Достоинства оренбургского вертолета Ка-226 необходимо дополнить маркетинговой составляющей, то есть найти рынки сбыта и выйти на устойчивую серию. Так считает Александр Куниловский, первый заместитель председателя правительства области, министр экономического развития, промышленной политики и торговли. В интервью журналистам областных СМИ Александр Анатольевич выдвинул предположение о том, что индийские заказчики через три года могут получить из ПО «Стрела» до 200 вертолетов этой серии, но предприятию необходимо расширять и внутренний рынок сбыта.
На прошлой неделе ОАО «ПО «Стрела» и ФГУП «Оренбургские авиалинии» провели широкомасштабную презентацию вертолета Ка-226. В Оренбург приехали представители подразделений, эксплуатирующих вертолеты в своих производственных целях, к примеру, ОАО «Вертолетная сервисная компания», ФНПЦ «НефтьГазАэроКосмос», ОАО «Авиакомпания «Ютэир», «Газпромавиа». К освоению этой серии вертолетов «Стрела» приступила в 2001 году. Вертолет унаследовал от своего предшественника – Ка-126 простую технику пилотирования, низкий уровень вибрации, неприхотливость в эксплуатации. Но для этого, чтобы подняться в небо, очевидно, разработчикам из ОАО «Камов» пришлось немало потрудиться. Ка-226 стал первой винтокрылой машиной в нашей стране, изготовленной в постсоветское время для гражданской авиации. А это факт, можно сказать, исторический.
Представленные на минувшей презентации вертолеты изготовлены по заказу правительства области и находятся в распоряжении областной клинической больницы с сентября 2008 года. Как рассказал Заслуженный работник транспорта России, командир летного отряда авиации спецприменения ФГУП «Оренбургские авиалинии» В.М. Буриков, вертолеты налетали за это время 740 часов, что неплохо. Главное их предназначение – доставка медперсонала в отдаленные районы области для оказания экстренной помощи. Но кроме этого вертолеты по заказам газовиков и нефтяников ведут мониторинг трубопроводов.
Вертолет, который вы видите на фото, в августе прошлого года был представлен на Международном аэрокосмическом салоне «МАКС-2009». Он оборудован VIP-кабиной с кожаными креслами, видимо, для того, чтобы участники экспозиции холдинга «Вертолеты России» смогли оценить многофункциональность вертолета. В дни работы Салона было подписано важное для «Стрелы» лицензионное соглашение с ОАО «Камов», позволяющее оренбургскому предприятию самостоятельно выйти на рынок по реализации вертолетов Ка-226. Это, конечно, неплохо. Если бы при этом Ка-226 вошел в госпрограммы. Это был бы действительно прорыв, выход на гарантированные заказы, на серию. Сможет ли «Стрела» сделать это самостоятельно - вот в чем вопрос.
Сергей Викторович Михеев, генеральный конструктор ОАО «Камов» и нашего вертолета говорит о соответствии Ка-226 требованиям международных стандартов по надежности, ресурсу, шуму и безопасности полетов. Вертолет «уникален по своим пилотным качествам, маневренности, легкости управления». Правда, Сергей Викторович не забывает добавить, что вертолет требует доработки. Это нормально. Любая техника, если стоит того, модернизируется, совершенствуется.
Генеральный конструктор подчеркивает, что при изготовлении вертолета использованы композиционные материалы. Это не только уменьшило массу на 20 -30%, но и ресурс машина увеличило в 2-3 раза. Вертолет оснащен двумя двигателями от «Роллс-Ройс», но некоторые потенциальные заказчики были бы не против французских двигателей, которые позволяют увеличить скорость, взлетную массу и набирать высоту до 6 и более тысяч метров. К примеру, индийским заказчикам это очень важно, ведь условия эксплуатации – высокогорные. Не говоря уж о том, что использовать вертолет они хотят, в том числе, и для военных целей.
Ну, у индийцев свое видение. Вертолет позиционируется как модульная конструкция для пассажирского, аварийно-спасательного, санитарного, патрульного использования.
Пытаюсь «примерить» кабину пилотов. С первого раза не получилось. Не жалуюсь на излишний вес или плохую физическую подготовку, но «вписаться»в ограниченное пространство за штурвалом не так-то просто. Меня пытались разуверить, что некоторые бравые милицейские ребята легко влетают в кабину и также легко ее покидают. Не видела. Не уверена. Если вертолет использовать зимой, значит, пилоты должны облачиться хотя в унты. Пролезут – не пролезут? Да и вряд ли Сергей Викторович Михеев пытался это сделать. На VIP- креслах намного комфортнее демонстрировать своё изобретение. Но за штурвалом будут сидеть наши мужья, отцы. Вдруг непредвиденные ситуации? Страшно.
О «дезигне» вертолета. Предпочитаю в этом отдать лавры своим коллегам. Не покидает мысль, что это – опытные образцы. Их, по разным источникам, создано 10 -11 штук. Кроме наших двух, которые переданы областной клинической больнице, кажется, еще 4 трудятся в структурах «Газпрома». Других, достоверных данных узнать не удалось. Кажется, часть из них служит на земле для отработки и совершенствования основных узлов.
- Я уверен, что мы работаем не на дальнюю, а на ближнюю перспективу, - утверждает генеральный директор ОАО «ПО «Стрела» А.М. Маркман. Сколько машин может сделать предприятие? Такой вопрос задали журналисты. – Мы можем сегодня сделать столько, сколько закажут.
Такова логика маркетинга. Господин Маркман вспомнил, что в былые годы завод производил 600 – 700 самолетов-мишеней для военно-промышленного комплекса. Да, помнится, так и было. Мне привелось первым журналистом увидеть это «изделие ВПК». Впечатление до сих пор не стирается из памяти. Понятно, что военные заказчики не только оплачивали, но и строго следили за качеством сей продукции. И это при том что самолеты-мишени, как вы сами понимаете, служили для одноразовых целей.
Вертолету широкого профиля лишь предстоит подняться на высоту потребительского спроса. Он в этом классе машин, без сомнения, есть. Аналогичные предшественники уже отслужили свой технический срок и выработали моральный ресурс. Участники презентации на поле «Оренбургских авиалиний» следили за показательным полетом Ка-226 и, кажется, были довольны. Но станут ли они заказчиками?
Пилоты винтокрылых машин оценивают летные характеристики вертолета на «хорошо». Завершив интервью с командиром летного отряда В.М. Буриковым, мы пожелали его команде успехов и, на всякий случай, добавили: «Берегите себя».