Идеал, к которому мы стремимся

Вы держите в руках необычный номер журнала. Формально он юбилейный – ФЭБу 10 лет. Понятно, что за эти годы журнал переживал разные времена. Был в фаворе и опале, совершенно безвестным и на слуху, на грани закрытия и со стабильными финансовыми потоками. Большинство читателей с нами практически весь срок существования журнала.

Слова поддержки и конструктивная критика, сдобренная рациональными, а иногда и просто уникальными идеями – спасибо вам всем за это! Но сегодня хотелось бы поразмышлять на тему совсем не юбилейную. А нужна ли кому то в Оренбургской области деловая журналистика? И если нужна, то как должны строиться взаимоотношения между изданием и бизнесом? Казалось бы, весь наш десятилетний опыт не дает повода усомниться в необходимости такого направления среди СМИ. Но хотелось бы понять – этот спрос на качественную аналитику случаен или системен? Уникальны ли мы или просто заняли свою нишу?

Первое распространенное повсюду предубеждение касается того, что мы – журналисты и работники пресс-служб – люди одной профессии. Это неправда. Потому что эти профессии преследуют разные цели и задачи. Второй миф – что журналисты и пресс-служба – враги. Задача любой пресс-службы – представить свою компанию в хорошем свете. Задача журналиста – рассказать то, что будет интересно читателю. Тут и возникает конфликт.

Почему для журналиста, например, интервью с большими руководителями при участии пресс-служб – большая проблема? Потому что в беседе с какого-то момента (если журналист — профессионал) он «раскачивает» собеседника. И руководитель вдруг перестает рассказывать про свое «объемы-доходы-рентабельность» и начинает говорить про жизнь. Получается живое человеческое интервью, из которого видно, что это – нормальный живой человек. А потом пресс-служба вылизывает текст, что читать его становится невозможно: общие, стандартные фразы. Пресс-служба боится рискнуть, хотя здесь все так же как с реформами: если реформа никого не задевает, и от нее никому не больно, то реформа не нужна. Преодолеть этот конфликт может только совместное творчество и профессиональный рабочий контакт между журналистом и пресс-службой.

И еще важно. Именно пресс-служба должна рекомендовать или даже диктовать своему руководителю, как он должен выстраивать свой имидж. А происходит ровно наоборот. Обычно руководитель в этой области – полный профан, но ему кажется, что он знает все. Даже учит журналиста его работе. То же самое касается отношения руководителя к своей пресс-службе: он ей не доверяет! А она его боится (как бы чего не вышло). А оправдание такому поведению одно – я плачу деньги, значит, танцую это СМИ.

И вот тут второй аспект существования деловой журналистики. Выскажусь на примере нашего журнала. Понятно, что специализированные издания, у которых аудитория, с одной стороны четко сегментирована, а с другой – ограничена, не могут существовать без серьезных взаимовыгодных контрактов с ведущими предприятиями региона. Это накладывает существенные ограничения на наши остальные, некоммерческие публикации. Многие рекламодатели считают, что раз со СМИ есть контракт, то оно всегда будет публиковать только то, что выгодно компании. Это касается и власти. На самом деле так и происходит: когда на кону зарплата людей и сам факт существования издания, то особо спорить не будешь. Но в результате, материалы становятся пресными, СМИ теряют читабельность или смотримость, скучнеют, в том числе и в глазах своих заказчиков.

Вся ценность делового издания это оценка, подбор фактов, основанный на мнении независимых экспертов, которым в бизнес сообществе доверяют и с которыми ведет диалог журналист. Такая позиция, кстати, позволяет с большим доверием относиться и к той информации, которую печатают на правах рекламы, она становится эффективной. Поэтому, когда следующий раз будете выхолащивать очередной материал, задумайтесь об этом.

Надо понять, как из этого конфликта интересов выйти. Методов много. Есть авторитарный, есть метод компромисса, когда вы пытаетесь договориться с журналистом. Однако при этом никто не достигает своей цели. Потому надо идти другим путем – путем сотрудничества. Все мы люди. И надо просто чаще общаться, а не думать, что мы о ком-то хотим плохо написать.

Для грамотного взаимодействия желательно хотя бы в общих чертах быть в курсе редакционного плана. Во многих изданиях есть возможность участия в интересных материалах в качестве эксперта на коммерческой или безвозмездной основе — это стоит помнить, так как подобный вариант воспринимается читателями более положительно и внимательно, нежели полосная цветная реклама на обложке журнала. Журналист уделит больше внимания тому, кто сможет предоставить информацию в указанные сроки, кто передаст больше данных и оперативно согласует комментарий, кто, наконец, будет лично ему симпатичен и с кем быстрее удастся наладить контакт. Это важно, хотя опыт показывает, что даже на бесплатной основе экспертов днем с огнем не сыщешь. Есть, конечно, подозрение, что пресс-службы таким образом ограждают своего босса от умственных усилий, или сами не хотят утруждаться. Ведь в медиа-плане такого комментария нет? Значит, зачем напрягаться? А то, что бесплатно – так за это премию не дадут.

Представители СМИ в своем большинстве люди вполне вменяемые, но не любят, когда кто-то пытается на них давить. Они не любят пиарщиков, которые не понимают, что такое деловая пресса и значимый информповод, не любят пиарщиков, которые думают, что им чем-то обязаны. Не любят пиарщиков, которые думают, что они умеют писать лучше журналистов. И их точка зрения единственно правильная.

И еще. В срок выполняйте все свои обязательства — обещание организовать встречу с руководством и согласовать материал. Никто не будет задерживать сдачу номера оттого, что у кого-то важные переговоры или ответственный ужин.

Что касается номера, который перед вами, то сегодня вы можете немного окунуться в ретроспективу наших публикаций, а также взглянуть на журнал наших читателей — глазами ваших.

А поскольку мы все эти годы регулярно писали об экономике, ведущих предприятиях региона, то логично, что и в юбилейном номере львиная доля страниц нашего журнала будет посвящена им. Тем более, что в дни подготовки юбилейного номера деловое сообщество Оренбургской области чествовало победителей главного областного конкурса «Лидер экономики». Рассказ о его победителях – также на страницах нашего издания.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также