Никас Сафронов в Оренбурге: «Я пишу, скорее, духовное»

О художнике и за художника всегда говорят его картины. И лучше их видеть в тишине, без навязчивых комментариев якобы знатоков, критиков или обожателей. А тем более прессы. Иногда провинциальные журналисты, которым приходится писать о чем угодно, даже не успев взглянуть на предмет предстоящей публикации, проворачивают в себе где-то, каждый в своем месте, сосредоточение информации обо всех и обо всём и, по недостатку времени на ее анализ, просто «снимают пенку». Так возникают вопросы неоткуда, которые могут и обидеть. Так и Никас Сафронов признался оренбургским журналистам, что очень переживает, когда о нем говорят и пишут неправду. «Когда ты делаешь всё хорошо, а пишут всё плохо, это оскорбляет».

 

Накануне Дня города в Оренбурге открылась выставка Никаса Сафронова. Три года потребовались для состыковки планов и согласия художника предоставить свои картины и приехать на презентацию выставки.

На престижную пресс-конференцию сбежалось столько журналистов, что просто удивление возникло: если б все они хоть изредка писали о прекрасном, оренбургская публика была бы лучшим знатоком и ценителем живописи, музыки, театра, балета в России, а то и на континенте. Но банальные вопросы, а тем более, некоторые публикации лишь подтвердили мнение художника о духовной бедности нашего общества.

Судите сами. Что значит «гламурный художник» или «придворный живописец»? Ну, написал портреты трех десятков президентов с разных концов планеты. Если б плохо писал, не заказали. В одном ряду с заказчиками-президентами оказались мировые звезды кино, эстрады, классической музыки… Вместо того, чтобы порадоваться, - «заказной художник». Но, если вы пишите о живописи, то хотя бы историю должны знать. Мир никогда бы не узнал, к примеру, Рафаэля, Леонардо да Винчи, если б итальянские и французские короли, папы и знатные вельможи не заказывали им свои портреты, фрески. А Сикстинская Мадонна до сих пор радует не только ее заказчика. Вы же, господа, журналисты, тоже работаете за заработную плату и гонорар. Переживут ли плоды вашего труда хоть один эскиз художника, о котором пишите?

А Никас Сафронов разный в каждой картине. Иногда похожий на Мемлинга или Брейгеля из средневековья. Если будете на выставке, всмотритесь в ботичеллиевские глаза индийского мальчика, насладитесь, как умеет Никас выписать мельчайшие детали и передать колор уходящего вечера. В каждой картине много драйва и в то же время мистики, сюрра.

Если бы ему заказали картину о сегодняшнем состоянии нашего общества, то какие бы образы он использовал? Этот вопрос от «Оренбургской биржи».

- Наверное, это была бы ночь. А с неба летят комки то ли свернутой бумаги, то ли горящие шары, перед которыми разбегаются люди. И всё горит. Наш мир очень хрупок. Достаточно одного идиота, чтобы разорвать его на меленькие осколки. Вся надежда на Россию, ее провинции, где у людей сохранились настоящие чувства.

Нам бы одного хотелось: если уж племя каннибалов прониклось уважением к творчеству Н. Сафронова и отправило его живым и невредимым в его мир искусства, то оренбуржцам стоит увидеть картины последних лет замечательного художника. Будет, о чем вспомнить и рассказать потомкам.

Александра Фёдорова

О художнике Никасе Сафронове говорят и пишут довольно много – и не только в связи с его творчеством. Российское дворянское общество пожаловало ему титул графа, а затем и титул князя. Он почетный гражданин сразу нескольких городов – родного Ульяновска, Баку и Саратова. Его именем названа открытая американскими учеными звезда в созвездии Андромеды. Он профессор, академик и почетный доктор. Среди его наград есть и такие - международный орден святого Константина Великого, орден святого Станислава и орден святой Анны II степени.

 

От первого лица

- Наше общество духовно обеднело. Сегодня уже говорят о духовной деградации населения. А что такое бездуховность? Это, в первую очередь, удаленность от Бога. Для многих из нас эта удаленность простирается на такие расстояния, что, кажется, Бога нет вообще. А «если нет Бога, то все можно», говорил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Вот эта внутренняя вседозволенность, поселившаяся внутри многих людей, отсутствие самоконтроля, нежелание разобраться в себе, и привели к тому, что мы сегодня имеем.

- Сюрреализм – понятие очень сложное. Он затрагивает подсознание, то есть то, чему до сих пор нет объяснения. Немало художников творили и творят в сюрреалистическом направлении. Они пытаются придать форму своим сновидениям, инстинктам. Это и своеобразный анализ ощущений. Правда, кто-то этой манерой пытается просто противопоставить себя традициям, имеет желание шокировать публику, а кто-то, наоборот, пребывает в творческом поиске, пытается показать изнаночную сторону реализма или вообще стремится подняться над реализмом. Кстати, сюрреализм так и переводится с французского – сверхреализм.

- Я написал портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для меня это очень многое значит. Писал портреты священников. У меня много картин на евангельские и ветхозаветные темы. Должен сказать, что все самые сильные сюжеты в живописи – это, безусловно, сюжеты из библейской темы. Еще я пишу иконы и передаю их в дар церквам.

- Я считаю, что надо быть профессионалом своего дела. И когда я пишу портрет, я всегда делаю акцент на характер человека. Вообще, когда мне доверяют, я стараюсь точно попасть в индивидуальность человека.

Недавно я начал серию известных людей в одеждах ренессанса. Я не ищу сходства с теми, кого я беру прототипами, кого я беру в портреты. Я пишу, скорее, духовное. Высоцкий, например, в виде эльгрековского монаха, Ефремов в виде кардинала, а Иванов в виде прусского короле Фридриха 2, который очень любил искусство. У меня он изображен в светском костюме с флейтой. А Путин в виде Наполеона на коне.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий