Россия вступает в ВТО. Обратной дороги нет?

«Плюсы и минусы от присоединения к ВТО для российского бизнеса» - эту актуальную тему обсудили на круглом столе представители бизнеса, власти, ученые Оренбурга. Инициаторами стали министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Торгово-промышленная палата и НП «Оренбургское региональное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса». Круглый стол прошел в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню российского предпринимательства. Главным модератором выступил доктор экономических наук, директор Института международного интеграционного сотрудничества при Международном университете в Москве Игорь Александрович Филькевич.

Как известно, Россия 16 декабря 2011 года подписала Протокол о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной Торговой Организации, тем самым побив сразу несколько рекордов. Во-первых, это было самое длинное присоединение, длившееся 18 лет. В переговорах о присоединении России к ВТО участвовало 89 стран-участниц из 155. Россия взяла на себя максимальное количество обязательств – 164. В-четвертых, Рабочая группа подготовила доклад почти на 800 страницах. Стоит уточнить, что пока не существует утвержденной редакции перевода этого доклада. Еще один «рекорд» со знаком «минус» состоит в том, что в России отсутствует необходимая система поддержки отечественного бизнеса в процессе присоединения к ВТО.  На вопрос о том, какие положения, к примеру, программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса необходимо редактировать, И.А. Фалькевич ответил уклончиво: надо создавать Рабочую группу в правительстве области, которая должна рассматривать комплекс вопросов, возникающих в связи с присоединением России к ВТО и ориентироваться на рекомендации Рабочей группы, созданной в министерстве экономического развития РФ.

Ясно одно, если российские парламентарии в июле ратифицируют Протокол о присоединении, то уже в августе мы проснемся в ВТО, так и не успев предпринять упреждающие шаги для сглаживания определенных рисков.

От власти и бизнеса сегодня необходима тесная работа по созданию новых стратегий развития. Кстати, все законодательные инициативы теперь надо делать публичными, чтобы и власть, и деловое сообщество стран-участниц ВТО имели возможность высказать свои предложения. Интерес к законодательству распространяется не только на уровень Государственной Думы и Совета Федерации, но и законодательных органов регионов.

Правительством России 20 января нынешнего года утвержден План действий по адаптации отраслей экономики к условиям ВТО. Он, в частности, предусматривает выработку комплекса мер, позволяющих усовершенствовать действующую систему поддержки промышленного экспорта путем увеличения возможностей по финансированию экспортных сделок, выстраивание системы льготного экспортного кредитования с учетом правил ВТО. Защитить интересы отечественного производителя можно и при госзакупках, если сделать обязательным условием заказчика – преференцию российским товарам, а на уровне региона – региональным товарам. Главное – как обосновать эти преференции, чтобы страны-участницы ВТО не углядели в них дискриминацию их товаров. Нам надо внимательно следить за нашими партнерами, чтобы учиться у них обходить острые углы Соглашения. Американцы, к примеру, субсидируют часть своего животноводства через программу «Мать и дитя», аргументируя это заботой о здоровье матери и ее ребенка до 7-летнего возраста. То есть и нам надо вытаскивать меры господдержки своих отраслей из «желтой» и «красной корзины» в «зеленую» - ее содержание в ВТО не обсуждают.

- В рамках ВТО, - утверждает Игорь Филькевич, - есть право применить меры поддержки регионов или секторов экономики, но только временно (а это может быть от 20 лет и более). Чтобы отходить от норм ВТО, необходимо научное обоснование.

Эксперты считают, что самые уязвимые отрасли российской экономики – это пищевая, легкая, машиностроительная отрасли и фармакология. Они столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны зарубежных компаний, у которых за плечами два века рыночного опыта. К примеру, 40% малого и среднего бизнеса в Индии прекратили свое существование после вхождения этой страны в ВТО. Плохой прогноз был и у китайского автопрома, однако на деле все оказалось с точностью до наоборот – он продолжает динамично развиваться.

Игорь Филькевич настаивает на проведении научных исследований, анализе деятельности основных отраслей, в которых занят малый и средний бизнес, чтобы выявить риски и угрозы и минимизировать их. Причем, этими исследованиями должны заниматься российские компании, зарубежные могут «посоветовать» так, что потом ВТО предъявит претензии. Последние исследования были проведены Всемирным банком в 2004 году. Они показали, в частности, что только 10 регионов России не будут испытывать трудности после вхождения России в ВТО. Оренбургская область не вошла в число этих счастливчиков. Скорей всего выводы Всемирного банка уже устарели, поэтому надо проводить новые и готовится к систематическому мониторингу воздействия ВТО на экономику регионов и страны в целом.

Предпринимательскому сообществу предстоят серьезный мозговой штурм и ликвидация безграмотности в вопросах ВТО. Особенно следует обратить внимание на защиту интеллектуальной собственности, сертификацию по международным стандартам, механизмы внесудебной защиты интересов.

И еще: России нужен механизм участия в деятельности Органа по разрешению споров ВТО, а также надо определить формат участия деловых кругов в механизмах урегулирования споров, а они неизбежны.

Кто-то из присутствующих на круглом столе отметил: «Как вошли в ВТО, так и выйдем!». «Увы, - ответил И.А. Филькевич, - процедура выхода из ВТО не прописана».

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий