Больничный лист будет рассчитываться по-новому

На вопросы, что изменится при оплате больничных листов в связи с изменением законодательства по социальному страхованию, отвечает управляющий Государственным учреждением — Оренбургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Ольга Николаевна Хромушина.

- Какие изменения законодательства по государственному социальному страхованию ждут работающих оренбуржцев в 2004 году?

 — Начну с того, что в декабре прошлого года был опубликован Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год». Статьей 8 Закона изменен порядок расчета среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Старый порядок расчета, действующий с ноября 1984 года, вызывал много вопросов и уже не отвечал современным экономическим условиям и в некоторых ситуациях ставил работников в невыгодное положение.

Гарантии социального обеспечения в случае болезни работников предусмотрены ст. 39 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что социальные пособия устанавливаются законом. Но, к сожалению, Российский закон о пособиях по государственному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на сегодняшний день не принят, и поэтому порядок реализации права работника на этот вид обеспечения по обязательному социальному страхованию регулируется союзным законодательством. А так как союзное законодательство во многом на сегодняшний день противоречит новому Трудовому кодексу Российской Федерации (который уже более приближен к новым условиям жизни), законодатель через закон о бюджете Фонда приближает расчет среднего заработка для исчисления пособий к нормам Трудового кодекса.

А теперь поподробнее о статье 8 Закона. Она устанавливает, что в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа.

Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает общий порядок исчисления средней заработной платы. И в развитие положений статьи 139 ТК РФ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 11 апреля 2003 года об утверждении Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Этот документ хорошо знаком бухгалтерским работникам, поэтому для них как бы нововведений в порядке расчета нет, что является положительным моментом. Кроме того, это выгодно и работникам, так как средняя заработная плата за год в большинстве случаев выше, чем средняя заработная плата, исчисленная за два предыдущих месяца, как это было по старому законодательству. Ведь работник мог и не иметь заработной платы в двух предыдущих месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, и тогда пособие исчислялось из минимальной заработной платы, что ухудшало материальное положение работника.

Хочу обратить внимание читателей на то, что в последнее время в СМИ идет информация об изменении процентных ставок по выплате пособий по временной нетрудоспособности, и что максимальный размер пособия будет составлять 85 процентов от среднего заработка. На сегодняшний день такие изменения в законодательство не внесены. И по-прежнему, при стаже работы свыше 8 лет, размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 100 процентов среднего заработка. При стаже работы до 5 лет пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 60 процентов заработка. От 5 до 8 лет — в размере 80 процентов.

Пособие же по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается в размере 100 процентов.

 —Существуют ли на сегодня какие-либо ограничения максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам?

 — Да есть. Но это ограничение введено еще в 2002 году и составляет 11 700 рублей за полный календарный месяц плюс уральский коэффициент. Еще хочу сказать, что в соответствии со ст. 8 Закона заметное ограничение коснется тех, кто часто менял место работы или только начал трудиться. Если такой работник проработал фактически менее трех месяцев и заболел, то пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам будет выплачиваться в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц. Размер минимальной заработной платы на сегодняшний день составляет 600 рублей, с учетом уральского коэффициента — 690 рублей.

 — Где можно найти какие-либо разъяснения по названным вами изменениям?

 — Да, есть. 20 января в «Российской газете» опубликовано разъяснение Минтруда об исчислении среднего заработка при расчете пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам в 2004 году, которое уточняет некоторые моменты исчисления среднего заработка. В частности, рассматривается и такой очень актуальный для нынешнего времени вопрос. Например, если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, то при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров, тогда пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам будут выплачиваться из фактической заработной платы по основному месту работы, а не из минималки.

 — Ранее страховые выплаты пострадавшим на производстве индексировались в зависимости от изменения минимального размера оплаты труда. Чем можно объяснить, что в 2003 году страховые выплаты пострадавшим на производстве не индексировались, хотя минимальная заработная плата с 1 октября 2003 года была увеличена? Останется ли эта норма и в 2004 году, и кто принимает решение — быть индексации страховых выплат или не быть?

 — Коэффициент индексации, ее периодичность определяется Правительством Российской Федерации. Почему не индексировались страховые выплаты в 2003 году? Дело в том, что 29 ноября 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данным законом ранее существовавшая норма, предусматривающая увеличение страховых выплат пропорционально росту минимальной заработной платы, была исключена. Размер ежемесячной страховой выплаты, согласно этому закону, подлежит индексации с учетом уровня инфляции и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

Как вы понимаете, бюджет Фонда социального страхования определяет Правительство РФ. В 2003 году средств на индексацию страховых выплат Правительство России в бюджет Фонда социального страхования не закладывало.

Могу сказать, что в бюджете Фонда социального страхования на 2004 год средства на индексацию в соответствии с уровнем инфляции (10,4 процента) предусмотрены. И нужно набраться терпения, когда выйдет соответствующее Постановление Правительства России об индексации страховых выплат. Фонд социального страхования РФ не вправе самостоятельно решать эти вопросы. Одним словом, все зависит от Правительства России.

Темы: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий