Коммунальный бунт! Бессмысленный и беспощадный!

Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов завершил формирование тарифов и цен на природный газ, тепло- и электрическую энергию, пассажирский транспорт и жилищно-коммунальные услуги. Новые тарифы действуют с 1 января 2009 года. Квитки с посленовогодними ценами могут повергнуть в шок все категории населения. Оплата коммунальных услуг уже съедает около половины доходов многих россиян.

Широкому кругу людей абсолютно не известна та математическая модель, согласно которой растут тарифы. Общие принципы понятны, а вот почему рост составляет именно 24,3%, а не, к примеру, 18,7? Ответить на эти вопросы затрудняются даже серьезные специалисты из курирующих рост тарифов ведомств. С одной стороны, желание естественных монополистов в условиях кризиса воспользоваться предельным ростом тарифов понятно. Это бизнес, нужно с регулятора запросить по максимуму. Думается, что расчеты для этого приведены самые верные. С другой стороны, абсолютно непонятна позиция этого регулятора, практически каждый год утверждающего тарифы по максимуму. Объяснить такой подход можно лишь в одном случае – приведя математическую модель с цифрами. Все остальное будет вызывать вопросы.

Мы попробуем провести свои расчеты на основании тех цифр, которые не так тщательно скрываются властью и доступны для общей оценки ситуации.

Ситуация с тарифами выглядит следующим образом.

Газ

Поначалу цены повышаются в связи с планами социально-экономического развития страны. Рост предполагался в 125%. Но возможно ли, чтобы на селе платили за газ на 25% больше? С учетом антикризисных мер было принято решение  повышать цены на газ в течение года постепенно, т.е. дифференцированно по кварталам (в среднем от 5 до 7%). По словам Владимира Горькова, Директора департамента по ценам и регулированию тарифов Правительства Оренбургской области, в связи с корректировкой население сможет сэкономить на газе около 140 рублей за месяц. За счет корректировки цен средний платеж населения за газ уменьшится с 2255,17 до 2155,65 руб./тыс. м3. Среднегодовая оптовая цена в нынешнем году  вырастет на 116,76% с 1498 до 1749 руб./тыс. м3.

Теплоснабжение

Газ является основным видам топлива на оренбургских электростанциях и котельных. С учетом изменившихся цен на газ в 2009 г. (в I квартале текущего года рост цен уменьшен со 125 до 107 %) был пересчитан тариф на тепловую энергию: с 777,62 руб./Гкал. до 770,17 руб. /Гкал. Экономия на каждую Гкал. составила около 7 рублей. В Оренбурге тарифы на тепловую энергию для населения вырастут на 24,9%. У каждого муниципалитета эта цифра своя в зависимости от теплоснабжающей организации (поставщика тепла). В областном центре это «Оренбургская теплогенерирующая компания».

Электроэнергия

Тарифы на электроэнергию для потребителей области утверждены приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 31.10.2008 г. Рост электроэнергии по всем видам потребителей составит 25%. В городе 1 кВт. ч будет стоить 1 руб.54 коп., на селе - 1 руб.08 коп.

Тарифы на ЖКХ

Если говорить в целом о всех коммунальных платежах жителей Оренбурга, то квартплата по-прежнему будет зависеть от занимаемых человеком квадратных метров. Оплата однокомнатной квартиры вырастет на 24,2%, трехкомнатной - от 21,9% (при наличии газовой колонки) до 24% - без нее. Выгоднее всего, точнее дешевле, станет жить в частном доме - коммуналка подорожает только на 10,7%. Так что хоть кто-то сможет сэкономить! Что касается жилищных услуг (текущий ремонт, капремонт, вывоз мусора, лифт, благоустройство), то они подорожают на 19%.

Тариф на горячую воду скорректирован до 48,0 руб./м3, на холодную воду - до 11,04 руб./ м3, на водоотведение - до 7,34 руб./м3. Снижение тарифов на холодное водоснабжение произведено за счет снижения инвестиционной программы ОАО «Оренбургводоканал» на 78 млн руб. (со 159,2 до 81,2 млн руб.). В результате плата за холодное водоснабжение вырастет в 2009 году на 25,2%, горячее - на 24,96%, водоотведение - на 25,2%.

Предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод в среднем по муниципальным образованиям области на 2009 год:

Предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год:

Обратите внимание, это утвержденные законом ПРЕДЕЛЬНЫЕ индексы. Как вы думаете, было ли хоть одно повышение существенно ниже максимума? Ответ очевиден – НЕТ.

В целом платежи населения за коммунальные услуги в Оренбурге вырастут на 6,9-22,5%.

За счет корректировки тарифов население города в зависимости от видов благоустройства жилья сэкономит от 30 до 219,5 рублей в месяц. Лишь по одной услуге департамент области по ценам и регулированию тарифов не произвел корректировки - электроэнергии. Скорректированный тариф на электроэнергию равен тарифу с учетом утвержденных индексов максимально возможного роста в 25%. Почему это до сих пор не сделано, Владимир Горьков толком объяснить не смог, но пообещал, что «Оренбургэнергосбыту» не избежать этой участи в течение года. Тем более, если во втором квартале 2009 года общая ситуация в связи с кризисом не улучшится и напрямую коснется граждан Оренбурга. Не исключено в будущем замораживание или даже снижение тарифов за коммунальные и жилищные услуги в зависимости от текущих дел в области. Но маловероятно!

На значительный рост оплаты коммунальных и жилищных услуг, по мнению Владимира Горькова, директора Департамента по ценам и регулированию тарифов, значительное влияние оказали общеинфляционные процессы. Правда, не очень понятно, какую инфляцию имел ввиду господин Горьков. Если в Зимбабве, то она там значительно выше. А если в России, то, по полуофициальным данным, она за 2008 год сформировалась на уровне 15-16% годовых. А по отчетам госстатистики – и того меньше. Причем в разгоне инфляции во многом виноваты именно тарифы на ЖКХ и электро- и теплоэнергию. Получается, что государству (а Владимир Горьков – это государственный чиновник) для «запудривания» мозгов людям выгодно иметь разную инфляцию: когда надо говорить о победе над ценами – у нас 11-12% годовых, когда о росте тарифов для особо приближенных – то она и 40% может составить?

Или виновата во всем цена на нефть? Так и она упала за год в три раза. На эти данные также не опереться. Остается газовая составляющая (по крайней мере, для энергетиков). Но и тут цифры против департамента. Причем в первую очередь цифры, которые распространяет само главное регулирующее ведомство региона. Смотрите, в качестве глобальной победы над ростом тарифов нам преподносят корректировку цен в связи с принятым решением о поэтапном росте цены на газ. В результате вместо 25 процентов цена на газ вырастет лишь на 5-7 (возьмем по максимуму 7). Как только стало известно об этом, региональный регулирующий орган пересчитал энерготарифы. И получилось, что цена упала всего на 0,9%. Т.е. чтобы было понятно всем – изменение цены на газ на 18% (25-7) дало изменение цены на теплоэнергию на 0,9%. Любой школьник сможет рассчитать, что для того, чтобы теплоэнергия выросла на 24%, необходимо чтобы стоимость газа возросла почти на 500 процентов!!! Проверим? По данным «Межрегионгаза», ведущим электронные торги по газу на свободном рынке, в начале прошлого года цена на газ для оренбургских потребителей составляла 2122 руб. за 1000 куб. м. (это рыночная цена). В середине года она чуть возросла – до 2206 руб. А в конце года опустилась до уровня 2003 рублей. Прогнозы экспертов свидетельствуют, что падение цен в связи со снижением потребления будет продолжаться. Т.е. за 2008 год рыночная цена на газ в России не только не выросла в 6 раз, но и упала! Понятно, что есть рост и на остальные составляющие бизнеса, но ведь они учтены в рамках инфляции. Таким образом получается, что нет ни одного оправдания для озвученных чиновником цифр. Нас что, держат за полных тупиц?

Еще одна причина увеличения тарифов - инвестпрограммы. То есть средства, необходимые для модернизации, обновления, реконструкции или восстановления объектов отрасли, к примеру, станций или сетей, сидят в самом тарифе. Инвестпрограммы разрабатывает само предприятие, далее согласовывает муниципалитет, субъект федерации и окончательно Федеральная служба тарифов в Москве, специалисты которой решают, надуманное это желание тех же энергетиков увеличить цены или обоснованное. Может ли желание провести модернизацию своего оборудования за счет потребителя служить оправданием? На наш взгляд, да. Только в этом случае представители Департамента по регулированию тарифов должны четко сказать: в прошлом году инвестиционная составляющая в тарифе была такая-то (пусть 5-7%, хотя эксперты говорят, что это много). В этом, кризисном и чрезвычайно сложном, мы решили, что ее можно увеличить еще в 2-3 раза (25 % роста тарифов минус условных 15% инфляции=10%. а еще 5-7 было изначально заложено в цене). Эти деньги потребителей пойдут на ремонт, реконструкцию и строительство новых объектов, которые останутся в собственности энергетиков. Мы решили, что потребитель у нас для этого достаточно богат и потянет новые тарифы. Или – через три года такого бешеного роста инвестиций вся энергетика полностью обновится и тарифы начнут падать. Это было бы честно и понятно. А так…

Рыночный подход к формированию тарифа на электроэнергию заключается в следующем: в тарифе должны компенсироваться все затраты энергетиков, которые необходимы для воспроизводства этой отрасли. Т.е. в тариф закладываются рост цен на оборудования, увеличение сроков поставки и строительства, средства на проведение капитальных ремонтов, подготовка оборудования к зиме, оплата топлива, зарплата сотрудников с учетом роста инфляции и др. Получается, потребители пока и содержат ту или иную отрасль, в частности, и управленческий аппарат. Антимонопольное законодательство же остается пока в стороне от развития взаимоотношений между потребителями и компаниями. А монополии продолжают повышать цены на тарифы, чему потворствует и государство. В частности, постановлением Правительства РФ № 333, предполагающее плавное повышение тарифов на естественные монополии до мирового уровня.

В рамках увеличения тарифов вырисовывается проблема сбережения энергии, газа, тепла и воды. К примеру, около 40% электроэнергии по стране тратится населением и предприятиями неэффективно. Простые граждане вкладывают колоссальные суммы в поддержание отрасли, тогда почему непосредственные собственники и учредители компаний не задумываются об экономии, как это давно делается на пресловутом Западе? Рассказывают, что в Венгрии люди, прежде чем включить кофейник, задумываются, в какое время это выгоднее сделать для экономии средств. А на нашей родине все делается и тратится с размахом! В Оренбуржье, да и в России в целом, на эти вещи не обращают особого внимания. Владимир Горьков связывает это с низкой ценой на электроэнергию по сравнению с мировым уровнем. Другой вопрос в заработной плате населения - мировому уровню она не соответствует. Получается, государство пытается дотянуть стоимость коммунальных услуг до мирового уровня, но зарплату населению при этом оставить на уровне российском. Оксюморон чистой воды! Действующее законодательство не увязывает вопросы формирования тарифов и доходы населения. Учет дохода населения продолжает быть открытым вопросом и не отрабатывается должным образом. Вот власти и гадают по несколько раз, осилит ли народ потяжелевшую ношу в виде коммунальных платежей. Принять решение сложно - слишком большой разрыв между бедными и богатыми. Рыночная российская экономика не создала тепличных условий для выращивания среднего класса.

Если люди не способны оплачивать коммунальные тарифы самостоятельно, то правительство области должно дотировать им недостающие суммы из бюджета. Доля коммунальных платежей в оренбургской семье не должна превышать 18%. В противном случае человек имеет право на получение субсидии из бюджета. На сегодня в Оренбурге сложилась такая ситуация, что за дополнительными субсидиями очередь не стоит. Директор департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов предполагает, что это происходит из-за неосведомленности населения, сложности процедуры получения дотации и отсутствия необходимости в подобной поддержке.

Выход для оренбуржцев в сложившейся ситуации с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги мы видим один - повсеместная установка счетчиков на электроэнергию, газ, воду и др. и элементарная замена обычных лампочек на энергосберегающие. По крайней мере, оплачивая квиток, вы будете знать, сколько и чего потратили, и какие меры экономии надо предпринять в будущем. Каждый пусть платит столько, сколько израсходовал!

Мы попросили некоторых предпринимателей Оренбуржья прокомментировать ситуацию с увеличением тарифов на газ, тепло, энергию и воду. Их ответы неутешительны…

Павел Церемпилов, директор-распорядитель Оренбургского государственного драматического театра им. М.Горького:
 
- В театре сейчас сложилась тяжелая ситуация. Правительство урезало финансирование на 8 млн рублей. В частности, выделено мало средств на сами постановки спектаклей и оплату актеров. Скоро мы переходим на новую отраслевую систему оплаты труда. И нам придется платить артистам из собственного кармана. Придется стараться работать так, чтобы наши артисты по-прежнему получали высокие зарплаты от 8000 до 25000 рублей.
Что касается новых постановок - в рамках сложившейся ситуации придется восстанавливать старые спектакли. Драмтеатр переходит в режим существенной экономии. На новые спектакли денег из бюджета нет. Надо будет заниматься поиском меценатов.

В целях экономии средств театр будет потреблять меньше энергии и воды, так как тарифы на эти услуги существенно поднялись для нас. Единственная коммунальная услуга, на которой драмтеатр не может сэкономить – это теплоснабжение. В зале во время представления зрителю должно быть тепло и комфортно.
Но я могу точно уверить всех жителей города, что данная экономия никак не отразится на творчестве наших актеров. Цены на билеты мы также не планируем повышать в связи с урезанием финансирования. Они останутся на прежнем уровне: от 50 руб. до 300 руб. (премьера).

Анатолий Седых, директор ЗАО «Термокабель Электропечь»:

- В условиях экономической нестабильности повышение оплаты тарифов на естественные монополии делает продукт местного производства менее конкурентоспособным на рынке. Власти постоянно трубят о поддержке малого и среднего бизнеса, на деле же – помощи никакой. Банки сейчас предлагают сотрудничество на сумасшедших процентах, и взять кредит на выгодных для предпринимателя условиях очень сложно. Сейчас, к примеру, мне предстоит участие в тендере. И я заранее знаю – мне  не выиграть, так как у меня нет гарантии, смогу ли я заплатить банку 4 млн рублей.

Кризис заставляет наше предприятие сдавать позиции. А в это время конкуренты из Западной Европы и Китая не дремлют. И в такой критический для бизнес-сообщества момент государство делает посленовогодний подарок в виде серьезного повышения тарифов. Даже если мы не заплатим за естественные монополи при наличии уважительных причин, нас все равно «отключат» от цивилизации. Сейчас бывают такие случаи, когда оборудование элементарно простаивает определенное время, но платить за услуги приходится в связи с трудностями переоформления целого вороха документов.

Александр Медведев, генеральный директор ОАО «Завод бурового оборудования»:

- Увеличение тарифов на естественные монополии убийственно для предприятия, которое простаивает, и где не выплачивают зарплату сотрудникам! Еле-еле мы держимся на плаву, а тут еще катастрофический скачок цен на газ и тепло. Я встречался с губернатором и предлагал заморозить 333-ое постановление правительства хотя бы на два года в связи с тяжелыми финансово-экономическими последствиями кризиса. Алексей Чернышев сказал, что сделать это очень сложно, практически невозможно. Так как это решение «больших правителей». Такой же ответ я получил у газовиков. Пусть все предприятия «умрут», но будут обязаны заплатить за газ и тепло по нереальным ценам.

На месяц вперед мы должны заказать объем газа, который необходим для деятельности предприятия. Важно заказать газ таким образом, чтобы не было недобора, но главное не допустить перебора. В прошлом месяце нашему заводу выставили счет в 75 000 рублей на недобор газа. Жить страшно! Но я повторюсь, не дай Бог предприятию оказаться в ситуации с перебором газа – коэффициенты нереальны. Поэтому нам приходится экономить на отоплении завода. По крайней мере, в ситуации с недобором мы доплачиваем суммы за непотребленный объем газа без транспортировки «голубого топлива», составляющей 10-12% от общей стоимости.

Экономия на газе и тепле, в первую очередь, сказывается на трудовом коллективе и его производительности труда. Приходится морозить народ – температура в цеху достигает 10-12 градусов выше нуля. Но надо же как-то выживать! Еще одна проблема в том, что никто не может предположить, сколько именно газа понадобится для работы предприятия именно в этот месяц, особенно сейчас - в непредсказуемый кризисный период. Еще и погода продолжает преподносить сюрпризы. Но никто не понимает этого и не хочет понять!
Комментарии orinfo.ru (1)

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

  1. avatar
    Кап. ремонт

    Согласно части 2 ст. 154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
    На каком основании УК взимает плату за кап. Ремонт дважды: в составе статьи квитанции "Содержание имущества" и в составе статьи квитанции "Капитальный ремонт"?