Чтобы знали и помнили

Историю появления моих предков татар-булгар (не нагайбаков) в Нежинке я знаю со слов моих родных - бабушки Елены, дочери первого атамана села Уряшева Леонтия Николаевича, и дедушки Айдагулова Дмитрия Михайловича.

Десять татарских семей (Уряшевы, Биктеевы, Каримовы, Айдагуловы, Юнусовы, Юсуповы, Ахматовы, Галеевы, Хабибуллины и др.) покрестив и наделив их русскими именами и фамилиями, выселили из Казани. Более трёх месяцев под охраной русских и украинских казаков они добирались до новых мест, где в степи увидели казахов, пасших лошадей. Здесь и обосновались.

Семья моего прадеда была большая (семь детей), дружная и зажиточная. Предки наши, хоть и были крещёные, свою мусульманскую веру не забывали: соблюдали все обряды, молились и держали уразу. Но делали это тайно у себя в подвалах, потому что поп следил и проверял, несмотря на то, что сам был татарин. Например, когда рождался ребёнок, весь мусульманский обряд проводили сначала в подвале, а потом шли в церковь – поэтому у наших предков двойные имена.

Охрана (казаки, прибывшие из Чернигова) часто менялась: отслужив 3-5 лет, они уезжали на родину, но некоторые возвращались уже навсегда. Это семьи Бахчевых, Глебовых, Обуховых, Мордвинцевых, Ваулиных, Черневых, Черновых, Чесноковых, Макуриных, Поповых, Черепановых и других. Русские и татары жили дружно, помогали друг другу, особенно в строительстве. 

Атаман Леонтий был грамотным, хорошо знал русский язык,  близко общался с губернатором, купцами и  написал царю НиколаюII (он с ним встречался во время  приезда в Оренбург цесаревича) прошение о переходе снова в мусульманскую веру. В 1905 году царь просьбу удовлетворил, и в селе началось строительство церкви и мечети. Большие по тем временам  деньги на их возведение дал купец Хусаинов, помогали и русские купцы. Церковь получилась очень красивая, белокаменная – я даже помню ворота, которые были сделаны аркой.

Все наши предки были казаками и несли службу.

Один из Биктеевых был полковником царской охраны, и за хорошую службу царь наградил хутором Биктеевка (третья бригада). Также  в Нежинке проживала семья Разумника Степанова, который во время гражданской войны воевал на стороне белых. Дмитрий Фурманов в одном из своих рассказов упоминает о нём, как о прекрасном стратеге, способным выиграть любое сражение. Сам Фурманов, узнав, что силами противника руководит Разумник, старался уклониться от боя.

В голодные 1930-31 годы, по рассказам родных, жители нашего села не особенно голодали: правда, хлеба было мало, зато мясо было у всех. Поэтому те, кто доходил до села, остались живы – сельчане помогли выжить. Во время репрессий пострадало очень  много людей: одних выселяли, другие уходили сами – село почти опустело. Двух сыновей прадедушки посадили на 10 лет, а одного расстреляли за то, что отец у них был атаманом села.

Во время войны погибло много и татар, и русских. Мой отец погиб в 1943 году, и после долгих поисков мне прислали извещение: гвардии казак Биктеев Усман Рамазанович погиб в Харьковской области Змиевский район село Щелковая.

Сейчас в нашем селе проживает много потомков татар-булгар (не путать с нагайбаками ) с татарскими и русскими фамилиями, и очень хочется, чтобы они знали свою историю, как нам завещали наши предки.

                                      К.У.Биктеева-Актемирова

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий