Вячеслав Васин, министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области: «Я буду требовать результаты»

Ключевое министерство в областном правительстве вот уже больше месяца работает с новым руководителем. На наш взгляд, этого времени достаточно, чтобы сотрудники сумели к нему присмотреться, понять новые требования, уловить смену приоритетов. И Вячеславу Васину (а именно он возглавил министерство) было нелишне оценить работоспособность и потенциал своих подчиненных, а также проблематику, над которой трудится его ведомство.

Понятно, что глобальные выводы, перестройка процессов и структуры (если они необходимы) последуют несколько позже. Но первые впечатления, круг задач, общий настрой на работу новый министр уже способен обнародовать. С этой просьбой редакция ФЭБ и обратилась к Вячеславу Васину.

Вячеслав Владимирович, Вы уже сделали выводы о необходимости проведения каких либо преобразований как в структуре министерства, так и в его персональном составе?

— Говоря о структуре министерства, сегодня сделать вывод, какая структура будет оптимальной, достаточно тяжело. Да и рановато.

Честно скажу, что месяца на то, чтобы разобраться во всех организационных моментах, мало. Но я не исключаю, что и структура будет меняться, и качественный состав сотрудников изменится.

Но хотя бы замов своих Вы уже оценили? Ведь это те «рабочие лошадки», которые и тянут всю работу любого министерства?

Повторюсь, что времени прошло не так много с момента моего назначения, поэтому с ответом на этот вопрос повременил бы. Мне нравится поговорка: цыплят по осени считают. В нашем случае по весне. Думаю, полгода это тот срок, когда уже можно будет определиться и по структуре, и по составу: как руководящему, так и рядовых сотрудников.

А хотелось бы Вам, чтобы в министерстве работали люди из бизнеса? Свежей крови хотите?

— Я думаю, к составу сотрудников должен быть дифференцированный подход. Наверное, на каких-то должностях должны работать сотрудники с опытом государственной службы, а на каких-то практики, которые понимают, что такое бизнес, и сами в бизнесе работали. Но все, конечно, зависит от личных качеств, от уровня подготовки, от уровня образования. Ну и у нас есть требования, предусмотренные законом о государственной службе. Все они должны быть соблюдены.

Слухи о том, что Вы трудоголик, правдивы или это просто кто-то создает Ваш новый имидж? И если это правда, то будете от людей требовать «жить» на работе?

Я не буду от людей просить того же, тем более, что это не совсем правильно с точки зрения трудового законодательства. Хотя у нас и не действует закон о трудоголиках (как в Японии), когда за задержку на работе могут и оштрафовать. Требовать буду качественного исполнения своих обязанностей, требовать буду результаты. А как сотрудник будет достигать поставленных целей – либо на дому, если не успевает, либо задерживаться в кабинетах, это уже на его усмотрение. Выгонять из кабинетов, конечно, не буду. Но, как я уже и говорил, здесь вопрос больше не режимности, а качества работы. Если сотрудник успел до шести сделать свою работу, то зачем его задерживать?

А Вы сами предпочитаете задерживаться?

Мне нравится почту расписывать, когда уже никого нет. Спокойно и внимательно можно с документами поработать. Приходится задерживаться, но это работа. Я считаю, что это нормально, когда руководитель первым приходит на работу и последним уезжает.

Министр Васин будет доступен субъектам бизнеса?

Да, работать открыто, честно и качественно это наши приоритеты.

На моей памяти в этом кресле сменилось пять или шесть министров. И каждый начинал переписывать стратегию...

—Во-первых, этот документ уже действует сегодня. Во-вторых, это очень серьезный документ – один из основополагающих, согласно которому регион уже спланировал свою деятельность. И нужно искать механизмы реализации тех приоритетов, которые уже расставлены в ней, добиваться запланированных результатов. И если Вы внимательно с этой стратегией ознакомитесь, то поймете, что это качественный документ. К его разработке подошли очень серьезно. Вы наверняка помните, какое обсуждение стратегии было – такого обсуждения мы еще не видели. Более того, сегодня на основе развития стратегии Оренбургской области приняты и стратегии развития муниципальных образований. Поэтому не считаю целесообразным сегодня что то менять в этом документе. Нужно работать.

А горизонт планирования до 2030 года Вас не смущает?

Я бы здесь вспомнил одного из основоположников экономической теории Питера Друкера, который говорил, что любая организация без стратегического планирования – это все равно, что корабль без курса. Стратегические ориентиры в любом случае должны быть, и они должны быть понятны. Другой вопрос, какие механизмы нужны, чтобы достигнуть этих ориентиров, и здесь уже наша работа. Мы должны предлагать эти механизмы, должны пред лагать изменения в законодательстве. Мы сегодня разработали несколько законопроектов, которые будут направлены на создание более благоприятных условий для развития инвестиционного климата в Оренбуржье. Предлагаем несколько законопроектов на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, и сегодня уже увеличен бюджет на эти цели. По прежнему реализуются такие традиционные формы финансовой поддержки бизнеса, как предоставление грантов начинающим предпринимателям и малым инновационным компаниям, выдача микрозаймов, субсидирование затрат субъектов предпринимательства по кредитам, договорам лизинга, по аренде выставоч ных площадей, предоставление поручительств по недостающим залоговым обязательствам. Считаю, что в настоящее время назрела необходимость возобновить и активизировать работу совета предпринимателей при губернаторе области, являющегося од ной из форм эффективного взаимодействия бизнеса и власти. В декабре текущего года мы планируем провести первое его заседание.

Технопарк и Корпорация развития входят в число приоритетов? Или данные проекты стали неперспективными?

— Мы большое внимание уделяем данным двум проектам. Сегодня уже происходят изменения в руководящем составе. Мы рассматриваем концептуальные вопросы дальнейшего развития этих проектов. Общаемся с заинтересованными лицами, которые могут выступить в качестве тех же резидентов технопарка. Мы сохраняем его концепцию: место концентрации и развития технологий, направленных на энергоэффективность. Концепция явилась резуль татом сочетания актуальности процессов энергосбережения и энергоэффективности в мире с уникальным геополитическим местоположением нашей области. Мы ее сейчас дорабатываем, чтобы уже были реальные предложения по субъектному составу.

Концепция «Корпорации развития» также не претерпевает особых изменений: она будет осваивать земельные участки по созданию промплощадок инвестпроектов. Мы смотрим механизмы, как земля будет попадать в корпорацию, готовим по этому поводу изменения в местное законодательство. Корпорация будет обустраивать и инфраструктуру этих земельных участков – сети, коммуникации, дороги. И этой инфраструктурой входить в уставные капиталы совместных предприятий. А что это будет: завод, фабрика или свинокомплекс – это уже локальные вопросы. Понятно, что для того, чтобы механизм заработал, нужны ресурсы. Это люди, идеи, проекты, земля.

Так проблема-то в чем: земли у нас навалом...

— Здесь одна есть большая проблема – это несовершенство федерального законодательства. На государственном уровне нет закона о частно-государственном партнерстве. Сейчас он обсуждается, и надеемся, что какое-то свое рождение он все таки получит. Поэтому мы сегодня и смотрим различные варианты, как изменить региональное законодательство, чтобы появилось больше возможностей для наших задумок.

Сегодня очень активно обсуждается вопрос о разграничении полномочий федерального уровня и субъектов. И предлагается, что часть полномочий будет все-таки передана на уровень субъекта. При этом передача полномочий в любом направлении должна сопровождаться передачей доходных источников на исполнение этих полномочий. Большинство контрольных функций сейчас у федералов (штрафы и взносы за лицензирование, например), и все эти средства уходят в федеральный бюджет. Наверно, не совсем правильно, когда федеральные органы надзирают: кто, в каком карьере и какой песок у нас тут добывает. Именно региональные власти смогут оперативно отреагировать на нарушения в сфере использования общераспространенных полезных ископаемых или выбросов, загрязняющих воздух и воду. И таких моментов очень много. Понятно, что в этом случае эффективней будет работа именно региональной власти, и предпринимателям удобней общаться с нами.

Но мы не стоим на месте – и ищем проекты даже в условиях несовершенства законодательства. Буквально на днях была достигнута договоренность о подписании соглашения с американской фирмой «Джон Дир». Предполагается, что около 3 млрд рублей она проинвестирует в строительство предприятий по производству с/х техники. Уже выбрали площадку, зафиксированы обязательства со стороны Правительства Оренбургской области по обеспечению инфраструктуры под этот проект. Планируем, что до нового года это соглашение уже будет подписано.

Если говорить о трех китах, на которых держится министерство, то они заложены в названии: это экономическое развитие, промышленность и торговля. Понятно, что каждое направление важно, но может ли какое то быть в приоритете? Вот Ваши предшественники больше внимания уделяли планированию. С чем это связано? Может, у власти рычагов не хватает, чтобы оказывать влияние на процессы в промышленности?

— Вы правильно указали, что важны все три направления нашей деятельности. Но с учетом того, что в структуре валового внутреннего продукта промышленность занимает 56 %, вывод прост — однозначно промышленностью необходимо заниматься: помогать предприятиям модернизироваться, выводить их на диверсификацию производства.

Сегодня мы предлагаем меры поддержки тем предприятиям, что модернизируют свое производство. Например, компенсация по кредитным ставкам. Кроме того, все инвесторы (и осваивающие новые производства, и вкладывающие деньги в реконструкцию существующих) могут получить льготы по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в части, которая поступает в бюджет региона. Сейчас, кстати, готовится законопроект, который позволит тем, кто строит новые производства, по указанным налогам получить инвестиционный налоговый кредит. Формируется реестр приоритетных инвестиционных проектов области. Держатели этих проектов могут рассчитывать на меры государственной поддержки и сопровождение инвестиционных проектов.

Но есть другой вопрос: как стимулировать модернизацию и как подсказать направления диверсификации. Хотя, на мой взгляд, подскажет скорое вступление в ВТО. Если правила ВТО будут требовать от России снижение экспортных пошлин практически на 700 товарных позиций, то все эти товара придут на наш рынок и резко возрастет конкуренция. Вот она и будет тем стимулом, которая заставит нашу промышленность модернизироваться.

Но конкуренция имеет и негативный аспект для власти: к вам начнут приходить промышленники и плакаться, как им тяжело...

— А я здесь ничего плохого не вижу. И те же инвесторы, которые начнут открывать у нас свой бизнес, с удовольствием обратят внимание на существующие производства с целью их выкупа и дальнейшей модернизации. Поменяются лишь собственники, люди, налоги, предприятия останутся на месте.

Но промышленность – не единственный наш приоритет. Мы планируем очень плотно заняться оценкой эффективности областных целевых программ и бюджетных средств. После этого будут ясны и параметры бюджета, и для бизнес сообщества наступит понимание того, куда мы двигаемся, то позволит ему строить собственные прогнозы и планы.

И муниципалитетам, кстати, тоже...

— Да. Кстати, 15 декабря пройдет форум «Оренбуржье 2011», где заявлена тема: «Инвестиционные возможности муниципальных образований Оренбургской области».

То есть каждый муниципалитет будет презентовать свою программу развития и привлечения инвестиций?

— Да. Мы сегодня дали возможность подготовиться, чтобы они смогли рассказать о своих инвестиционных возможностях. И вторая цель: немножечко подтолкнуть их, расшевелить, научить пользоваться своими инвестиционными ресурсами. Таким серьезным мероприятием хотим сделать задел на следующий год, посмотреть и проанализировать, как муниципалитеты эту деятельность сегодня ведут. Думаю, будет очень полезно и для них, и для нас.

Ну и, конечно же, обучающая функция. Приглашаем заведующего кафедрой менеджмента Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Гапоненко Александра Лукича. Помимо него еще будут специалисты серьезного уровня по работе в сфере привлечения инвестиций.

— С удовольствием примем Ваше приглашение на участие в этом форуме. И надеемся, что наши встречи станут постоянными.

— Конечно, министерство и я лично готовы поддерживать с вашим журналом самые дружеские отношения.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий