Давайте действовать вместе!

По мнению наших собеседников - руководителей крупных предприятий, представителей среднего и малого бизнеса, последнее Инвестиционное послание губернатора Оренбургской области заметно отличается от предыдущих. Оно содержит больше конкретики, имеет точные адреса, формулировки и цели, которых необходимо достичь в ближайшее время. Кроме того, более ясно определены задачи региональных министерств, что сделало Послание внятным инструментом измерения эффективности власти. Пожалуй, это сделано впервые и по-взрослому.

Юрий Берг не скрывает, что «опирался на мысли и опыт наших предпринимателей». Очевидно поэтому основной объем нынешнего Послания по содержанию выражает пожелания бизнеса от власти.

От Стратегии к Стратегии

- Большинство присутствующих прекрасно помнят, что несколько лет назад мы вместе разработали Инвестиционную стратегию Оренбургской области. Это был пик экономического роста в стране и период высокой цены за баррель, - отметил глава региона. - Многие приоритеты Инвестиционной стратегии по-прежнему

своевременны. Просто появляются новые ориентиры и вызовы.

К идее редактировать предыдущую Стратегию в бизнес-сообществе относятся двояко. Одни считают, что в области недостаточно профессиональных экспертов, которые могли бы эту работу сделать реальным инструментом регионального инвестиционного развития. Заказывать в столичных структурах? У нас в бюджете есть на это средства? Да и опыт предыдущих попыток моделировать будущее порой выглядит курьезом. К примеру, в Стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года планировался среднегодовой рост ВРП с 2016 по 2020 годы в среднем по 3 – 4% в год. Ну и кому нужны такие Стратегии и прогнозы?

Мы не умеем оценивать макроэкономические тенденции даже в среднесрочной перспективе, тем более оперативно подстраивать свою промышленную политику на адекватный ответ появившимся вызовам. Мы – не китайцы, которые строят свои планы на столетие вперед и тщательно, пошагово, во что бы то ни стало идут намеченным путем. Не будем дальше перечислять эти «не», чтобы не погрязнуть в тьмутараканье споров наших великих российских мудрецов-оппонентов, выдвигающих сегодня свои версии выхода из кризиса.

В принципе, считает вторая часть наших собеседников, в старой версии Инвестиционной стратегии содержится много идей, которые актуальны, их надо реализовывать так, как требует сегодняшний день. А ежегодные Инвестиционные послания должны актуализировать повестку дня. Посылы Послания-2017 как раз подтверждают эту позицию.

Возвращаясь к старым идеям

- Заявив несколько лет назад создание газохимического кластера, нам с трудом даются конкретные шаги по реализации проекта. Поручаю экономическому блоку Правительства УТРОИТЬ (здесь и в дальнейшем мы используем оригинальное написание ключевых понятий докладчика - ред.)  усилия в этом направлении. Тем более что в рамках предстоящего в июне Питерского экономического форума состоится моя встреча с главой Газпрома Александром Борисовичем Миллером, где будет обсуждаться этот вопрос, - заявил губернатор в своем Послании.

А вот еще один тезис, взятый из той же Стратегии до 2020-го и на период до 2030 года, о переходе «от научной работы к внедренческой и производственной деятельности в сфере биотехнологий».

- Оренбуржье имеет все, чтобы стать лидером в агробиотехнологиях не только в России, но и на евразийском пространстве. Для этого на базе Оренбургского Государственного Аграрного Университета должны быть организованы полигоны для разработки и проведения испытаний, демонстрации новой техники, продукции, а так же создана инновационная фабрика. Возглавить проектный офис поручено Корпорации развития области, - заявил Юрий Берг.

По большому счету, почему губернатор не требует с профильных министерств своего правительства реализации положений существующей Стратегии-2020/2030? Пыль с документа надо бы стряхнуть, и оценивать эффективность министерств, профессионализм министров с точки зрения исполнения стратегических целей, а не роли статистов. Занятый «ручным управлением», губернатор явно запаздывает в понимании ложности принципа «Ёжик – гордая птица. Не пинешь – не полетит». Это неприемлемо для командного стиля, в котором каждый обязан проявлять инициативу и исполнять намеченные планы, закрепленные в нормативных документах.

Вот очередной «пинок» ведомству, и явно – не первая попытка.

- Еще одна ключевая тема в АПК – сельхозкооперация. Сегодня большая часть аграрной продукции производится на личных подворьях, которые, разумеется, не имеют налаженных каналов сбыта. Необходимо создавать кооперативы на селе. А параллельно – эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров, - говорится в Инвестпослании-2017. - Мы не первый раз об этом говорим. Чтобы больше не сотрясать воздух, прошу Минсельхоз представить четкую и конкретную «дорожную карту» по

развитию сельхозкооперации в регионе.

Власть – бизнесу

Многие тезисы Инвестпослания  активно обсуждаются в бизнес-среде. В рамках празднования Дня предпринимательства в области прошли круглые столы, обучающие семинары, презентации новых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне. Однако стоит остановиться на региональных инициативах.

- Нормативными актами определено, что резидентами Территорий опережающего социально-экономического развития могут быть только юридические лица. Но это не мешает региональной власти создавать дополнительные импульсы развития, - уверен губернатор. - Поручаю областному Минфину совместно с Минэком за месяц проработать вопрос снижения стоимости патента для индивидуальных предпринимателей, находящихся в границах ТОСЭР, – на 50 процентов.

Напомним, первым ТОСЭРом в области стал Новотроицк. Для моногорода, как считает власть, это шанс избавиться от зависимости от градообразующего предприятия и взращивать новую экономику. Статус резидента могут получить предприниматели, реализующие инвестпроекты стоимостью не менее 5 млн. рублей. Им обещают снижение налога на прибыль, освобождение от уплаты налогов на имущество, на землю, а также снижение страховых взносов в 4 раза. Губернатору важно, чтобы проект заработал. Найдутся ли предприниматели, готовые начать дело в обещанном рае?

Нетрудно сделать простейшие расчеты. Если ИП обязан в ТОСЭР открыть не менее 20 рабочих мест, то при средней зарплате 25 тыс. руб./месяц его годовой фонд оплаты труда составит 6 млн. руб. Это без налогов, даже льготных! На мой взгляд, с 5 миллионами ничего серьезного, кроме конторы «Рога и копыта» сегодня сотворить сложновато. А губернатор требует космических технологий, а не «отверточного» производства. Так что законодательного поля для бизнес-«малышей» в ТОСЭРе не предусмотрено изначально. Условия вхождения рассчитаны для серьезного капитала, а не для самозанятости моногорожан. Так о каких ИП говорит губернатор? Может, это путаница понятий?

Когда читаешь некоторые законы, задумываешься о том, а знают ли эти «писатели», как функционирует бизнес?

Помнится, когда в регионе принимали закон о налоговых каникулах для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, некоторые считали, что бизнесмены кинуться перерегистрироваться, чтобы воспользоваться нулевой налоговой ставкой на целых два года. Однако, по сведениям губернатора, в 2016 году налоговыми каникулами воспользовались всего 16 индивидуальных предпринимателей.

- Необходимо понять, почему так мало, и устранить недоработки, - делает вывод губернатор. - Министерству экономического развития, областному Управлению

Федеральной налоговой службы нужно оперативно выработать план по совместной с главами работе в этом направлении.

Мы тоже пытались выяснить причины парадоксального, на первый взгляд, игнорирования региональных каникул. Бизнесмены считают, что власть чрезвычайно сузила отраслевой состав претендентов на льготу – это во-первых. Во-вторых, уже устоявшийся бизнес не стал разменивать наработанную репутацию на статус только что созданного субъекта предпринимательства. И, в-третьих: в области чрезвычайно бедна человеческая база для развития предпринимательства. В нынешних экономических условиях начать бизнес – поступок чрезвычайно рисковый. Дешевых ресурсов нет, перспективы – туманны.

Не понятно, как будет реализована одна из наших стратегических целей - обеспечение к 2030 году доли малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте не менее 30%.

Власть хочет учить людей бизнесу и повышать финансовую грамотность. При этом создается еще одна структура - Центр поддержки предпринимательства. У некоторых представителей бизнес-сообщество возникает подозрение, что власть лишь заинтересована в создании новых структур и «осваивании» денежных средств, параллельно снимая ответственность за эту же работу с региональных минэкономразвития. Ведь обучение, консультирование можно проводить и в рамках областной целевой программы поддержки МСП. Но – нет, плодим новых чиновников, которые не отвечают за материальный, финансовый результат.

То же по большому счету можно сказать и по поводу Регионального экспортного центра, который по поручению губернатора создается на базе Корпорации развития области. Если вы помните, несколько лет назад НП «Оренбургское региональное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса» при поддержке федералов делало две попытки создать структуры для продвижения нашего бизнеса на внешние рынки. Обе оказались неудачными. Мы же, со своей стороны, еще при предыдущем губернаторе предлагали вырвать внешнеэкономическую деятельность в отдельное министерство и нагрузить его функциями, компетенциями и финансами для получения совершенно конкретных результатов оренбургского бизнеса на внешних рынках. Для приграничного региона, «сердца Евразии» - это логичный и приоритетный шаг. В принципе, это и сегодня актуально. И так во всем: нужно все структуры регионального правительства ориентировать на результат, а не статистику.

Да, Региональные экспортные центры будут иметь некие финансовые инструменты поддержки. Но, скорее всего, средства будут аккумулироваться в федеральном центре. Именно туда уже сейчас нацеливаются некоторые оренбургские бизнесмены, заточенные на экспорт.

Понятно, против федеральной воли не пойдешь, но и собственную инициативу стоит развивать.

Проектный принцип

Стоит отметить, что Послание губернатора было адресовано как к бизнесу, так и всем ветвям власти. Это призыв работать ВМЕСТЕ. У нас еще будет немало поводов обращаться к тем или иным посылам, чтобы проследить реализацию заложенных идей. Говорил губернатор и о приоритетном развитии «зеленых» технологий, строительстве солнечных электростанций. Кстати, наша газета уже более полутора лет продвигает идею зарегистрировать новый, инновационный бренд Оренбургской области как столицы солнечной энергетики России. Кажется, Юрий Берг нас услышал?

- Наша стратегическая задача – к 2020 году суммарная мощность всех солнечных электростанций на территории Оренбуржья должна превысить 200 мегаватт, что, в свою очередь, зафиксирует за Оренбуржьем статус российского лидера в «зеленой» энергетике, - сказал губернатор в своем докладе.

Еще мы отметили в Послании один блок и пытались узнать мнения оренбургских бизнесменов о сказанном практически в конце доклада. Однако ответов не услышали. Мы сейчас эту цитату повторим, чтобы вернуться к комментариям в следующих выпусках газеты.

- Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто не может быть успешным. Поэтому мной принято решение о создании проектного офиса в структуре Правительства области. Это и будет системное и детальное планирование, ориентированное на достижение конкретного осязаемого результата. Прошу глав администраций городских округов и муниципальных районов организовать проектную деятельность в местных органах власти, - это еще одно поручение губернатора Оренбургской области. Проектный офис. Что имел в виду Юрий Берг?

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий