Брак дороги и дорожников. По любви или по расчету?

Неужели в России самые плохие дороги в мире? Сегодня ответ на этот вопрос может найти интернет-пользователь любого возраста и прописки: достаточно посмотреть видеоролик с таким названием на популярном портале «YouTube». Авторы этого занятного видео обозначили две основные причины дорожного коллапса России: коррупцию и устаревшие технологии. По их данным, километр 4-полосной российской трассы обходится в 2,5 раза дороже европейского, а геополотно, георешетка, полимерные битумы и другие современные технологии, позволяющие дорожному полотну не разрушаться в течение 12-15 лет эксплуатации, российскими дорожниками используются лишь для видимости. Но есть в мыслях авторов и позитив: если устранить обе составляющие, то через 15 лет в России будет в 4 раза больше новых качественных дорог. Какие перспективы ожидают дорожную отрасль Оренбургской области, и актуальны ли обозначенные проблемы для Оренбурга?


В поисках объективной информации и комментариев о состоянии дорог города Оренбурга мы обратились во все дорожно-строительные организации Оренбурга, а также в большинство исполнительных и контролирующих органов власти. Результаты обращений нас не обрадовали. Видимо, тема дорог оказалась слишком острой, неприятной и закрытой, что ни чиновники, ни представители госинспекции безопасности дорожного движения, ни сами дорожники не проявили к нашим вопросам не просто должного интереса: нас отсылали из инстанции в инстанцию либо прямо отказывали, мотивируя занятостью, нежеланием общаться, давать комментарии и другими причинами. Иные и вовсе не реагировали на письма, звонки и просьбы. Впрочем, молчание понятно – эти люди прямо или косвенно ответственны за те потоки нецензурных слов, которые изрыгают водители, передвигаясь по этим, с позволения сказать, направлениям, именуемым дорогами. А отвечать у нас никто не любит. Вот что-нибудь попилить – это длиннющая очередь. Можно, конечно, наивно предположить, что эти люди испытывают жгучий стыд и поэтому молчат…

Давайте считать так: промолчавшие - это те, кому выгоден весь негатив, сложившийся вокруг системы дорожного строительства в нашей области, кого устраивают обвинения в коррупции, бракодельстве и некомпетенции. А эксперты нашего материала в некотором смысле смельчаки, не побоявшиеся взглянуть правде в глаза. Вот только все ли из них взглянули объективно?

Хронология дорожных событий

Протяженность собственных автомобильных дорог Оренбургской области составляет 13,6 тысяч километров, из них лишь 5,2 тыс. километров имеют твердое покрытие (или около 40 %). Протяженность дорог и улиц города Оренбурга – более 750 км, асфальтом покрыто около 400 км. Казалось бы, строить и строить: улучшать областную и городскую инфраструктуру, увеличивать доходную часть бюджета, ведь где дороги – там жизнь. Однако из года в год мы слышим одно и то же оправдание - недостаток финансовых средств, поэтому вместо нового строительства из года в год проводится ямочный и частично капитальный ремонт.

Денег не хватает всегда. Дорожная отрасль в этом смысле, скорее, показательный пример, чем исключение. В 90-е годы дороги в принципе перестали финансироваться, в начале 2000-х годов был ликвидирован дорожный фонд, а в 2008-м грянул кризис, который напрочь подкосил финансирование отрасли на два года вперед. Тем не менее, Оренбургская область в течение последних 3-4 лет получала довольно внушительные субсидии из федерального бюджета на ремонт и строительство дорог как областного центра, так и трасс федерального, регионального и межмуниципального значения. Это подтверждают абсолютно все эксперты.

Самым щедрым оказался 2008 год: в дорожное хозяйство области было направлено 5 млрд рублей, за счет которых было отремонтировано 400 км автодорог. В кризисный 2009 год была выделена в два раза меньшая сумма – около 2,6 млрд. На них отремонтировано 100 км дорог, 540 погонных метров мостов и путепроводов.

2010 год считается годом начала нового этапа в развитии дорожной отрасли Оренбургской области. Приняты областные целевые программы «Развитие сети автомобильных дорог области на 2010-2015 годы», «Обеспечение подъезда к населенным пунктам по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010-2020 годы», начат поэтапный переход на 100%-ный нормативный уровень содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также принято решение о разработке целевой программы по модернизации искусственных сооружений (так как 280 мостов и путепроводов (из 662) находится в неудовлетворительном состоянии, а 27 - в аварийном и предаварийном состоянии).

Точные объемы финансирования на 2011 год до сих пока неизвестны: эксперты называют разные цифры и размеры субсидий федерального, областного и муниципальных бюджетов, выделяемых на дорожную отрасль. Но большинство из них можно суммировать в ориентировочную цифру 3 млрд рублей к концу года.

В Оренбурге ситуация с финансами не хуже. В 2008 году город получил на капитальный, средний и ямочный ремонт, а также строительство новых дорог около 600 млн рублей: капремонт дорог проведен на улицах Цвиллинга, М. Жукова, Советской, пр. Бр. Коростелевых и др. В 2009 году финансирование сократилось практически в два раза.

В 2010-м на Оренбург, как манна небесная, «свалились» федеральные деньги в 511 млн рублей. Хотя неожиданности никакой не было: финансирование было выделено при усиленной поддержке политической партии «Единая Россия», которая всеми фибрами боролась в Государственной Думе РФ за включение Оренбурга в партийный проект «Новые дороги городов России». Так утверждали сами региональные партийцы. Они же активно развешивали свои флаги и наклейки на работающей в городе дорожно-строительной технике. Правда, в этом году прозвучала несколько иная версия событий прошлого года.

В июне 2011 года житель города Оренбурга Сергей Плаксин подал на политическую партию «Единая Россия» иск в Ленинский районный суд. Его претензии сводились к тому, что партия, провозгласившая проект «Новые дороги городов России» и объявившая себя причастной к привлечению финансовых средств, не отчитывается о ходе проведения ремонтных работ и не контролирует их качество. Суд доводов Плаксина не принял и отказал в иске. Свои аргументы озвучила и «Единая Россия»: распределение и расходование средств, выделенных на ремонт дорог, — прерогатива органов власти, а контроль - правоохранительных органов, поэтому партия как общественное объединение не может быть надлежащим ответчиком. Таким образом, со стороны партии была лишь информационная поддержка проекта, то есть PR-ход, вовремя сработавший перед выборами.

В 2011 году, приняв во внимание все «огрехи» прошлого проекта, «Единая Россия» продолжает его реализацию. Из общих 655 млн рублей, выделенных на дорожные работы в Оренбурге, 400 млн проходят под эгидой PR-проекта (как теперь выяснилось) партии.

Невезучие

Так почему же, несмотря на выделяемые субсидии, около 20 специализированных дорожных организаций, 5 000 специалистов, импортную дорожно-строительную технику, качественные материалы собственного производства (все материалы, кроме вяжущих элементов, производятся в Оренбургской области) и другие благоприятные факторы, дороги в Оренбурге и области ремонтируются снова и снова, а водители каждую весну недобрым словом вспоминают дорожников?

Безусловно, этому есть объективные причины. Начнем с климатических особенностей: перепад температур в резкоконтинентальном климате Оренбуржья происходит от – 40о до + 40о, а значит, в жару большегрузные автомобили, двигаясь по трассе и останавливаясь на обочинах, буквально «двигают» дорожное полотно, образуя колейность. Особенно легко это происходит на свежеуложенном асфальте.

Еще одна великая разрушительная сила асфальта - вода. Свое злое дело она делает и зимой, и летом. В первом случае осадки приводят к обилию снега на городских улицах, который вовремя не вывозится. В борьбе с гололедом дворники применяют инструмент, являющийся прямым врагом асфальта,- лом, а также большими дозами засыпают дорожное полотно солью и другими реагентами, что в конечном итоге приводит к его разрушению. Летом вода не уходит в проезжей части в период дождей и аварийных ситуаций из-за того, что имеющаяся ливневая канализация не справляется с бурлящими потоками (эксплуатирующие организации не всегда утруждают себя их очисткой), а на многих улицах города ее нет вообще.

В межсезонье вода действует более изощренно: попадая в теплое время в поры асфальтобетонного покрытия, при минусовой температуре она замерзает, расширяется и буквально «разрывает» структуру асфальта, которую так старательно выкладывали дорожники. Именно так образуются ямы, выбоины и трещины. Усугубляет ситуацию постоянный поток автомобилей: проехав по кромке ямы, каждый автомобиль уносит с собой кусочек асфальта, в результате за сутки ямочка может превратиться в огромную ЯМУ.

О содержании автодорог говорит Роман Рощин, заместитель директора ООО «Регион»:

- Основной враг асфальтового покрытия в нашем городе - отсутствие отведения воды с дорожного полотна. Многие дороги неделями стояли в воде. Кроме того, весной, осенью и зимой во время частого перехода температуры через 0о вода замерзает, расширяется и разрушает покрытие. Поэтому во время зимнего содержания дорог необходимо, чтобы снежные валы лежали на обочине, а не на покрытии или вывозились. Кроме того, этой зимой на отремонтированных дорогах были факты прорыва горячей воды.

Устаревшие ГОСТы и СНиПы – еще один бич на пути России и Оренбуржья к качественным дорогам. Большинство из них, говорят эксперты, разрабатывались еще в советское время, реальность которых была далека от сегодняшней.

- Основная часть региональных дорог Оренбургской области была построена в 60-80 годы прошлого столетия, - говорит Вячеслав Волков, заместитель директора по эксплуатации и ремонту автодорог ГУ «Главное управление дорожного хозяйстваОренбургской области». - В то время не было тяжеловесных транспортных средств, поэтому дороги рассчитывались под нагрузки на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля 6-10 тонн. В настоящее время много грузов перевозится тяжеловесными автомобилями грузоподъемностью 30 и более тонн. Это понятно, ведь автоперевозки дешевле, чем железнодорожные. В то же время нормативы позволяют проектировать конструкцию дороги и с большей нагрузкой, как это делается, например, для магистралей с потоком промышленного транспорта. Но это ведет к удорожанию работ, на что, естественно, не хватает финансирования.

К водителям автотранспортных средств дорожники тоже предъявляют претензии: масло, бензин и другие химические составы вытекают из автомобилей (например, долго стоящих в пробке), и наносят свой «химический» вред дорожному полотну.

Эти и другие факторы можно перечислять долго. Безусловно, многие из них действительно имеют место быть, НО: бензин, масло, вода в любых своих состояниях, до истечения гарантийного срока проникают внутрь лишь того асфальта, который не соответствует государственным нормативам по таким показателям как «Водонасыщение» и «Коэффициент уплотненности». Какими бы многолетними не были ГОСТы и СНиПы, в них четко прописаны границы отклонения от этих показателей. Это значит, что в процессе ремонтных работ была нарушена технология укладки асфальтобетонного покрытия или использованы некачественные материалы.

- Можно сколько угодно жаловаться на некачественный щебень, битум и другие материалы, но ведь никто не заставляет их приобретать, - рассуждает Мурат Мурадян, главный инженер ООО «Газпромдорстрой». – Или зачем нужно придерживаться верхней границы отклонения от СНиПа, если нужно двигаться к полному соответствию или хотя бы к нижнему пределу? Если вообще не закладывать определенные материалы, например, присадку к битуму, минеральный порошок и пр., то, как ни катай, плотный асфальтобетон не получится. Брак можно допустить, используя и хорошие материалы, а вот при их отсутствии и нарушении технологии, качественное дорожное полотно не получишь никогда.

Везет тому, кто сам везет

Несмотря на все негативные факторы, с которыми «не повезло» оренбургским дорожникам, в Оренбурге есть магистрали и улицы, которые с достоинством переживают их. К ним можно отнести улицы Терешковой, Чкалова, проспект Гагарина, интенсивность движения на которых гораздо выше, чем в других районах города. Снегопады, дожди, заморозки – условия одинаковы. Пр. Гагарина, кстати, был отремонтирован в 2007-м, в этом году заканчивается 4-летний гарантийный срок на верхний слой покрытия. Улица Терешковой – единственная в Оренбурге, имеющая бетонное основание. Газовики, выступавшие заказчиками работ, денег не пожалели. В этом году был отремонтирован лишь участок улицы в районе пр. Дзержинского.

Брак в работе дорожных организаций проявляется практически ежегодно. Этой весной особенно громко прозвучали улицы Мусы Джалиля и Березка: через год после ремонта дорожное полотно на них было основательно разрушено. Субподрядчики, допустившие брак (ООО «Регион» и МУП «Ремдорсервис» соответственно), были призваны к ответственности. Ул. М. Джалиля была вновь переделана за счет бракодела. Давать какие-либо комментарии по этой улице руководство ООО «Регион» отказалось, ограничившись фразой «Этот вопрос закрыт». Ул. Березка, несмотря на многочисленные ямы и выбоины, так и не была признана аварийной.

- В любом деле существует допустимый процент брака, - говорил на брифинге в администрации города Михаил Серегин, начальник Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга. - Анализ прошлого года показал, что брак в работе дорожно-строительных организаций составил порядка 2 % от всего объема работ. Не скажу, что это допустимо, но это незначительно. У всех организаций возникает совокупность причин, из-за которых возникает брак: некачественные материалы, нарушение технологии, человеческий фактор. Весной наша комиссия проехала по всем отремонтированным дорогам, всем подрядчикам, допустившим брак, выданы предписания, сейчас брак устранен. Поэтому юридических оснований, чтобы внести кого-то в черный список, нет (пожалуй, это и единственный озвученный ответ на разумный вопрос, который сегодня звучит чаще других: «Почему к ремонту вновь допущены бракоделы?». Что забавно – конкурс на распределение объемов работ в Оренбурге был проведен ДО того, как были предприняты хоть какие-то попытки исправить брак на дорогах. Или уже тогда претензий у властей не было? Странно, что они появились только после того, как поднялась волна возмущений в СМИ. Рука руку моет? - Прим. ред.).

Интересно, что организация дорожных работ подразумевает систему контроля их качества: службами заказчика и подрядчика проводятся входной, операционный и приемочный контроль. В прошлом году входной контроль предполагал лишь проверку сертификатов качества стройматериалов. Таким образом, у подрядчиков была реальная возможность использовать более дешевые материалы.

Сергей Катасонов, депутат Законодательного собрания Оренбургской области:
- Закон о госзакупках работает в дорожном строительстве так же, как и в других отраслях. Проводятся торги, участники опускаются на 30 %, а иногда 40 % в цене. Понятно, что в рамках строительной сметы практически невозможно выполнить работы на эту сумму. Значит, откуда-то должна взяться эта экономия. У дорожников это толщина укладки щебня, асфальта и пр. Еще один скрытый резерв – качество материала. Не случайно, мы можем сравнить дороги, стоящие без ремонта 10-15 лет, и дороги, которые ремонтировались совсем недавно. В чем причина? Мы живем в одном регионе, осадки, переход с плюса на минус – все одинаково. Вывод один: нарушение технологии.
Ставить контролеров на все ремонтируемые участки бесполезно. Должна быть совершенно иная мера ответственности и сопровождения этих дорог. Дорожники должны знать, что в течение гарантийного срока они будут восстанавливать дороги за свой счет. Возможно, тогда они задумаются, что выгоднее закупить качественные материалы и современные связующие элементы, которые повысят прочность асфальта, чем каждый год приезжать и латать заново.
Финансирования не будет хватать всегда. Но нужно определиться, как решать необходимые задачи при минимуме средств. Считаю, что намного выгоднее сделать для себя установку: в этом году отремонтировать в 2 раза меньше дорог, но в течение следующих 4-5 лет не возвращаться к ним. То есть в ущерб количеству перейти на качество. На это сегодняшним властям не хватает политической воли.

Отклонения от норм показали результаты экспертиз, которые проводились на стадии приема работ тремя лабораториями: по некоторым улицам допустимые отклонения показателей «Водонасыщение» и «Коэффициент уплотненности» были превышены более чем в два раза. Однако работы все-таки были приняты (укладывать новое покрытие в октябре невозможно). Вопрос: почему власть это сделала и кому выгоден брак?

Проверке подверглась и улица М. Джалиля, результаты показали – был использован некачественный битум.

- Битум – практически основной компонент асфальтобетона, без которого невозможно получить качественное дорожное покрытие, - говорит Вячеслав Волков. – Битум на отечественных заводах производится из остатков нефти, поэтому чтобы повысить его вяжущие свойства и довести до параметров ГОСта, нужно применять присадки. В этом случае зимой при низких температурах он не будет разрушаться.

Нарушения технологии укладки асфальта были выявлены и на улицах Расковой, Невельской, Чистопольской, Кубанской: на основе субподряда здесь работало МУП «Ремдорсервис», к которому накопилось очень много вопросов. Но городской депутат, возглавляющий предприятие, предпочитает скромно замалчивать свои подвиги.

Выявленный брак говорит об одном: подрядчики пытались по максимуму удешевить свои работы, для чего в ход шли различные приемы. К примеру, в некоторых случаях вместо положенных сметой 7 см асфальта по факту укладывалось 3 см, или из 5 машин хорошего щебня одна или две были нагружены более дешевым материалом и т.д. Благо, что контролеры и заказчика работ (им выступает Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города), и генерального подрядчика (в прошлом году им было ООО «Газпромдорстрой») не работают на объектах круглые сутки.

Однако об этих фактах мало кто говорит: ведь проще выставить виноватым заказчика, который не прописывает четких требований по составу асфальтобетона, качеству присадок и прочих материалов, или 94-й федеральный закон, который позволяет опускать стоимость работ на 40 %. Важно другое: с учетом падения цены контракта, на который подрядчики идут сознательно, они умудряются вынести из нее дополнительную выгоду для себя. В этом случае вопрос «Почему у нас плохие дороги?» перестает быть риторическим.

Контроль будет жестче?

Общая сумма, на которую будут проведены дорожные работы в Оренбурге в этом году, - почти 655 млн рублей. Ее уже распределили между подрядчиками: победителями муниципальных контрактов стали ООО «Регион», МУП «Ремдорсервис», ООО «Орьтехцентр», ГУП «Оренбургремдорстрой». Эти средства будут потрачены на ремонт 34 улиц и дорог общего пользования, 133 проездов к дворам и 169 дворовых территорий. Новое строительство запланировано лишь на двух улицах – Совхозной и Салмышской.

После общения с «дорожными» экспертами, в том числе и с несколькими подрядчиками этого года, мы пришли к выводу, что некоторые уроки прошлого в этом году все-таки будут вынесены. Прежде всего, это касается контроля качества дорожных работ.

- Мы сделали выводы, - говорит Николай Трубников, главный специалист Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга. – Так, как в прошлом году были выявлены факты использования некачественных материалов, в этом году принято решение проводить лабораторный анализ материалов на стадии входного контроля. Дорожные работы уже идут полным ходом. Несмотря на большой объем, наши сотрудники работают на всех объектах и контролируют каждый цикл работ. Пока куратор не увидит какой-либо этап, мы не подписываем акт выполненных работ. Самому подрядчику выгодно, чтобы куратор увидел все, иначе работа не будет оплачена.

Исправилась и партия «Единая Россия». Координатором проекта «Новые дороги городов России» в этом году назначен профессиональный дорожник Николай Скрипаль, генеральный директор ООО «Газпромдорстрой». Под его руководством будет проводиться как входной контроль материалов, так и операционный контроль.

- Предприятия, допустившие брак при выполнении ремонтных работ в прошлом году, во многом дискредитировали партийный проект «Единой России», - говорит Николай Скрипаль. – Поэтому сегодня мы разрабатываем целый ряд мероприятий по контролю качества проводимых работ, таких как проверка соответствия материалов государственным нормативам, мониторинг асфальтобетонных заводов и др. Для проведения экспертизы мы предоставляем услуги лаборатории ООО «Газпромдорстрой». Партии не безразлично, что бракоделы портят репутации наших проектов.

Широкое внимание общественности к городским дорогам, в котором неслабую роль сыграло журналистское сообщество, радует: это дает повод думать, что нарушений в этом году будет меньше. Хочется верить, что подрядчики этого года окажутся более совестливыми, хотя бы потому, что допустить нарушения будет гораздо сложнее, а плохую работу придется переделывать за свой счет. У обычных автомобилистов сегодня есть свои инструменты влияния на ситуацию. В рамках проекта «Единой России» в сети Интернет уже заработал сайт www.dorogi56.ru, на котором каждый желающий может разместить информацию о ямах и колдобинах Оренбурга, а затем следить за ходом их исправления. Принцип работы сайта во многом был заимствован у более известного интернет-ресурса РосЯма (www.rosyama.ru), на котором уже зарегистрировано более 30 проблемных участков города Оренбурга. Очевидно, что их в нашем городе еще много.

Гульдар Хасанова.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий