ООО «Ореана» в феврале исполнилось 82 года. Это одно из старейших предприятий, история которого свидетельствует о том, что в Оренбуржье в те времена закладывалась многоотраслевая экономика, призванная обеспечивать насущные потребности человека. Несколько поколений оренбуржцев одевались в одежды, сшитые на этой фабрике и, пожалуй, с благодарностью вспоминают те времена, когда магазины не баловали большим выбором, но оренбургские швейники всегда радовали безупречным качеством, отличным кроем и широким ассортиментом своих изделий.
Амалия Адамовна Щербинина возглавляет фабрику четверть века – это тоже уникальный случай, когда человек столь длительный срок находится «у руля» одного предприятия. Но речь сегодня о том, как этот профессионал видит проблемы отрасли и пути развития своего предприятия. В том, что выбор пути успешен, свидетельствует и то обстоятельство, что ООО «Ореана» - неоднократный победитель ежегодных областных конкурсов хозяйствующих субъектов, не исключение и нынешний, Х-тый.
Амалия Адамовна не любит общаться с журналистами, да и с властью держит дистанцию. Этому ее научили перестроечные времена и последующие кризисы, когда она поняла, что можно рассчитывать лишь на себя и свою команду. Возможно, это добровольное затворничество породило недопонимание тех действий, которые предпринимались, да и сейчас предпринимаются в «Ореане». Но, внимательно слушая ее рассказ, начинаешь понимать, что решения были приняты правильные, иначе в Оренбурге уже не было бы швейной фабрики, она бы исчезла, как это произошло во многих регионах России.
От советских времен фабрике досталось старое здание с деревянными перекрытиями, проект строительства нового корпуса так и не был реализован. А дальше наступил «турецкий беспредел», когда на прилавки хлынул поток дешевых тряпок сомнительного качества. В то же время стали исчезать отечественные ткацкие предприятия. А может ли существовать швейная отрасль без сырьевой базы? Амалия Адамовна помнит, как ездила в Дубай на выставку и заключила договор на поставку китайских тканей. Когда они пришли в Оренбург, то оказалось, что китайцы не обременяли себя культурой поставок – ткань оказалась не той, что заказывали, и этот 100-процентный синтетический хлам до сих пор пылится на складе фабрики. Были и другие попытки сотрудничать с этой страной. По межправительственному соглашению в счет погашения китайского долга «Ореана» налаживала пошив трех моделей пальто на китайской фабрике. Китайцы с трудом осваивали швейное ремесло по советским ГОСТам. Качество получалось весьма низким, в обмен одно бракованное изделие китайцы заменяли тремя кожаными куртками собственного изготовления – так куртки появились и в Оренбурге. Но в чем китайцы и «преуспели», так это в том, что «присвоили» себе весь модельный ряд, разработанный «Ореаной», а это 160 разработок! Сейчас А. Щербинина вспоминает это с юмором, но тогда это повергло в шок.
Горький опыт послужил основой новой стратегии, которая и сегодня позволяет предприятию развиваться. Ставка была сделана на европейский опыт с его стандартами, модой, технологической и сырьевой базой. Щербинина выучила немецкий. Но и без законодателей европейской моды – итальянцев не обойтись. Выставка в Милане могла бы оказаться абсолютно бесполезной, если б ни счастливый случай и настойчивые попытки перепрыгнуть языковой барьер.
Не в первый раз приходится слышать от наших бизнесменов о схеме принятия иностранцами решения о сотрудничестве. Изучение финансовых, технических и технологических и прочих параметров наших предприятий европейцы проводят деликатно и практически незаметно. Важен и общий фон: дешевизна энергоресурсов на внутреннем рынке, низкий уровень зарплат, относительная стабильность законодательства. Решение о сотрудничестве принимается… в лучших традициях русского купечества: посмотрели друг другу в глаза, пообщались на общие темы, обменялись рукопожатиями – и начали работать. Как правило, европейские поставщики работают при поддержке своих банков, которые и российским предприятиям-партнерам предлагают кредиты, что называется, на общих основаниях. Это одна из причин, почему ООО «Ореана» избегает сотрудничества с российскими банками. Да и итальянские, немецкие партнеры явно доверяют «Ореане», не требуя предоплаты и иных гарантий.
Недавно, продолжая сотрудничество с германской фирмой «Адидас», «Ореана» взяла в лизинг специальное импортное оборудование, чтобы соблюдать все требования заказчика при пошиве спортивной одежды. Можно было бы и купить, получив банковский кредит под десятые доли процента годовых. Но зачем? Амалия Адамовна рассудила так: меняются не только заказчики, но и мода и технологии пошива, поэтому лизинг безопаснее.
- Сейчас много говорят о необходимости модернизации, - рассказывает А.А. Щербинина. – «Ореана» закупила несколько комплектов оборудования, которые позволяют соответствовать требованиям зарубежных заказчиков и пошивать одежду на внутренний рынок по самым высоким стандартам. Решать же сегодня проблему модернизации глобально, то есть до полного переоснащения, я не вижу смысла.
Однако предприятие сегодня вынуждено проводить реконструкцию своих производственных площадей. Недавно установили и новую котельную, которая позволяет в автономном режиме обогревать помещения, производить пар для производственных нужд. Вложенные средства быстро окупаются.
В прошлом, достаточно сложном для фабрики году удалось увеличить выпуск продукции на 7% по отношению к 2008-му. Этот показатель вместе с увеличением средней заработной платы работников фабрики стали определяющими для вывода жюри конкурса о лидерстве «Ореаны» в промышленном секторе Оренбургской области. Более стремительный рост сдерживает покупательский спрос. А это очень субъективная субстанция. К примеру, немцы очень щепетильны к выбору хоть одежды, хоть капусты в продуктовом магазине – обязательно выберут продукцию своего производителя. Итальянцы ни в чем не уступают немцам – уважают только своё. В Европе не увидишь базаров с турецкими и китайскими тряпками, обувью. У россиян этого потребительского патриотизма нет. Вялотекущие акции типа «Покупай оренбургское!» вызывают лишь усмешку как у производителя, так и у потребителя, потому как за лозунгом не следует система мер, в частности, пропаганды преимуществ всего оренбургского или российского, или регионального поощрения местных производителей. Та же «Ореана» платит самый высокий в Оренбурге налог на землю, но можно ли промпроизводство сравнить по доходности с перекупкой и продажей на соседнем «колхозном» рынке?
Еще один пример. «Ореана», как известно, пошивает школьную форму. В прошлом году было проведено анкетирование, которое показало, что детям наиболее важно видеть на форме любой иностранный, даже не известный лейбл, но не российский. Еще важно купить школьную форму в «раскрученном» магазине. И никто – ни родители, ни учителя, ни продавцы не объясняют, что зарубежная синтетика вредна здоровью, что туфли в престижном магазине за 7 тысяч – всего лишь китайский ширпотреб, который не соответствует элементарным требования безопасности для здоровья.
Амалия Адамовна рассказывает о попытке прорваться в престижные торговые сети. Но система бонусов и иных унизительных условий подрывают «на корню» экономическую составляющую такого «партнерства» - за партию проданной школьной формы фабрике «заплатили» меньше 1/10 стоимости поставленного товара, и это при рентабельности 10 – 12%. Остается надеется только на реализацию через сеть собственных магазинов в Оренбурге, Кувандыке, Бузулуке, да на некоторых добропорядочных оптовых покупателей.
- Хотелось бы работать по-новому, - признается А.А. Щербинина. – Вот калькуляция на открытие нового бутика – более 130 тысяч рублей убытка только на начальном этапе. Если делать элитный магазин, то покупатели среднего достатка перестанут покупать нашу одежду, а богатые тоже могут не прийти.
Впрочем, Амалия Адамовна мало похожа на пессимиста. Из очередной зарубежной командировки она привезла образцы тканей для новой коллекции школьной одежды. В основном это 100-процентная шерсть. По совместным с итальянскими модельерами разработкам пошивается новая коллекция осенних пальто для женщин.
- Используем не только самые модные в Европе модели, - рассказывает А.А. Щербинина, - но и цветовая гамма одежды будет полностью соответствовать новым тенденциям – «синий электрик», «молодая зелень», красный «Валентино». Закупаем лучшие импортные хлопчатобумажные ткани для блузок, немецкий трикотаж, кружево. То есть наши изделия будут полностью соответствовать лучшим европейским модным коллекциям.