Депутат Госдумы РФ Александр Коган: "Предпринимательский ресурс области очень низкий"

В такой большой стране как Россия при проведении масштабных и всеохватывающих мероприятий, направленных на построение сильной общероссийской экономики, особую актуальность приобретают вопросы организации эффективного управления. Одним из важнейших аспектов последнего является взаимодействие центра с регионами. На тему реализации интересов Оренбургской области в масштабах страны мы побеседовали с представителем нашего региона в Государственной Думе Александром Коганом.

- Александр Борисович, каковы на сегодняшний день функции депутата ГД и Ваши лично? Какими полномочиями Вы обладаете?

- Все функции депутата прописаны на сегодняшний день в законе «О статусе депутата», который определяет полномочия  депутатов ГД, их права, обязанности. Помимо закона существует регламент ГД, содержащий порядок организации работы депутатов. Вопрос, скорее, должен состоять в эффективности использования тех полномочий, которые нам даны. Ведь не место определяет человека, а человек - место. Результат и эффективность работы депутата зависят в том числе и от его человеческих качеств. И высшей оценкой такой эффективности я считаю поддержку избирателей, то есть если тебя выбирают – значит, ты хорошо работаешь.

 

- А как Вы можете помочь области, представить ее интересы в парламенте?

- Для того чтобы эффективно работать и помогать, нужно, в первую очередь, знать тонкости и нюансы принятия решений в коридорах власти. Необходимо также понимать, как формируются программы, из чего складывается доходная часть бюджета и на что нужно повлиять, чтобы увеличить доходную часть. Мне было важно в этом разобраться, чтобы повлиять на увеличение объемов принятых заявок от Оренбургской области.

 

Я задавался таким вопросом: нужно ли осуществлять равное финансирование территорий, демонстрирующих совершенно разные темпы развития? Например, если в Оренбургской области эти темпы выше, а в другом регионе – ниже. Это означает, что у нас более сильная команда, мы эффективней управляем? А может быть, просто так сложилась внешняя конъюнктура, к примеру, просто выросли цены на нефть и газ? А мы такое увеличение доходов и экономических показателей преподносим как свою победу.

 

На выделение средств той или иной территории вообще влияет очень много факторов: активное участие региона в общественной жизни, исполнение поручений президента, правительства. Например, если региональные власти не справились с подготовкой к осенне-зимнему периоду, то почему центр должен выделять этому региону миллиарды на развитие программы «Жилище»? Кто этим будет заниматься, если даже к зиме никто не подготовился? Я сейчас не излагаю факты, это просто пример, чтобы показать, что в этом механизме распределения средств нет мелочей, учитывается абсолютно все. Но если этот механизм знать и уметь им пользоваться, то полномочия оказываются весьма широки.

 

- Удавалось ли Вам в полной мере их реализовывать?

- Наверное, нет, сложно все делать в совершенстве. Всегда бывают какие-то сбои, вроде где-то не успел, не сделал вовремя заявку, «не приделал ноги» этой заявке. Одно дело – просто направить письмо или прошение, и совсем другое – самому с этим письмом подойти к министру и обратить его внимание на эту проблему. Эти тонкости ни в регламенте, ни в законе не прописаны, ими просто нужно уметь пользоваться. Я не хочу сказать, что владею этим  в совершенстве, но такие моменты присутствуют в работе депутата ГД.

 

- Вы являетесь заместителем председателя комитета ГД по бюджету и налогам, Вы используете это каким-либо образом для помощи области?

- Здесь опять же надо понимать механизмы, механизмы формирования доходной части бюджета, который определяется на сегодняшний день БК, НК, бюджетным процессом. Учитываются также и социально-экономическое развитие регионов, специфика отраслей экономики, которые развиваются в регионе. У нас, к примеру, это нефть, газ, металл. Если внешняя конъюнктура положительно складывается, то налоговая база растет, а в других регионах этого нет, и они в этом не виноваты. От региональных политиков в таких случаях можно услышать соображения вроде: «Если мы активно и много добываем, вынуждены дышать всей этой гадостью, почему мы должны отдавать так много собранных налогов, лучше побольше оставить себе». Такие фразы режут мне слух, поскольку это не государственный подход. Как это объяснить 63 терри ториям - реципиентам, таким как Брянск или Курган, у которых ничего, кроме лесов и заповедных зон, нет? Конечно, необходимо развивать в таких областях другие направления производства, но это занимает время, а жить нужно сейчас, поэтому средства и перераспределяются между регионами через федеральный бюджет.

 

Но, кроме механизма «оставить себе побольше», есть другой, более эффективный. Конечно, регионы, перечисляющие крупные суммы в федеральный бюджет, имеют право рассчитывать на адекватный возврат этих средств через механизмы БК, главным образом, через межбюджетные трансферты.

 

- Оренбургская область нуждается в таких трансфертах?

- С учетом существующего бюджетного процесса, конечно, нуждается. Части налогов, остающейся после централизации, не всегда хватает на осуществление расходных полномочий. Вообще, чем больше трансфертов получит область, тем лучше. Ведь, в конечном итоге, именно на эти средства осуществляется строительство социальных объектов, таких как школы, детские сады, больницы, возводятся мосты, происходит модернизация ЖКХ, осуществляется капитальный ремонт зданий.

 

В целом трансферты – весьма мощный механизм возврата денег, и совсем не обязательно кричать: «Оставьте наши налоги у нас!».

 

- А Вы как-то можете повлиять на это перераспределение?

- Это уже более сложный процесс. На это должны влиять и губернатор, и министры, и депутаты Законодательного собрания.

Следует сказать, что раньше конкретная методика расчета межбюджетных трансфертов вообще отсутствовала, и процесс перераспределения средств основывался фактически лишь на мнении и желании федерального министра, который этими деньгами распоряжался. Новый механизм, который был нами разработан, включает единообразный подход, учитывающий различия в социально-экономическом развитии территорий. Сперва рассчитывается налоговый потенциал (статистика уплаты налогов за три года), затем индексы расходов, на основе этого делается расчет суммы трансфертов для каждой конкретной территории.

 

- Александр Борисович, кого Вы понимаете под словом «мы», кто конкретно занимался разработкой такого механизма?

- «Мы» - это трехсторонняя федеральная комиссия по межбюджетным взаимоотношениям, состоящая из равного числа участников трех органов госвласти: Совет Федерации, Государственная Дума и Правительство, от каждого по 11 человек. В состав этой комиссии со стороны ГД непосредственно входил и я.

Конкретный результат работы этой комиссии для Оренбургской области можно проследить на следующем примере. Оренбургская область всегда получала федеральную помощь только по трем фондам: сбалансированности, регионального развития и компенсаций. По еще одному фонду, имеющему наибольший объем, фонду финансовой поддержки, мы средств не получали, так как расчетный финансовый коэффициент для региона был больше единицы. Таким образом, согласно существовавшей методике, не учитывавшей особенности формирования бюджета Оренбургской области, получалось, что чем больше налогов мы собираем, тем меньше их остается в нашем распоряжении. Очевидно, что такое положение дел нуждалось в корректировке, необходимо было изменить методику.

 

При расчете коэффициентов, на основе которых принимается решение о предоставлении средств из фонда финансовой поддержки, нужно было учесть, что бюджет региона формируется, главным образом, за счет нефтегазовых доходов, то есть НДПИ, львиная доля которого централизуется, и в распоряжении области остается лишь незначительная часть. И как только данная особенность была учтена, то есть доходы бюджета были разделены на нефтегазовые и ненефтегазовые, выяснилось, что Оренбургская область имеет право на получение средств из фонда финансовой поддержки регионов. И в этом году впервые регион начал эту помощь получать.

 

 - Каким образом сейчас осуществляется взаимодействие региональных и федеральных властей? Какие основные проблемы Вы видите в выстраивании взаимоотношений?

- Основная проблема – это катастрофическая нехватка кадров. Россия сегодня развивается очень быстро, и можно смело говорить о том, что образование сегодня за этим развитием не успевает. Кадровый голод - проблема №1. К примеру, только вчера у меня был глава Бугурусланского района Алексей Спиридонов, который сейчас занимается решением проблемы жилищного фонда и как раз сталкивается с проблемой нехватки кадров. Так, на модернизацию жилищного фонда выделено 1,2 млрд руб., которые нужно освоить, но вот кому доверить их освоение? Если эти средства осваивать разумно и эффективно, то результат, безусловно, почувствуют все. В противном случае, эффект не будет заметен и осязаем, даже если эти средства не будут разворованы, а просто неэффективно потрачены. То есть, осваивать эти деньги должны грамотные специалисты, которые в курсе новейших строительных, в частности энергосберегающих технологий (а также условий и методов их применения), дающих очень существенную экономию при эксплуатации жилых домов и социальных объектов, которые и необходимо строить. Таких специалистов, которые четко понимают, как и на чем они будут экономить, используя новейшие технологии, практически нет.

 

- Удовлетворяют ли Вас темпы реализации национальных проектов на территории Оренбургской области?

- Скорее, нет. Например, с учетом того, что 40% населения у нас проживает на селе, программу развития АПК на территории области можно было бы и ускорить, но здесь опять же не хватает кадров. Присутствует также и немало проблем с выделением средств, кредитов, субсидированием процентной ставки, сбором документов. Кроме того, технологии, которые нам предлагаются в рамках реализации программы, не всегда применимы на территории Оренбургской области.

 

То же самое и с программой «Жилище». Раньше мы занимались только тем, что формировали спрос, то есть выделяли федеральные, областные средства на финансирование в полном объеме или частично приобретения жилья гражданами. И только второй год начали активно формировать предложение, которому вообще раньше не уделяли внимания. То есть необходимо создавать условия для развития строительства: возводить заводы по производству стройматериалов, осуществлять инфраструктурные проекты, выделять земельные участки и т. д. (о том, насколько прав Александр Борисович, мы убедились при подготовке материала «Кому ПГС? С места, только что добытый!» - прим. ред.) Именно такие шаги позволят нам больше строить, а формирование исключительно спроса в этом деле не поможет. В Оренбургской области в этом направлении довольно много делается, понятно, что это требует времени и контроля, но хотелось бы побыстрее.

 

- А в какой сфере, на Ваш взгляд, сконцентрировалось наибольшее количество проблем для развития бизнеса в регионе?

- Главным образом, не хватает оборотных средств.

 

- Каким образом можно решить эту проблему?

- Необходимо развивать банковский сектор и принимать программы развития малого и среднего бизнеса. Соответствующий закон уже принят, с этого года начинает работать. Здесь также одной из основных проблем является проблема подготовки кадров. Нам нужны на сегодняшний день конкурентоспособные не только на российском, но и на мировом рынке продукты и услуги, для производства которых требуются высококвалифицированные кадры,  кроме того, необходимо создавать условия для работы бизнеса «в белую».

 

- А какими достижениями можно отметить Ваше участие в разрешении данной проблемы?

 - Я являюсь соавтором налоговой амнистии 2006 года, а также введения специальных налоговых режимов (ЕНВД, УСН), являюсь одним из авторов закона о развитии малого и среднего бизнеса. Сейчас принимаю активное участие в деле снижения налога на прибыль и НДС.

 

- Как Вы можете оценить существующий в области предпринимательский ресурс?

 - Он очень низкий. Это характерно не только для Оренбургской области, но и для других регионов. Территории концентрации предпринимательского ресурса сегодня – это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, инициатива там схватывается буквально на лету… А у нас из 20 поданных инвестиционных проектов принимаются и реализуются в лучшем случае 2-3.

 

- А Оренбургская область перспективна как очередной претендент на реализацию проекта по развитию территории?

- Абсолютно! Мы – пограничный регион, у нас много невыработанных низкодебетовых месторождений, полный спектр полезных ископаемых,  у нас очень перспективна глубокая переработка. Кроме того, регион удачно геополитически расположен, здесь довольно спокойная территория с хорошим климатом. И на самом деле, проект развития Оренбургской области уже готовится.

 

- Когда же он будет принят?

- Как только МЭРТ договориться с МРР по поводу стратегии развития Оренбургской области до 2020 г., которая должна согласовываться и органично вписываться в стратегию развития России. Мне этот проект был предоставлен Министерством экономического развития Оренбургской области, я его внимательно изучаю, и если у меня появятся какие-то соображения, я не постесняюсь, конечно, их изложить в письменном виде.

 

Беседовала Елена Лукина.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий