и продолжения процесса оптимизации сетей.

Именно об этом предпочли говорить руководители оренбургских филиалов компаний мобильной связи. Каждый поспешил доложить о перспективах развития, которые, к слову сказать, у всех компаний довольно бурные. Так, директор филиала МТС в Оренбургской области Алексей Семенов рассказал о проникновении в районы области, о подготовке более 100 площадок для установки новых базовых станций, о применении новых технологий. Александр Пыжов, директор Оренбургского филиала ОАО «ВымпелКом», подтвердил, что его компания также не собирается уступать лидирующие позиции на рынке, направляя серьезные инвестиции в развитие сети. Несмотря на высочайшую конкуренцию и достигнутый примерно равный уровень голосового сигнала, «Билайн» видит определенные перспективы в этом направлении. Ставка делается на повышение уровня фиберизации базовых станций (т. е. подключения их по оптическим каналам), что позволит на порядок поднять стабильность и качество передачи данных.

А вот заместитель директора Оренбургского регионального отделения Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Константин Котов был более лаконичен: «Результаты исследования говорят сами за себя».

Были единодушны эксперты и в вопросах тенденций развития мобильной связи в Оренбурге, особенно в новых районах города. Потребители требуют качественной связи, но при этом активно противодействуют развитию сети. При этом часто используется миф о жутком вреде базовых станций, серьезно влияющем на здоровье. Как заверили специалисты (опираясь на тесты, разрешения и сертификаты Роспотребнадзора и Россвязьнадзора) уровень излучений в районе базовых станций зачастую ниже, чем естественный волновой фон.

Один из выходов в вопросах развития сети операторы мобильной связи видят в развитии стационарных сетей передачи данных. Ставку на это уже сделали и Билайн, и МТС (думается, что и Мегафон что-то готовит в данном направлении). Как отметил Александр Пыжов, директор Оренбургского филиала ОАО «ВымпелКом», «наверное, сравнивать мобильный и стационарный интернет не совсем корректно. Первый нужен для оперативного доступа в сеть, второй – для передачи большого объема данных. Эти сегменты мало между собой пересекаются, поэтому стратегически важным мы видим развитие данных услуг одновременно». С этим мнением согласился и Алексей Семенов.

Что касается перспектив рынка, то эксперты определили следующие направления: рост скорости передачи данных (уже на телефоне можно смотреть телевизионные программы), рост количества сервисов и самостоятельно формируемого контента. Сейчас операторы большой тройки объединили усилия для подготовки частот для внедрения формата 4G, который позволит на порядок увеличить скорость. При этом естественным ограничением для развития будет увеличение потребительского спроса при сохранении затрат на удовлетворение потребностей. Выход операторы видят в росте уровня жизни населения Оренбургской области. Только тогда инвестиции в сети нового поколения оправдают себя. Пока же усилия будут направлены на совершенствование существующих сетей.

Кстати, и организаторы исследования, и представители компаний мобильной связи неоднократно в своих выступлениях оговаривались, что полученные результаты актуальны именно на тот день, когда измерения и проводились. В другой день, в других местах картина может быть совершенно иной.

Как заявили опрошенные нами эксперты, подобные исследования могут быть интересны, в первую очередь, техническим специалистам компаний мобильной связи. Это косвенно подтвердил и Илья Шатилин, представитель компании TelecomDaily, заявив, что они рассчитывают заработать, продав детали исследования любой заинтересованной компании. Потребителям же опираться на прозвучавшие цифры вряд ли стоит, поскольку при выборе того или иного оператора он исходит из большой совокупности потребительских характеристик, в числе которых максимальная пиковая скорость, например, стоит далеко не на первом месте. Тем более сегодня, отметил наш эксперт, стоимость подключения и услуг у всех операторов настолько доступна, что ничего не мешает пользователю последовательно перебрать все виды связи и тарифы для достижения наилучшего для себя результата. Определенную пользу исследование может принести с точки зрения маркетинга и использования его результатов в рекламных целях. Но в любом случае потребитель будет осуществлять свой выбор на основе личностных предпочтений (в том числе и лояльности бренду).

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий