На днях в одном из кафе на проспекте Победы областного центра случился небывалый для этого заведения наплыв посетителей. Во мгновение ока пустующий зал наполнился почти под завязку, приняв сразу с полсотни человек – исключительно преклонного возраста. Заказывать коронные здешние блинчики никто из вошедших не собирался. Но работники кафе, узнав в чем дело, не осмелились указать старикам на дверь...

Так в Оренбурге впервые встретились пайщики известного на всю Россию кооператива «Семейный капитал», решившие объединиться в борьбе против... кооператива «Семейный капитал».

Деньги от одиночества

С 76-летней жительницей Оренбурга Валентиной Константиновной Пранскевечене мы идем по направлению к кафе. Это она стала инициатором сбора, заранее обзвонив знакомых «коллег по несчастью». Пытаюсь поддержать бабушку на скользком тротуаре, она возражает:

- Не надо, сама справлюсь, у меня разряд по лыжам, и плаванию, и волейболу!

Валентина Константиновна – одна из тех многих, кто вложил свои кровные в копилку «Семейного капитала». А теперь оставшихся не у дел, поскольку недавно вдруг и реклама прекратилась, и оренбургский офис стяжателей народных денег закрылся.

История Пранскевечене схожа с другими. Проработала десятки лет в различных организациях областного центра, заслужила скромную пенсию, с которой и откладывала «на всякий случай». Пару лет назад откликнулась на рекламу кооператива, пришла в офис на улице Пролетарской, заключила договоры – о внесении паевого взноса и участии в хозяйственной деятельности НПО «Семейный капитал».

- Я еще мелкий вкладчик, - утешает себя баба Валя, - всего 50 тысяч рублей на взнос потратила и 10 тысяч на хоздеятельность. А заманили теплым обращением и общением. Мне его, общения, так не хватало после смерти мужа...

- Да, обходительные очень ребята были, - подтверждает 82-летняя Надежда Ивановна Павлова, - то отдых на природе устраивали, то концерты всякие. Только успевай деньги вносить!

Старики несли десятки и сотни тысяч – все накопления свои за долгие годы, приготовленные «гробовые» даже.

- А чего не нести, если кооператив в открытую работает! - говорит инвалид первой группы Иван Алексеевич Десятов. - После всего пережитого, конечно, понимали, что не просто так дивиденды высокие обещаны, но риска особого не представляли. Раз в открытую, значит законно! Оказывается, риск был особый.

Капитал дальнего плавания

Если верить пайщикам НПО «Семейный капитал», их (данные на общих собраниях озвучивались) только в нашем областном центре примерно 500 человек значилось. Похоже, многие до сих пор не в курсе происходящего. Кто бы всем сообщил! А ведь скандал, как удалось выяснить, еще в конце 2015 года грянул, когда Центробанк вмешался. Правда, оскандалился сначала не НПО, а КПК (кредитно-потребительский кооператив) «Семейный капитал».

КПКучредил в 2011 году предприниматель из Санкт-Петербурга и отставной военный 48-летний Игорь Белоусов. Не то чтобы крутой тамошний бизнесмен, но не из отсталых. Ловкую идею огласил (не он первый) – на вклады простых пайщиков развивать бизнес сельскохозяйственный, а продукцию реализовывать в своей сети. Под лозунгом «От зернышка до прилавка».

По признаниям оренбургских пайщиков, клюнули они на задорную рекламу и высокие дивиденды. Каждому из вложившихся в КПК обещали 25 процентов годовых под гарантию официального страховщика. Ну и всякие там мелкие призы да подарки, до коих охочи наши граждане.

Имелись у Белоусова в родной Ленинградской области и соседней Карелии свои предприятия подходящие – по производству молока, мяса, кондитерских изделий. Всю страну пообещал он, в частности, «молоком залить»! И непонятно, почему не залил. Ведь только к началу 2014 года, по его же данным, собрал с населения около 3 миллиардов рублей. Офисные сотрудники КПК в десятках городов слюнявили народные купюры не покладая рук и языков своих...

Самого Белоусова теперь в Питере видят редко. И даже местным СМИ не удается получить от него (мы тоже запрос подготовили) внятных разъяснений. В Интернете зато он время от времени возникает – с неизменным оправданием: мол, во всем виноват Центробанк.

ЦБ вмешался на исходе 2015-го, назначив в КПК временную администрацию. После ряда выявленных там нарушений финансовой деятельности. Далее сомнительный КПК постигло банкротство. Сейчас в арбитраже Санкт-Петербурга идет процесс по поводу возврата его долгов пайщикам.

Но что сделал Белоусов? А на исходе 2015-го воззвал к «коллегам» по КПК: дескать, перезаключайте свои договоры и переводитесь (вместе с вложениями, конечно) в мое новое детище! Так возник кооператив НПО «Семейный капитал», оставивший одноименный КПК на растерзание кредиторам. Но перехвативший у него (не все перешли) уйму пайщиков.

Бабушка Валя Пранскевечене, дедушка Ваня Десятов и сотни других оренбуржцев решили, что НПО – преемник достойный. Риска особого опять не уловили. Откуда им было знать, что НПО – это некоммерческое потребительское общество, ему и страховать вклады не требовалось?

Более того, как удалось выяснить из полученного официального сообщения Волго-Вятского ГУ Центробанка РФ (Оренбуржье в его зоне ответственности), эти НПО даже «не входят в число организаций, за которыми ЦБ осуществляет контроль и надзор»! То есть им на их совесть лишь все отдано. Куда совесть господина Белоусова позволила ему потратить миллиарды пайщиков, покрыто мраком тайны. Похоже, далеко денежки уплыли.

Под крылом руководства полиции

Предполагаю, в отличие от стариков господин Белоусов все эти нюансы заранее просчитал, дабы явно не засветиться по уголовной статье «Мошенничество», когда нужный час настанет. А его идеи под бодрыми лозунгами разве не есть схема по выкачиванию денег из населения через подконтрольные фирмы и увод миллиардов в тайники свои?! «МММ» пред этими «маневрами» просто отдыхает.

Не мне приговор вершить, но обещанных дивидендов пайщики НПО теперь получить не в силах. Тут и оренбургский офис «Семейного капитала» лавочку прикрыл. Под шумок минувших новогодних празднеств. Вместе с замком на дверях его появилось объявление: «Офис закрыт из-за нехватки работников». Две недели еще одна бумаженция висела рядышком – с рукописным текстом, но без подписи. Вещалось в ней о срочном переводе оренбургских «капиталистов» под юрисдикцию другого филиала. Означенный срок истек, никто по известным телефонам пайщикам не отвечает. На днях и бумаженция исчезла.

Что интересно, офис НПО (как ранее и КПК) располагается прямо под окнами областного УМВД – со стороны улицы Пролетарской! По иронии судьбы местным полицейским сейчас приходится жалобы принимать от отдельных пока вкладчиков «Семейного капитала», на крупное мошенничество намекающих. Правда, принимают полицейские райотделов. И отбиваются до сих пор ловко. Хотя знаю, уже и в УМВД коллективное послание направлено.

Здесь стоит отметить, в Оренбурге вряд ли удастся прояснить это дело. Деньги в нашем офисе простые клерки принимали, потом в Питер отправляли. Значит, там и выяснять придется полицейским питерским. Был у нас один приближенный господина Белоусова – некто Лудрман из местных. Но и он, по нашим данным, в Москву отбыл. Причем ни под какими документами никогда не подписывался.

Кстати, господин Белоусов некогда Оренбургское зенитное училище окончил! С тех пор (более 30 лет прошло), кажется, к нам и не заглядывал. Но ограничиться пока хочу следующим. Всякому стражу порядка, оренбургскому или питерскому, должно быть известно, как сейчас действовать для защиты прав пайщиков НПО. От слаженности и точности зависит во многом, вернут ли сотни ветеранов войн и труда, инвалиды и престарелые свои деньги.

Это вот к чему говорю. Из разговоров с десятками пайщиков узнал: кто-то уже и в прокуратуру обращался, и в полицию, и в прочие госорганы. Но всюду «отдельных лиц» футболили, словно мячики. Вы, господа правоохранители, ждете, когда толпа на улицы выйдет? Или чем-то особо рискуете, если встанете на защиту стариков?

Комментарий юриста

Андрей Владимирович КОПЫЛОВ, ведущий специалист агентства АНО «Наше право»:

- Трудно сказать об уголовной составляющей, не видя документации кооператива. Но, по моему мнению, сценарий с КПК «Семейный капитал» грозит повторением и для одноименного НПО. Советую пайщикам сначала действовать в рамках гражданского процесса. Если кооператив не выплачивает дивиденды, это повод для иска в суд – по месту нахождения НПО в Питере. Главное - правильно составить иск. Думаю, ветеранам-старикам здесь может помочь прокуратура.

Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий