Бизнес или искусство? А может, и то, и другое?

Наш журнал три года назад уже исследовал тему: «Может ли театр стать бизнесом?» Тогда мы с помощью привлеченных экспертов выяснили, что в Оренбургской области театр (а иже с ним и большинство остальных направлений в культуре) без поддержки извне существовать не может. Ни сами культурные учреждения, ни потребители культурного продукта не готовы к существованию в жестких условиях рынка.
С 1 января 2011 года организации социальной сферы (в том числе и культуры) имеют возможность приобрести статус автономных учреждений. Вопросы коммерциализации деятельности при этом выходят на первый план. Буквально недавно страна праздновала Всемирный день театра, и мы, естественно, решили поинтересоваться у работников этого вида искусства об их готовности самостоятельно зарабатывать деньги. Наш собеседник – директор Оренбургского областного театра кукол Александр Паин.
- Александр Генрихович, на Ваш взгляд, может и должен ли театр быть бизнесом? Насколько вообще корректна такая постановка вопроса?
- Давайте определимся: в первую очередь, театр – это особый вид искусства. Но поскольку мы выпускаем спектакли, на которые продаем билеты, т. е. продаем свой продукт, то речь о бизнесе идти может. Но не должна. Так как продажа этого особого продукта не направлена на обогащение. Более того, такая постановка вопроса некорректна в особенности, если речь идет о театре для детей, первом в жизни ребенка.
- Тогда за счет чего ваш театр может заработать деньги?
- Мы можем долго дискутировать о том, что первично - зарабатывание денег или воспитание юного зрителя. Мне кажется, самое главное, сохранить баланс.
- Хорошо, что-то заработали. Куда их можно потратить?
- В связи с тем, что наш театр – это бюджетное учреждение культуры, имеющее утвержденные государством базовые ставки (на сегодняшний день это – 4370 рублей, что ниже прожиточного минимума в Оренбурге), то заработанные внебюджетные деньги, прежде всего, идут на доплату работникам театра.
- То есть государство должно дать вам эти деньги, или все же театр должен жить по средствам?
- Государство должно быть заинтересовано в качественном продукте, выпускаемом театром, и понимать, что это качество во многом зависит от команды профессиональных творческих людей, чья деятельность должна иметь эквивалентную оплату. Качество спектакля зависит и от постановочного ресурса.

Нельзя выпустить хороший спектакль, не имея световую и звуковую аппаратуру современного уровня. Если цена билета в детский театр не превышает 100-150 рублей, а количество мест в зрительном зале – 239, то ни о каком доходе речь идти не может и этих заработанных средств, естественно, не хватает для приобретения современной аппаратуры, необходимой для создания репертуара для детей. А ведь в его основе - народная сказка, волшебная сказка с ее превращениями и чудесами, классика. Постановка спектакля на современную тему тем более требует высокого технологичного оснащения. Ведь дети уже с малых лет знакомы с компьютером, Интернетом, фильмами в 3D-формате. А мы должны вовлечь их в сказку, интересную историю так, чтобы помочь развить их эмоциональную, чувственную природу, вызвать сочувствие, воспитывать любовь к семье и Родине.
- Считаете ли Вы, что билеты на ваши спектакли стоят дешево или это реальная цена, определенная рынком?
- Билеты в театр кукол стоят дешево, от 100 до 150 рублей. И это никак не цена того труда коллектива, который вложен в создание наших спектаклей. К сожалению, на сегодняшний день они не могут быть дороже, так как мы считаем, что искусство должно быть доступно всем. Для социально незащищенных слоев населения мы вообще даем бесплатные спектакли.
К сожалению, ценовая политика слабо регулируется. Мы видим примеры, когда в город приезжают гастролеры не всегда с высоким профессиональным уровнем, и даже без звездных имен на афише, а иногда и просто со средним, если не сказать низким, уровнем, а билеты на их спектакли продаются в разы дороже.
- А какие действия Вы как главный менеджер театра  предпринимали в последние годы, чтобы улучшить его положение?
- В первую очередь были определены приоритеты в развитии театра кукол. Была поставлена задача – возвратить театру былую славу и привлечь в театр зрителя. Для этого была организована и проведена научно- практическая конференция «Театр кукол – время перемен» с привлечением научно-педагогической и творческой общественности. После анализа ситуации был взят курс на подготовку молодых актёров, так как творческий коллектив театра нуждался в омоложении.
На базе областного колледжа культуры и искусства открыли отделение «Актер театра кукол», которое в этом году даст первых выпускников. В театре не было постоянного режиссёра, поэтому был приглашён на должность главного режиссера заслуженный артист России В. А. Смирнов из Нижнего Новгорода. Он же возглавил курс по подготовке актёров театра кукол в колледже.

Одна из сторон менеджерской деятельности в театре – здоровье коллектива. Для этого мы проводим регулярную диспансеризацию, организовываем льготный отдых для работников театра и членов их семей.
Для позиционирования работы театра заключил договор с ТПП Оренбургской области, которая разработала сайт театра. И с 2007года он является одним из лучших в сфере культуры г. Оренбурга.
Заключаю я и договоры о социальном партнерстве с руководителями муниципальных образований Оренбургской области. Ежегодно по окончании сезона проводим научно – практические конференции с привлечением преподавателей школ, вузов, широкой общественности. Работаю в тесном контакте с Министерством культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области и использую все, что возможно для организации поездок коллектива на театральные фестивали и гастроли.
Перечисление всех дел займет много времени и места, поэтому пока ограничусь сказанным.
- Как Вы считаете, насколько важно, чтобы в театре работали грамотные менеджеры? Могут ли они обеспечить успех?
- Сегодня это насущная необходимость. Задача творческого работника – создать спектакль, а грамотного менеджера – сделать все, чтобы обеспечить творческий процесс всем необходимым, а затем – правильно спектакль позиционировать. Но глубоко убежден, что основа успеха – все-таки высокое профессиональное качество спектакля, на который зрителя менеджеру легче привлечь.
- Сейчас модно решать свои проблемы за счет спонсоров и меценатов. На Ваш взгляд, попечительский совет для театра – благо или свидетельство слабой работы управленцев?
- У нас нет попечительского совета. Но мы ведем работу по его созданию. В практике европейских театров – активная работа попечительских советов, в состав которых входят признанные лидеры общественного мнения, богатые и успешные люди. Для них участие в работе попечительского совета - признание их заслуг в обществе. Для театра это создание команды, которая служит идее, команды единомышленников, команды, заинтересованной и помогающей в создании художественных ценностей.
- Готовы ли Вы и возглавляемый Вами коллектив выкупить или взять в долгосрочную аренду театр?
- Как директор театра я могу сказать, что если будут гарантированы льготные условия по оплате коммунальных услуг, по налогам, по формированию государственного задания, то можно рискнуть. Но это будет решением всего коллектива.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий