Кто рулит на оренбургском рынке такси?

Ускоряющийся ритм жизни в городской среде увеличивает потребности в услугах пассажирских перевозок. Бизнес в этой сфере является очень перспективным направлением для инвестиций. Спрос на услуги, предоставляемые службами такси, растет постоянно. Это делает предпринимательскую деятельность в данной сфере очень привлекательной, но вместе с тем обуславливает и высокую конкуренцию. «ФЭБ» попытался изучить рынок такси областного центра и выделить из них лидирующую десятку.

Сомнительная статистика

Сегодня в областном центре по некоторым данным работает порядка 70 таксомоторных служб (их может быть и больше, – прим. авт.). Каков общий парк автомобилей, местные власти ответить затруднились. Но есть официальная статистика Министерства экономического развития. Согласно реестру, на 31.03.2015 г. лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси в Оренбургской области имеют 34 общества с ограниченной ответственностью и 1370 индивидуальных предприятия – всего 8868 машин по области, из них порядка 80 % приходится на Оренбург. А значит, что только данные автомобили, согласно ФЗ № 69, являются легальными.

Как поясняют в министерстве, Федеральный закон № 69 вступил в силу еще 1 сентября 2011 года, он призван урегулировать деятельность легкового такси на территории субъектов РФ.  Согласно закону, оказывать таксомоторные услуги и не подвергаться штрафам может только водитель, зарегистрировавший ИП или заключивший трудовой договор с юридической организацией.

Помимо порядка выдачи лицензий, закон определяет ряд обязательных требований к водителям и их автомобилям. В частности, прохождение техосмотра автомобилей каждые шесть месяцев и ежедневный технический контроль такси перед выездом на линию. Все авто таксопарка должны иметь специальные обозначения на борту, таксометр, а также находиться в собственности или на лизинговом договоре у индивидуального предпринимателя или юридической организации. Водитель такси обязан проходить медосмотр перед началом рабочего дня и иметь трудовой водительский стаж не менее трех лет или общий водительский стаж не менее пяти лет. Это основные требования, поясняют эксперты. Но вот кто их сегодня соблюдает?

- Свою службу заказа такси мы создавали полностью под закон. Он должен был помочь навести порядок на рынке услуг пассажирских легковых перевозок, но на деле нет уполномоченного органа, который бы вел борьбу с так называемыми «нелегалами». На мой взгляд, в Оренбурге максимум 7-10 таксомоторных компаний, которые действительно пытаются работать в рамках законодательства, отвечают современным требованиям обслуживания клиентов, - считает Дамир Фахрутдинов, генеральный директор службы заказа такси «Белое».

— Действительно, сегодня на рынке много игроков. И потребителю порой бывает сложно определить, насколько добросовестным является тот или иной перевозчик, ведь он не видит внутренних процессов, происходящих в компании. Считаю, что первый и определяющий фактор — это уровень профессионализма водителей. В нашей компании все соискатели проходят тщательный отбор: медицинский осмотр, сдают экзамен на знание правил дорожного движения, проходят тест на вождение и инструктажи по работе водителем такси. Это обеспечивает нам штат опытных сотрудников, а клиенту дает профессиональных водителей, - считает Сергей Кныш, руководитель службы заказа такси «ГОСТ».

- Легальные такси отличаются тем, что, если понадобится, выдадим чек или квитанцию за поездку, рассчитаем по «безналу», - комментирует еще один представитель рынка такси.

По мнению экспертов, если компания долго удерживает лидирующие позиции на рынке, это также является гарантией безопасности и качества. Службы заказа такси в Оренбурге, которые живут на таксомоторном рынке уже много лет и успешны, можно пересчитать по пальцам одной руки. Безусловно одно: такие компании прежде всего эффективны.

- Еще несколько лет назад никто толком не понимал, что такое сотовый телефон, сегодня же мы не мыслим своей жизни без него. Новые технологии дошли и до рынка такси, изменили его. Они привнесли в нашу деятельность замечательные вещи: глобальную логистику, быструю подачу автомобиля, отсутствие ожидания, различные сервисы, километровую стоимость расчета поездки. И это тоже влияет на безопасность, - считает Сергей Кныш. – Наша служба сделала многое за последние годы в этом направлении.

Рынок «нелегалов» и «бомбил»

Несмотря на принятие федерального и областного законов о регулировании деятельности такси, подчиняться новым требованиям согласились далеко не все таксисты. Это значит, что многим водителям, как у нас часто случается, проще платить штрафы, нежели соблюдать закон. Но выявить нелегальных таксистов (чаще в связке с диспетчерскими центрами, работающих «на удаленке») на деле не так-то просто, отмечают эксперты. «Бомбил» «с бордюра» и вовсе не отличишь, т. к. они не имеют опознавательных знаков.

- Из-за нелегалов, которые оказывают некачественные услуги и сбивают все разумные тарифы, существует большая угроза остановки данного бизнеса, а это 200 человек только у меня окажутся на улице, - поясняет Дамир Фахрутдинов.

Также, отмечают эксперты, нередко встречаются таксисты, работа которым запрещена из-за отсутствия права вести трудовую деятельность на территории России. Например, с иностранным гражданством. Кроме этого, водителям запрещена работа с несоответствующим стажем и квалификацией, без медицинской справки. Есть и другие нарушения: эксплуатация автомобиля без соответствующего для такси техосмотра и страховки. Тем не менее проверки ГИБДД УМВД по г. Оренбургу кое-какие результаты всё же приносят. Так, ежегодно инспекторы выявляют до 200 предпринимателей, работающих в такси без соответствующего разрешения, а также факты незаконной установки опознавательного фонаря или раскраски автомобиля «шашечками». Однако, как признали стражи порядка, на самом деле нарушителей гораздо больше. И вопрос здесь даже не в упущенной выгоде законопослушных бизнесменов, а в безопасности пассажиров сомнительных компаний.

- Заказывать поездку в нелегальном такси – опасно, это всё равно, что остановить попутку на дороге,  – считают руководители лицензированных служб такси. – Человек экономит 20 рублей, но это деньги, которые люди экономят на своем здоровье. Один пример: недавно на пересечении двух улиц столкнулись два автомобиля, один из которых нелегальный таксист. Пассажирка при ударе выбила себе зуб, однако девушка не смогла взыскать никакой компенсации, потому что юридически она ехала в обычной машине со своим «знакомым».

- Нередки случаи, когда уволенные за пьянки водители, спустя несколько дней встречаются за рулём машин «нелегалов», — обращает внимание Дамир Фахрутдинов. – Происходит это потому, что нет единого «чёрного списка» таких вот «мигрирующих» шофёров. Они — большая головная боль. Это касается не только трезвости, но и долгов перед компаниями, нарушений правил. Некоторые даже не удосуживаются оповестить о смене работы, просто не выходят на линию, а идут к конкурентам.

Зато, похоже, потребителей устраивает такая неразбериха на рынке такси. Судя по количеству обращений в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, за прошедший год поступило всего 5 жалоб на службы частных перевозчиков, из них только два касались качества обслуживания такси.

Ценовая политика

Как в любом свободном рынке, цену на услуги такси определяет соотношение предложения и спроса. Госрегулирования цен на такси в России нет. Тарифы назначает перевозчик, поясняют эксперты. Стоимость услуг такси для клиента складывается из цены бензина, зарплаты водителей и офисных сотрудников (диспетчеров), оценки парка автомобилей, уплаты налогов, прохождения предрейсового контроля механика и медика, страхования от несчастных случаев.

По словам Дамира Фахрутдинова, в соседних регионах стоимость такси гораздо выше, чем в Оренбуржье.

- Мы готовы оставить существующие цены, но если с рынка уберут нелегалов! – поясняет перевозчик.

На вопрос «Какую часть бюджета Вы готовы тратить на такси ежемесячно?» 69 % респондентов «ФЭБ» ответили, что не больше 500-1200 рублей.

 Выбор потребителя

Как определить для себя – что такое качественное такси? Вопрос для тех, кто постоянно пользуется этим видом транспорта, далеко не праздный. Конечно, для одних определяющим критерием при выборе службы такси являются вменяемые тарифы и корректные диспетчеры. Для других важны марка машины, всегда чистый салон, некурящий и молчаливый (или веселый, кому как нравится) водитель и т. д. и т. п.

В итоге, чтобы понять, чем руководствуются потребители такси и какие компании сегодня пользуются популярностью, мы изучили совокупность самых разных факторов (результаты отражены в таблицах).

Для начала выяснили, в каких случаях чаще всего потребитель пользуется легальным и нелегальным такси, а также по каким маршрутам предпочитают чаще ездить. В опросе приняли участие 115 человек (среди них - члены ТПП Оренбургской области, бизнес-сообщества, читатели «ФЭБ»). Для респондентов были представлены наиболее распространенные варианты ответов, которые распределились следующим образом.

По результатам видно, что чаще всего потребители отдают предпочтение нелегальным такси в случаях, если это нужно по работе, когда опаздывают, когда автомобиль находится в автосервисе (сломан), но в меньшей степени будут рисковать в случае, если нужно отвезти куда-либо пожилого родственника или ребенка.

По критериям выбора потребителями служб такси лидируют: быстрая подача такси (25 %), безопасность (20 %), комфортабельные автомобили (13 %), профессионализм водителей (15 %). Зато критерии «приемлемая стоимость» (10 %) и «предварительный расчет» (10 %) оказались незначительными при выборе службы такси.

Меньше всего опрошенных,  а это 7 %, отметили, что для них важны дополнительные услуги, такие как: погрузка багажа, встреча с аэропорта, предоставление детского кресла, «трезвый водитель», доставка продуктов, документов и прочего, предоставление различных скидок, возможность заказа подарочных карт и другое. Несмотря на это, в последнее время таксомоторные компании, помимо стандартного обслуживания частных лиц,  стараются сотрудничать с корпоративными клиентами, обеспечивая для них деловые поездки по городу и прочее. Корпоративное обслуживание имеет свои специфические особенности, поэтому для работы в сфере B2B таксопарки создают специальные подразделения.

– Корпоративные заказчики требуют, чтобы машина было чистой как внутри, так и снаружи, а водитель опрятен и обходителен, – говорит Сергей Кныш. - Поскольку мы не знаем, кого повезет наша машина в очередную поездку – гендиректора или менеджера низшего звена, мы стараемся выдерживать одинаковый уровень сервиса для всех заказчиков.

Теперь десятка лучших. В него попали те службы такси, которые имеют лицензию, наименьшее (или не имеют вообще) число нарушений правил перевозок пассажиров и багажа, соответствуют нормам качества и безопасности оказания услуг. Немаловажными факторами оценки служб такси стали: «быстрый дозвон», профессионализм диспетчеров, а также среднее время подачи машины, «возраст» и марки подаваемых машин. По всем названным показателям в областном центре в тройке лучших оказались такси «ГОСТ», «Белое», «Восток».

Безусловно, лидеры рынка могут со временем меняться. За выживаемость служб такси голосуют рублем пользователи услуг. И кто будет рулить сегодня или завтра, а кому придется припарковаться на веки вечные, определяет в первую очередь потребитель.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий