- Объемы потребления газа – барометр состояния экономики. За прошлый год предприятия Оренбургской области сократили потребление на 5,8% - до 5,4 млрд. кубометров. На нынешний год заключено 4552 договора на объем в 4,3 миллиардов м3. Сокращает потребление «Носта», Буруктальский комбинат, «Южуралникелькомбинат» в критическом состоянии, - так прокомментировал ситуацию с падением на 3 процентных пункта индекса промышленного производства генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» Дмитрий Бородин. – Кроме того, уровень платежей промышленных потребителей в прошлом году по сравнению с 2011-ым снизился на 1,4% до 96,4 процентов.
На пресс-конференции в рамках подготовки к годовому собранию акционеров ОАО «Газпром» речь шла о причинах ситуации, в которой оказалась компания впервые за 15 лет – по итогам финансово-хозяйственной деятельности получен убыток порядка 160 млн. рублей. Причины носят системный характер, если их не снять, то «снежный ком» пройдется по всем составляющим экономики и социального сектора региона. Не стоит забывать, что «Газпром межрегионгаз Оренбург» - один из крупнейших налогоплательщиков, в том числе и по налогу на прибыль.
Причины
Их две. Это розничная цена на газ, реализуемый населению, согласно постановлению правительства Оренбургской области № 1301-п от 29.12.2011 г. Тариф на отпуск энергоресурсов жестко ограничен предельным индексом роста стоимости коммунальных услуг, что не отражает реальных затрат поставщиков газа или электроэнергии. Однако Д. Бородин подчеркивает, что население – добросовестный плательщик, благодаря реорганизации работы абонентской службы, активизации колл-центра, СМС-сообщений, расширению сети банкоматов уровень платежей населения достиг 100%.
Другая причина посложнее. Это просроченная задолженность коммунальных потребителей. Кстати, по российским законам компания обязана предвидеть убытки в связи с проблемной задолженностью и создавать резерв в бухгалтерском и налоговом учете. Сегодня в этом «резерве» у «Газпром межрегионгаз Оренбург» находятся банкроты ЗАО УК «Альфа» с долгом 40,5 миллионов рублей, ООО «Тепло» Кувандыкского района с 30,8 млн. руб., ООО «Октябрьское РЭП» с 4,9 млн., ООО «Тепло» с. Шарлык с 4,7 млн., МУП «Пономарёвское ЖКХ» с 1,9 млн. рублей. Это не полный список.
Ситуация до банальности проста и в то же время никак не может разрешиться: предприятия ЖКХ, Управляющие компании, ТСЖ исправно собирают платежи населения, в том числе за газ, но… не рассчитываются с поставщиком. Непрозрачность этой сферы экономики стала притчей во языцех, но пока эту проблему не могут окончательно решить на федеральном уровне. Как и определиться по поводу лавинообразных банкротств всевозможных предприятий ЖКХ, которые сменяют друг друга, накопив долги за энергоресурсы. Это настоящий сюрреализм, но он может привести к тому, что проблемное ЖКХ увлечет за собой в бездну банкротства пока еще успешные компании – производителей и поставщиков энергоресурсов. Первый звоночек уже прозвучал.
Пять рецептов
- Мы видим путь решения проблемы в создании областной структуры, цель которой – жесткий контроль за деятельностью предприятий ЖКХ как в сфере применения энергосберегающих технологий, так и в целевом расходовании денежных средств, - считает Д. Бородин.
В коммунальную отрасль, к сожалению, приходят порой люди, не имеющие специальной подготовки, тем более финансовой грамотности. К примеру, в поселке Светлый создали ТСЖ, которое использовало на ремонт жилья средства, предназначенные совершенно на иные цели, оставив поставщикам энергоресурсов долги, за газ эта сумма составляет порядка 30 миллионов рублей.
Чтобы подобных ситуаций не возникало ни по каким причинам, необходимо автоматическое расщепление платежей: человек заплатил квартплату, за теплоснабжение, газ, электроэнергию – известная доля средств за энергоресурсы тут же должна уходить на расчетные счета поставщиков энергоресурсов, а не аккумулироваться на счетах коммунальных организаций. Подобная система уже работает в Ульяновской области, других регионах. В Кувандыке расчетно-кассовый центр начал производить расщепление платежей. К его опыту стоит обратиться чуть позже, когда будет накоплен достаточный контент.
Ясно одно, без этой процедуры невозможно достичь прозрачности в мутной сфере ЖКХ. Это понимают и на федеральном уровне, предлагая создавать специальные фонды на капитальный ремонт жилья.
Проблемы ЖХК, если и дальше к ним относиться не серьезно, могут вырасти в глобальную социальную проблему федерального уровня. Уже сейчас, по некоторым доброжелательным источникам, износ основных фондов составляет порядка 60%. Этот показатель – средняя температура по больнице. За два предыдущих года специалисты ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» проехали практически все районы области, обследовали котельные, снабжающие теплом социальный сектор. Они констатировали критические показатели энергоэффективности, КПД многих котельных находился на уровне 15 – 20%. Котельные, построенные в советские годы с размахом отапливать вся и всё с заделом на будущее, оказались не нужными ни сельхозпредприятиям, которые ушли на автономное теплоснабжение или разорились, ни населению, которое газифицировало усадьбы. Работа только на несколько социальных объектов, проржавевшие трубопроводы – это называется «деньги на ветер» и тепло туда же. Специалисты Регионгаза создали планы модернизации наиболее критических, убыточных объектов, провели около 50 совещаний с главами районов, специалистами местных ЖКХ, представили в профильное областное министерство план действий, в котором указаны конкретные объекты, их цена, срок окупаемости и много других необходимых деталей. С планом согласились. Но выделенных средств областного бюджета явно недостаточно, чтобы создать энергоэффективное и надежное теплоснабжение в районах области.
- На модернизацию котельных необходимо свыше миллиарда рублей, - считает Д. Бородин. В областной целевой программе таких средств не заложено, а то, что выделяется, не хватает даже на то, чтобы хотя бы на 10% в год сокращать критический показатель общего износа теплоснабжающего оборудования области. Вероятно, эти прошлогодние 60% износа сегодня «прирастают» новыми процентами риска безопасности теплоснабжения.
- Низкий КПД котельного оборудования и задолженности, неплатежи за потребленный газ предприятий жилищно-коммунального обслуживания – звенья одной цепи, - убежден руководитель ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург». – Модернизация этой сферы экономики позволит не только обеспечить надежность поставок тепла потребителям и получить экономию газа, но и в будущем обеспечит снижение тарифов на теплоносители.
Конечный результат инициатив ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» явно позитивный, есть и политическая воля, по словам Д. Бородина, реализовать этот план, но есть ли реальные действия? Владимир Путин на заседании Госсовета 31 мая подытожил: износ основных фондов ЖКХ уже достиг 70-80%, отрасль требует серьезного внимания, прозрачности и финансов для модернизации. А деньги откуда?
Оренбургский Регионгаз продолжает тесно сотрудничать с администрациями районов и области, чтобы совместно найти способ вывода жилищно-коммунальной отрасли из кризиса. Один из них уже испробован.
Компания в прошлом году помогла привлечь частного инвестора, который установил и запустил в эксплуатацию 19 новых модульных котельных, взявших на себя обеспечение теплом и горячим водоснабжением социальные объекты. Уже сейчас известен экономический эффект – 12 миллионов рублей сэкономили муниципальные бюджеты в этот отопительный сезон, укрепив надежность теплоснабжения главных социальных объектов своих территорий. Областная целевая программа модернизации коммунальной инфраструктуры аналогичных шагов по укреплению коммунальной сферы не может себе позволить, власть сосредоточена на социальных проектах, исключив из них надежное тепло в районных больницах, детских садах, школах, клубах…
Регионгаз намерен и дальше помогать частным инвесторам модернизировать жилищно-коммунальную сферу районов области. Только инвестора сдерживает непрозрачность ориентиров окупаемости вложенных средств. На днях этот вопрос должен решиться.
Есть и пятый рецепт выхода из неэффективности, убыточности жилищно-коммунальной отрасли, которые затягивают в свой омут энергоснабжающие организации. Это утверждение тарифов на отпуск тепловой энергии, в который должны быть включены реальные затраты снабжающих организаций, делающие их экономически безубыточными. Если сохранять предельные индексы роста стоимости коммунальных услуг, то необходим механизм государственного дотирования, как это делается в ряде зарубежных стран по отношению к производителям энергоресурсов. Кстати, на вопрос одного из корреспондентов на пресс-конференции Дмитрий Бородин ответил, что цена на газ для оренбургских, да и российских потребителей, вопреки слухам, ниже, чем для европейских. Это позволяет сегодня, к примеру, нашим сельским товаропроизводителям стать конкурентоспособными на мировом рынке свинины, продукции птицеводства. Если цена на энергоносители будет увеличена, то государство может, как в европейских странах, применять меры поддержки сельхозпроизводителей в виде дотаций, компенсирующих затраты на энергоносители.
И вам воздастся
Не стоит забывать, что ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» - одна из «внучек» государственной компании ОАО «Газпром». Поэтому её проблемы – это проблемы экономики России. И через их решение возникают перспективы развития государственной экономики и общества в целом.
Тут стоит напомнить, что ОАО «Газпром» с 2005 года реализует программу газификации сельских районов. За это время только в Оренбургской области построено 53 межпоселковых газопроводов общей протяженностью около 800 километров, газифицировано 97 населенных пунктов, в которых более 8 тысяч домовладений. Вот куда идет прибыль «Газпрома».
Уровень газификации населенных пунктов Оренбургской области один из самых высоких по России.
- Мы намерены продолжать эту работу и в нынешнем году, - утверждает руководитель ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и ОАО «Оренбургоблгаз» Дмитрий Бородин. – Межпоселковые газопроводы будут проложены к малым селам, к новым микрорайонам, где ждут новоселья многодетные семьи. Это наши приоритеты.
Однако на уровне «большого» «Газпрома» не скрывают, что темпы газификации, объем инвестиций зависят от желания региональной власти сделать свой регион инвестиционно привлекательным. Вот и у нас есть возможность проверить на себе, насколько предварительные намерения газовиков совпадут с реальными действиями местной власти на тревожные симптомы в сфере задолженности и неплатежей за газ в коммунальной сфере.