Уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Порядок осуществления указанных видов деятельности регламентируется  нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральными законами от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Соблюдение правил ведения бизнеса связано с прохождением процедур по государственной регистрации, по получению лицензии (в предусмотренных законом случаях), а также с проверками контролирующими органами и выполнением иных предусмотренных законодательством требований, что создает определенные сложности в деятельности предпринимателей и ставит их в положение наиболее уязвимых участников экономических отношений.

Государство, обеспечивая успешное экономическое развитие страны,  последовательно принимает меры по поддержке малого и среднего предпринимательства и по ограничению административного давления на бизнес со стороны органов власти.

Одним из примеров этого является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроли (надзора) и муниципального контроля».

В числе мер организационного характера, направленных на формирование эффективной системы комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства, можно указать создание в органах прокуратуры на уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации специальных подразделений по надзору за соблюдением прав предпринимателей.

Защита прав и интересов предпринимателей обеспечивается также  уголовным законодательством.

В частности, статья 169 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Диспозиция части 1 этой статьи относит к преступным следующие деяния (действия и бездействие) должностного лица, совершенные с использованием своего служебного положения:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) уклонение от регистрации;

3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии)

4) уклонение от выдачи лицензии;

5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

6) незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;

7) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Кратко раскрывая содержание перечисленных признаков преступления, следует отметить, что обязательность государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена статьями 23 и 51 ГК РФ.

Государственная регистрация осуществляется органами Федеральной налоговой службы в порядке, определенном указанным выше Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», другими законодательными актами Российской Федерации.

Основания к отказу в регистрации установлены статьями 22.1 и 23 данного Закона.

Отказ в государственной регистрации, не основанный на нормах закона, признается неправомерным.

Уклонение от регистрации - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, выражающаяся в сознательном нарушении сроков регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов регистрирующий орган.

Уклонение может выражаться в неправомерном затягивании процесса регистрации под надуманным предлогом (например, занятости сотрудников регистрирующего органа, в отказе принять документы, в истребовании не установленных законом документов и т.д.)

В соответствии со статьей 49 ГК РФ отдельными видами коммерческой деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов такой деятельности содержится в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок лицензирования установлен этим и рядом других законодательных актов по некоторым отдельным видам деятельности (использование атомной энергии, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, образовательная деятельность и т.д.), а также соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности заключается в открытом нежелании уполномоченного лица выдать разрешение (лицензию).

Уклонение от выдачи лицензии является пассивной формой неправомерного отказа в выдаче лицензии и выражается в умышленном затягивании сроков оформления специального разрешения на конкретный вид деятельности. Уклонение может иметь разнообразные формы: оставление представленных документов без рассмотрения, истребование ненужных документов, нарушение сроков выдачи лицензии и т.д.

Гражданское законодательство допускает создание коммерческих организаций в различных организационно-правовых формах. К примеру - в форме полного товарищества или товарищества на вере, в форме открытого либо закрытого акционерного общества, в форме различных видов кооперативов и т.д.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы образует объективную сторону указанного состава преступления.

Действия такого рода аналогичны действиям, совершаемым при незаконном ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Такие действия могут выражаться в запрещении на заключение договоров с определенными предпринимателями или коммерческими организациями на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, принуждение к назначению определенных лиц на должности в коммерческой организации и т.д.

Иное незаконное вмешательство  в предпринимательскую или иную деятельность может осуществляться путем незаконного проведения собрания акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанные действия (бездействие) образуют состав преступления только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность пор части 2 статьи 169 УК РФ, являются совершение указанных деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба.

Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что действия (бездействие) должностного лица противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которым установлена обязанность должностного лица совершить определенные действия или соблюдать определенные условия деятельности коммерческих организаций.

Согласно примечанию к статье 169 УК РФ крупным признается ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

Максимальной мерой наказания по части 2 статьи 169 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет.

Отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий