По европейским стандартам

ООО «Ореана» в феврале исполнилось 82 года. Это одно из старейших предприятий, история которого свидетельствует о том, что в Оренбуржье в те времена закладывалась многоотраслевая экономика, призванная обеспечивать насущные потребности человека. Несколько поколений оренбуржцев одевались в одежды, сшитые на этой фабрике и, пожалуй, с благодарностью вспоминают те времена, когда магазины не баловали большим выбором, но оренбургские швейники всегда радовали безупречным качеством, отличным кроем и широким ассортиментом своих изделий.

Амалия Адамовна Щербинина возглавляет фабрику четверть века – это тоже уникальный случай, когда человек столь длительный срок находится «у руля» одного предприятия. Но речь сегодня о том, как этот профессионал видит проблемы отрасли и пути развития своего предприятия. В том, что выбор пути успешен, свидетельствует и то обстоятельство, что ООО «Ореана» - неоднократный победитель ежегодных областных конкурсов хозяйствующих субъектов, не исключение и нынешний, Х-тый.

 

Амалия Адамовна не любит общаться с журналистами, да и с властью держит дистанцию. Этому ее научили перестроечные времена и последующие кризисы, когда она поняла, что можно рассчитывать лишь на себя и свою команду. Возможно, это добровольное затворничество породило недопонимание тех действий, которые предпринимались, да и сейчас предпринимаются в «Ореане». Но, внимательно слушая ее рассказ, начинаешь понимать, что решения были приняты правильные, иначе в Оренбурге уже не было бы швейной фабрики, она бы исчезла, как это произошло во многих регионах России.

От советских времен фабрике досталось старое здание с деревянными перекрытиями, проект строительства нового корпуса так и не был реализован. А дальше наступил «турецкий беспредел», когда на прилавки хлынул поток дешевых тряпок сомнительного качества. В то же время стали исчезать отечественные ткацкие предприятия. А может ли существовать швейная отрасль без сырьевой базы? Амалия Адамовна помнит, как ездила в Дубай на выставку и заключила договор на поставку китайских тканей. Когда они пришли в Оренбург, то оказалось, что китайцы не обременяли себя культурой поставок – ткань оказалась не той, что заказывали, и этот 100-процентный синтетический хлам до сих пор пылится на складе фабрики. Были и другие попытки сотрудничать с этой страной. По межправительственному соглашению в счет погашения китайского долга «Ореана» налаживала пошив трех моделей пальто на китайской фабрике. Китайцы с трудом осваивали швейное ремесло по советским ГОСТам. Качество получалось весьма низким, в обмен одно бракованное изделие китайцы заменяли тремя кожаными куртками собственного изготовления – так куртки появились и в Оренбурге. Но в чем китайцы и «преуспели», так это в том, что «присвоили» себе весь модельный ряд, разработанный «Ореаной», а это 160 разработок! Сейчас А. Щербинина вспоминает это с юмором, но тогда это повергло в шок.

Горький опыт послужил основой новой стратегии, которая и сегодня позволяет предприятию развиваться. Ставка была сделана на европейский опыт с его стандартами, модой, технологической и сырьевой базой. Щербинина выучила немецкий. Но и без законодателей европейской моды – итальянцев не обойтись. Выставка в Милане могла бы оказаться абсолютно бесполезной, если б ни счастливый случай и настойчивые попытки перепрыгнуть языковой барьер.

Не в первый раз приходится слышать от наших бизнесменов о схеме принятия иностранцами решения о сотрудничестве. Изучение финансовых, технических и технологических и прочих параметров наших предприятий европейцы проводят деликатно и практически незаметно. Важен и общий фон: дешевизна энергоресурсов на внутреннем рынке, низкий уровень зарплат, относительная стабильность законодательства. Решение о сотрудничестве принимается… в лучших традициях русского купечества: посмотрели друг другу в глаза, пообщались на общие темы, обменялись рукопожатиями – и начали работать. Как правило, европейские поставщики работают при поддержке своих банков, которые и российским предприятиям-партнерам предлагают кредиты, что называется, на общих основаниях. Это одна из причин, почему ООО «Ореана» избегает сотрудничества с российскими банками. Да и итальянские, немецкие партнеры явно доверяют «Ореане», не требуя предоплаты и иных гарантий.

Недавно, продолжая сотрудничество с германской фирмой «Адидас», «Ореана» взяла в лизинг специальное импортное оборудование, чтобы соблюдать все требования заказчика при пошиве спортивной одежды. Можно было бы и купить, получив банковский кредит под десятые доли процента годовых. Но зачем? Амалия Адамовна рассудила так: меняются не только заказчики, но и мода и технологии пошива, поэтому лизинг безопаснее.

- Сейчас много говорят о необходимости модернизации, - рассказывает А.А. Щербинина. – «Ореана» закупила несколько комплектов оборудования, которые позволяют соответствовать требованиям зарубежных заказчиков и пошивать одежду на внутренний рынок по самым высоким стандартам. Решать же сегодня проблему модернизации глобально, то есть до полного переоснащения, я не вижу смысла.

Однако предприятие сегодня вынуждено проводить реконструкцию своих производственных площадей. Недавно установили и новую котельную, которая позволяет в автономном режиме обогревать помещения, производить пар для производственных нужд. Вложенные средства быстро окупаются.

В прошлом, достаточно сложном для фабрики году удалось увеличить выпуск продукции на 7% по отношению к 2008-му. Этот показатель вместе с увеличением средней заработной платы работников фабрики стали определяющими для вывода жюри конкурса о лидерстве «Ореаны» в промышленном секторе Оренбургской области. Более стремительный рост сдерживает покупательский спрос. А это очень субъективная субстанция. К примеру, немцы очень щепетильны к выбору хоть одежды, хоть капусты в продуктовом магазине – обязательно выберут продукцию своего производителя. Итальянцы ни в чем не уступают немцам – уважают только своё. В Европе не увидишь базаров с турецкими и китайскими тряпками, обувью. У россиян этого потребительского патриотизма нет. Вялотекущие акции типа «Покупай оренбургское!» вызывают лишь усмешку как у производителя, так и у потребителя, потому как за лозунгом не следует система мер, в частности, пропаганды преимуществ всего оренбургского или российского, или регионального поощрения местных производителей. Та же «Ореана» платит самый высокий в Оренбурге налог на землю, но можно ли промпроизводство сравнить по доходности с перекупкой и продажей на соседнем «колхозном» рынке?

Еще один пример. «Ореана», как известно, пошивает школьную форму. В прошлом году было проведено анкетирование, которое показало, что детям наиболее важно видеть на форме любой иностранный, даже не известный лейбл, но не российский. Еще важно купить школьную форму в «раскрученном» магазине. И никто – ни родители, ни учителя, ни продавцы не объясняют, что зарубежная синтетика вредна здоровью, что туфли в престижном магазине за 7 тысяч – всего лишь китайский ширпотреб, который не соответствует элементарным требования безопасности для здоровья.

Амалия Адамовна рассказывает о попытке прорваться в престижные торговые сети. Но система бонусов и иных унизительных условий подрывают «на корню» экономическую составляющую такого «партнерства» - за партию проданной школьной формы фабрике «заплатили» меньше 1/10 стоимости поставленного товара, и это при рентабельности 10 – 12%. Остается надеется только на реализацию через сеть собственных магазинов в Оренбурге, Кувандыке, Бузулуке, да на некоторых добропорядочных оптовых покупателей.

- Хотелось бы работать по-новому, - признается А.А. Щербинина. – Вот калькуляция на открытие нового бутика – более 130 тысяч рублей убытка только на начальном этапе. Если делать элитный магазин, то покупатели среднего достатка перестанут покупать нашу одежду, а богатые тоже могут не прийти.

Впрочем, Амалия Адамовна мало похожа на пессимиста. Из очередной зарубежной командировки она привезла образцы тканей для новой коллекции школьной одежды. В основном это 100-процентная шерсть. По совместным с итальянскими модельерами разработкам пошивается новая коллекция осенних пальто для женщин.

- Используем не только самые модные в Европе модели, - рассказывает А.А. Щербинина, - но и цветовая гамма одежды будет полностью соответствовать новым тенденциям – «синий электрик», «молодая зелень», красный «Валентино». Закупаем лучшие импортные хлопчатобумажные ткани для блузок, немецкий трикотаж, кружево. То есть наши изделия будут полностью соответствовать лучшим европейским модным коллекциям.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий