Никто не стал акцентировать, что последнее заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства прошел в праздничные дни, когда для представителей местного бизнеса проводились «круглые столы», тренинги, обучающие семинары, встречи с представителями власти, награждения, признания заслуг, обсуждения текущих проблем, обещания поддержать, снизить административные барьеры… Впрочем, даже кто-то из депутатов областного Законодательного собрания отметил, что предпраздничные мероприятия вряд ли предназначены для откровенных разговоров. И все же. Что выбрал губернатор для обсуждения на Совете?
В повестке заседания были две темы: Гарантийный фонд и его возможности, проблемы развития предпринимательства в моногородах.
После назначения исполнительным директором НО «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области» А.Ш. Куприянова стала едва ли не самым узнаваемым и цитируемым в СМИ представителем региональной власти. По программе предоставления поручительства в 2015 году фондом финансируются несколько проектов. Это создание индустриального парка «Оренбургский пуховый платок», строительство жилого комплекса «Молодежный» в поселке Пригородном, открытие предприятия ООО «Орлан» по инкубации и продаже племенной сельскохозяйственной птицы и строительство завода по производству комбикорма и кормовых смесей для животных.
Представитель уполномоченного банка правительства области – «БАНКА ОРЕНБУРГ», первый заместитель председателя правления Андрей Сивелькин отметил, что банк, который он представляет, одним из первых в стране начал сотрудничать с Агентством кредитных гарантий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Пока что результат этого сотрудничества один, и он широко разрекламирован – получение синдицированной гарантии индустриальному парку «Оренбургский пуховый платок», но другим надо стремится повторить этот лучший российский опыт. Сотрудничество с «БАНКОМ ОРЕНБУРГ» сулит много преимуществ.
- Гарантийный механизм существенно повышает лояльность банка в процессе рассмотрения заявок на кредит. Поскольку обеспечение в форме гарантии Агентства относится банками к высшей категории, то у МСП появилась возможность получить кредит при дефиците собственного обеспечения, что особенно актуально для клиентов, организующих новый бизнес либо планирующих его расширение, - отметил Андрей Сивелькин. – Во-вторых, процентные ставки ниже, чем по кредитам, не обеспеченным гарантиями Агентства. В-третьих, доступность кредитных средств для малого и среднего предпринимательства увеличилась, несмотря на то, что были ужесточены требования к заёмщикам банков, а для многих категорий бизнеса доступ к банковским кредитам был и вовсе ограничен.
Понятно, что за такой поддержкой регионы встали в очередь, а Агентству кредитных гарантий вряд ли хватит средств повторить по объему и масштабу подобные, как в Оренбурге, проекты во всех регионах – хотя бы по одному. Будут побеждать лишь сильнейшие. Можно ли сбрасывать со счетов и тот факт, что в сентябре в некоторых регионах пройдут выборы губернаторов?
Предпринимателей интересует, как антикризисный план будет реализовываться силами региона – мы же сами должны об этом заботиться. У нас есть областная подпрограмма поддержки малого и среднего бизнеса. О ней, почему-то сегодня мало кто говорит. Лишь однажды, отвечая на вопрос журналиста «ОБ», министр экономразвития назвала сумму на нынешний год – 10 миллионов, но это на всё – от субсидирования процентной ставки по инвесткредитам, поддержку инновационных предприятий, субсидирование части затрат на маркетинговые исследования, подготовку кадров, участие в международных выставках, мониторинг делового климата, выпуск информационных брошюр…
Кстати, один из мониторингов уже проведен. Он касается состояния малого и среднего бизнеса в моногородах. В Новотроицке, Кувандыке, Светлом есть проекты, позволяющие этим МО выйти из «красной зоны». Проблема в инвесторах и финансовых возможностях региона. Ведь федеральное минэкономразвития, бравшее на себя проблемы моногородов, перестало существовать, как отметил в содокладе президент государственной некоммерческой организации «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства» Вячеслав Склонюк.
Вряд ли можно надеется, что бизнес в моногородах не испытывает тех же трудностей, что и в других МО области и всей страны. У него есть и свои особенности. В Светлом – это недостаток собственных средств, в Кувандыке – фактор сильной конкуренции и вопросы налогообложения, для Соль-Илецка актуальны проблемы, связанные с кадровым обеспечением и нехваткой специалистов рабочих профессий, в г. Ясном – «узость» рынка, вызванная низкой платежеспособностью населения.
Чего просят от власти представителя малого бизнеса моногородов? Наиболее востребованы меры финансовой поддержки – гранты, микрозаймы, субсидии, поручительства. На втором месте оказалась информационная поддержка, в частности, помощь при бизнес-планировании и поиске рынков сбыта (скорее – это проблема дефицита квалифицированных кадров – ред.). Для предпринимателей, работающих на рынке свыше 10 лет, на первый план выходят механизмы имущественной поддержки (бизнес-инкубаторы, технопарки). Впрочем, имущественной поддержкой можно было бы назвать предоставление в аренду муниципального имущества по льготной расценке.
Почему сразу бизнес-инкубаторы, технопарки? Их в Оренбурге и Орске пальцев двух рук хватит, чтобы пересчитать (учитывая и негосударственные объекты). Это же инфраструктура, которая должна состоять не только из дешевой крыши над головой, но и соответствовать государственным идеям, пониманию логики диверсификации экономики.
Что еще сдерживает развитие предпринимательства в моногородах? Больше половины респондентов отметили низкий уровень взаимодействия между органами власти муниципального образования и предпринимательским сообществом. Только 17% опрошенных работают в постоянном контакте с муниципальными органами власти. Как следствие – значительная часть предпринимателей не участвуют в процедурах государственных и муниципальных закупок.
Вообще-то, 17% - это очень хороший показатель. Оренбургу еще расти и расти до таких высот – а он далеко не моногород. Но дело не в цифрах–результатах опроса. Дело в людях, которые живут в моногородах, не имея возможность найти работу, не имея предрасположенности открыть свое дело и кормить свою семью. Ну, а те, кто рискнул заняться бизнесом, явно имеют большие проблемы. Они требуют индивидуального подхода.
Что и пытался предложить Вячеслав Склонюк. Специальные квоты на выдачу грантов для начинающих предпринимателей, живущих в моногородах. Снижение верхнего предела со 100 до 30 млн. рублей для инвестпроектов, реализуемых в моногородах, для получения инвестиционных льгот.
Ясно, что с проблемами бизнес-«малышей» в моногородах надо «нянчиться» в усиленном режиме и муниципальной, и региональной власти. Хватит ли сил и терпения, а главное – воли и профессионализма? Когда финансовых средств явно недостаточно. Но ведь бизнес намерен развиваться, не смотря ни на что. Об этом говорят результаты опроса. Значит, одна точка опоры есть. Пусть хотя бы власть сократит срок оплаты по закупкам у бизнеса до 30 дней после реализации договоров и потребует того же от «крупняка». Есть ли логика в словесных намерениях поддержать, устранить барьеры – а по факту кредитоваться за счет средств МСП?
На заседании губернатор говорил о принятом областном законе «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения», в бизнес-народе закон называется «налоговыми каникулами для начинающих». Первые итоги программы «бизнес на каникулах» можно будет серьезно воспринимать хотя бы через год после работы закона. Еще планируется продление срока микрокредита с 1 года до 3 лет и увеличение его суммы с 1 до 3 миллионов рублей. Пока эта инициатива обсуждается на федеральном уровне, и губернатор пообещал оперативно на нее «откликнуться», если она обретет статус Закона.
Как видим, основная часть малого и среднего бизнеса остается один на один со своими проблемами.