ФАС предупредит и предостережёт

Владимир Окшин: «С 2013 года Оренбургское УФАС России стало активно заниматься разработкой плана мероприятий по развитию конкуренции в регионе с привлечением к этому внимания правительства области, регулярно информируя его о рынках, где фиксируются нарушения».

Федеральная антимонопольная служба становится доминирующим инструментом, регулирующим отношения «власть – бизнес», «бизнес – бизнес».  Более того, с января 2016 года она вводит механизм внутренней апелляции. Что это значит? А то, что несогласия с решением региональных антимонопольных управлений можно будет обжаловать в Центральном аппарате ФАС. С одной стороны, это разгрузит арбитражные суды. С другой стороны, сформирует единообразное применение судебной практики антимонопольными ведомствами. Но с третьей стороны уже возникают опасения, которое предпринимательское сообщество с опаской называет «монопольным правом антимонопольного ведомства». Оправдаются ли эти сомнения, покажет практика.

«Четвертый антимонопольный пакет»

В Закон о защите конкуренции вновь внесены поправки, которые вступают в силу с января 2016 года. Теперь хозяйствующий субъект с долей рынка ниже 35% не будет признаваться монополистом, занимающим доминирующее положение. Более того, исключается из практики сам Реестр доминирующих субъектов.

Существенно изменяется процедура возбуждения дел по антимонопольному законодательству. У антимонопольной службы возрастает нагрузка, ведь теперь она должна внимательно изучать каждый факт нарушения конкуренции, готовить, что называется, доказательную базу. А затем объявлять предупреждение или предостережение устранить те или иные замечание в определенный срок. Перед вынесением своего решения антимонопольный орган должен подготовить заключение об обстоятельствах дела и дать возможность участникам дела выдвинуть свои пояснения, доказательства.

«Четвертый пакет» заметно ужесточает административную ответственность должностных лиц органов власти и местного самоуправления. После повторного нарушения антимонопольного законодательства к должностному лицу будет применена дисквалификация до 3 лет. В отношении юридических лиц штрафы возрастают до 1 млн. рублей.

«Региональный протекционизм»

На основе доклада Федеральной антимонопольной службы о проявлениях регионального протекционизма в субъектах РФ Правительство России утвердила план мероприятия по стабилизации ситуации и развития конкуренции на алкогольном рынке. Согласитесь, это весьма специфический рынок. Правительство собирается его развивать и одновременно декларирует необходимость потребления населением алкогольных напитков.

Под протекционизмом подразумевается действие органов власти региона или МО, а также хозяйствующих субъектов, объединений, союзов, ассоциаций, которые создают преимущества для продвижения на рынок того или иного производителя и устанавливают барьеры другим. В отношении алкогольной продукции протекционизм может выражаться в виде «добровольной» сертификации или маркировки (к примеру, в виде медведя), указания на увеличение объемов продаж товаров местного производителя в торговых сетях. Все эти проявления протекционизма будут пресекаться антимонопольными органами. Механизм – в «Четвертом антимонопольном пакете».

По логике законодателей, региональная политика защиты, поддержки местного товаропроизводителя может стать угрозой единому экономическому пространству, свободе перемещения товаров, свободе экономической деятельности в государстве.

Стандарт развития конкуренции

2015 год стал точкой отсчета, с которой все губернаторы оцениваются еще по одному критерию – содействие развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции. Ничего страшного за столь непривычной формулировкой не стоит. Все же привыкли к понятию «приоритетный инвестиционный проект» и знают о налоговых и неналоговых льготах, которым сопровождается его реализация. Поэтому в Оренбурге довольно оперативно определились с уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции, им назначено региональное Минэкономразвития. Полномочия Коллегиального органа возложены на общественный совет при губернаторе по улучшению инвестиционного климата. Создана и Рабочая группа по содействию развития конкуренции в Оренбургской области.

Федеральный Стандарт предусмотрел ряд обязательных, которые необходимо развивать – это рынок услуг дошкольного образования, медицинских услуг, ЖКХ, розничной торговли, связи. Оренбургский УФАС рекомендовал включить в перечень приоритетных рынков перевозки пассажиров автомобильным транспортом, рынок хранения зерна.

На заседании Общественно-консультационного совета при Оренбургском управлении ФАС состоялось обсуждение рекомендованных Стандартов и местных инициатив. Представители региональной власти отметили, что часть рекомендованных Стандартов должны быть отнесены на муниципальный уровень, потому что, к примеру, негосударственное дошкольное образование относится к компетенции МО. Но дело даже не в этом. Надо установить критерий эффективности внедрения стандарта. В областном центре можно увеличить на 3-4% вовлечение детей в негосударственный обучающе-развивающий процесс. А как быть с сельскими территориями? Выделять гранты, субсидии, чтобы там этот бизнес развивался? Кто это должен сделать – регион, МО? Где на это найти финансирование, если и так дефицит бюджетов. Или еще другой пример. Не все частные стоматологические клиники и медицинские центры готовы принимать клиентов с медицинскими полисами, кто-то хочет остаться элитным.

Вопросов больше, чем ответов. Но так как закон принят, его надо выполнять. Понятно, нынешний год оказался не очень удобным для этого, прошли выборы, сменились многие главы МО. Но уже сейчас инициативу проявляют Оренбург, Орск, Александровский, Тюльганский районы.

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий