Торговая "жилка" Оренбуржья

24 июля все работники торговли отмечают свой профессиональный праздник. И если бы его не было, то придумать такой праздник надо было обязательно. Ибо обойти праздником практически самую многочисленную профессиональную когорту тружеников нашей экономики было бы чрезвычайно несправедливо.

В настоящее время торговля и потребительский рынок в целом -  один из самых интенсивно развивающихся секторов экономики. Оборот розничной торговли по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,8 раза и составляет 90,3 млрд руб. По темпам роста этого показателя наша область занимает 3 место в Приволжском федеральном округе. Население области за 2007 год приобрело продовольственных товаров на сумму 39,8 млрд руб., непродовольственных – на сумму 50,5  млрд руб. Это свидетельствует о том, что жители нашей области стали лучше жить, больше зарабатывать и могут позволить себе тратить больше средств на товары длительного пользования (одежда, мебель, стройматериалы и др.). В области функционируют свыше 8,7 тысяч магазинов с торговой площадью более 725,5 тысяч м2, 3,3 тыс. предприятий общественного питания, свыше 200 оптовых организаций и предприятий, осуществляющих поставку потребительских товаров, 3 оптовых продовольственных рынка, 10 оптово-розничных торговых комплексов и 53 розничных рынка. В результате, обеспеченность торговыми площадями ( на 1000 жителей) в области составляет 342,3 м2. В Оренбурге этот показатель равен 579,8 м2, что соответствует уровню крупных городов России.

 

При этом меняется сам подход к торговым точкам. По согласованию с управлением Роспотребнадзора на улицах города были запрещены к размещению выносные столы, прилавки по реализации продовольственных товаров, лотки по продаже молочной продукции, был ужесточен и порядок размещения объектов по реализации бахчевых культур, реализация которых санкционированно осуществлялась только на рынках города.

 

Эта отрасль – одна из самых многочисленных. В торговле трудятся 63 тысячи человек (3% от численности населения области). Они обеспечивают 3,8% налоговых поступлений на региональном уровне и 5,5% - на местном уровне.

 

За последний год определились и «передовики» от торговли. На замену уличным киоскам приходят серьезные торговые сети:

- бытовой техники («Эльдорадо», «М-Видео», «Бытовая техника», «Электронный мир» и др.)

- мебели («Интерьер», «Фаренгейт», «Офелия» и др.)

- строительных и отделочных материалов («Евростиль», «Стройторгсервис»)

- продовольственных товаров («Метро», «Орбита», «САМ», «Эконом», «Магнит», «Патэрсон», «Полушка» и др.).

 

Однако, как показывает практика,  проблем у оренбургских предприятий торговли тоже хватает. Как рассказали нам в Торгово-промышленной палате,  прежде всего предпринимателей волнуют проблемы с выходом на оренбургский рынок сбыта. Особенно это касается сельхозпроизводителей, которые просто не могут нормально вести торговлю в Оренбурге и области из-за высокой конкуренции с производителями из других регионов России и зарубежных коллег. Как это ни парадоксально, но оказывается гораздо легче везти товар из Башкирии, Самарской, Челябинской областей и других регионов, чем продавать продукцию собственного производства. Это, в частности, актуально для молочных, мясных и зерновых продуктов. Так, только за представление продукции в одной из известных торговых сетей города с предпринимателей запросили 40 000 рублей в месяц.

 

 

Общее состояние дел в торговой сфере Оренбургской области мы обсудили с заместителем министра экономического развития области, начальником управления потребительского рынка и координации государственных закупок Эдуардом Берлиным.  

-Эдуард Михайлович, какие предприятия торговли Вы можете назвать лидерами рынка?

- В продовольственной сфере это, конечно, федеральные сети: «Мосмарт», «Метро», «Магнит», «Патэрсон» и др. Открываются новые торговые сети «Смак», «Корзинка». Вообще, федеральные торговые сети уже давно работают на оренбургском рынке, они заняли свою нишу и интенсивно развиваются.

В непродовольственной сфере можно отметить «М-Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и др. Конечно, это в основном, федеральные сети, которые приходят к нам в регион, ведут активную рекламную политику, проводят всевозможные акции.  Сейчас ведь не проблема что-то произвести, проблема – продать, найти пути. Поэтому те, кто вкладывают средства в  развитие своего бренда, проводят стимулирующие акции, те и побеждают.

 

- Почему в нашей области так активно развиваются федеральные торговые сети, и практически нет оренбургских гипермаркетов?

- Возможности для начала бизнеса у оренбургских предпринимателей абсолютно такие же,  как и у федералов.   Если у них есть на это средства, они берут торговые площади в аренду или строят в собственность и открывают систему торговли. Открыть магазин  - не проблема. Проблема наполнить магазины товаром. Сетевые структуры при этом выигрывают тем, что система логистики, снабжения у них уже налажена, закупка и доставка  товаров обходится намного дешевле.

 

Очень трудно сейчас приходится розничным магазинам, особенно тем, которые находятся в аренде.  Времена, когда можно было поехать на оптовый рынок в Самару или Москву купить товар, а затем продать по выгодной цене, прошли. Сейчас рынок концентрируется. Если есть прямые контакты с производителями, те, кто берут большие объемы товаров, имеют здесь преференцию. Они устанавливают свои цены, и только потребитель может выбирать, где ему покупать. Хотя говорят, что эти магазины умрут, они будут, просто им нужно искать свое место под солнцем, какие-то другие формы работы, кооперации, интеграции между собой, чтобы вести единую закупочную политику, устанавливать какие-то стандарты работы. Сейчас ведь очень большая конкуренция. Выбирает только покупатель. 

 

 

- В наших магазинах очень мало представлена оренбургская продукция. Почему?

- Да, к сожалению, это так. Поставки из Башкирии, Самары значительно превышают объемы поставок наших производителей. Например, по молочной продукции мы представлены только в эконом-классе: молоко в целлофановых пакетах. Молоко в  тетра-упаковке, продукты переработки (творог, кефир)  у нас производятся, но они не востребованы. Они не выдерживают конкуренцию с другими поставщиками, потому что производители не выстраивают сбытовую систему, не занимаются маркетингом, ссылаясь на нехватку средств, у них слабый менеджмент.  Это вечная цепочка: нам мало платят, потому что мы плохо работаем, и мы плохо работаем, потому что нам мало платят.

 

Сейчас на рынке за место под солнцем производителям бороться очень-очень трудно, и поэтому мы в рамках министерства вырабатываем политику кооперации производителей, создания единых брендов, участия в единой сбытовой политике, но пока это идет еще очень трудно. Когда рынок не насыщен, политика совсем другая, работать и продавать легко. А у нас рынок перенасыщен, выбор большой. Производители говорят, что у нас замечательная продукция, свежая, вкусная, но до потребителя эта информация почему-то не доходит.

 

Все это очень хорошо должны понимать производители, но пока этого не происходит. Тех, кто понимают и что-то делают, мы видим, как обычные потребители. Например, такие компании, как «Золотой цыпленок», «Живая вода» ведут активную политику и предлагают достойные продукты, поэтому они и востребованы у покупателей.

 

- Происходит ли рост заработных плат  в торговой сфере?

- Да, конечно. Бизнесмены, понимая, что нужно отрабатывать какие-то механизмы и улучшать качество обслуживания, все больше вводят электронные системы учета, это требует большей квалификации персонала, а это, следовательно, дороже стоит.

 

- Какова сейчас ситуация с ценами на рынке, и каким образом рост цен отражается на предприятиях торговли?

- Нельзя сказать, что рост цен благоприятно сказывается на предприятиях торговли. С одной стороны, конечно, продажи растут,  но вместе с ними растут и издержки. Ведь в цене повышается все, в том числе  и сырье для торговли.

 

Стабильности на рынке не будет никогда, поэтому нужно уметь приспосабливаться к таким условиям. Инфляция 10-12% в год – это нормально. Но если темпы 4% в месяц, то начинается обратный  процесс, люди покупают меньше, ограничивают себя в определенных категориях товаров. Меняется структура потребления, непродовольственный сектор уступает место продовольственным товарам. Но опять же, чтобы стимулировать цены, нужно наращивать объемы производства, для чего нужно стимулировать политикой сбыта, налогов, льгот.

 

В налоговой политике мы, конечно, особо повлиять не можем, потому что это регулируется федеральными органами власти. С 2005 года  мы предоставляем систему микрокредитования, субсидирования ставок. Такие программы есть и в Министерстве сельского хозяйства (потребительские кооперативы, гарантии кредитования). Предприятия торговли могут воспользоваться этими возможностями. Сейчас принят хороший закон: при покупке технологического оборудования предприятия освобождаются от ставки налога на имущество. Другой вопрос – насколько эффективны и достаточны ли эти программы. Наверно, их не достаточно, но это уже приоритет федеральных органов.

 

- Существует ли в области дефицит торговых площадей?

- У нас уже сейчас наблюдается избыток торговых площадей.  В Степном поселке скоро будет введен в эксплуатацию торговый комплекс «Армада» на 100 тыс. кв. м.  Через полгода будет запущен торговый комплекс «Радуга», на Нежинском шоссе сейчас ведется строительство торгово-развлекательного комплекса на 100 тыс.кв.м. На Петровском рынке, в ТК «Оренбург», есть свободные места, проводятся «ярмарки выходного дня».

 

Весь вопрос в том, выгодно или нет содержать все эти торговые точки, и когда количество перейдет в качество. На сегодняшний день мы наблюдаем перенасыщение рынка. У нас нет дефицита ни по одному виду продукции. Вопрос в покупательской способности людей и их возможности приобретать все эти товары. В такой ситуации выживает сильнейший, тот, кто может предложить потребителю то, что ему действительно нужно. 

Гульдар Хасанова
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий